Диктанты
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Когда в 5-ом классе изучен раздел «Синтаксис и пунктуация», можно с разным интервалом написать два диктанта с грамматическим заданием.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти учебного года

ВЕСНА ИДЁТ!

Ещё не сошёл с полей снег, но уже почернели дороги, и небо стало прозрачным и голубым. Ветер не обжигает лицо, а пахнет свежей землёй.4

«Весна3 идёт!» — говорим мы и сразу примечаем у обочины большую чёрную птицу с белым клювом. Грач3 — птица важная, солидная.

Вернулись скитальцы из дальних стран, подняли праздничный крик.4 Значит, весна не за го­рами. Скоро прибудут и скворцы, засвистят в лесу зяблики, с тяжёлым плеском опустится на озере стая гусей.

А весна всё набирает силу, и каждый новый её день встречает новых певцов. На разных птичьих языках они поют одну песню: «Здравствуй, весна! Здравствуй, солнце!»

(97 слов.)

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор слова: грач (1 вариант); весна (2 вариант).
  2. Составьте схему сложного предложения:

Ещё не сошёл с полей снег, но уже почернели дороги, и небо стало прозрачным и голубым. (1 вариант);

Скоро прибудут и скворцы, засвистят в лесу зяблики, с тяжёлым плеском опустится на озере стая гусей. (2 вариант).

  1. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Ветер не обжигает лицо, а пахнет свежей землёй.4 (1вариант);

Вернулись скитальцы из дальних стран, подняли праздничный  крик.4 (2 вариант).

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам 3 четверти учебного года

ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА

Когда запахнет весной, мы поедем в деревню. Так сказала мама. А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.

Солнышко пригревает, и сосульки плачут на крышах. А мама говорит, что весна только улыбнулась.

Потом снег почернел, забулькали ручьи. Воробьи трещат в саду целый день. Весна только голос подаёт.  

Наконец растаял в городе снег, совсем потеплело. На улицах цветами торгуют. Мама купила букет3 подснежников, понюхала.4

— Вот теперь, — говорит, — настоящей весной пахнет.

Я тоже стал нюхать. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами, не зелёной травой3 и не листьями.4 Обыкновенной землёй пахнет весна.

(По Э. Шиму.)

(94 слова.)

Грамматическое задание

  1. Составьте схему сложного предложения:

А мама говорит, что весна только улыбнулась. (1 вариант);

Солнышко пригревает, и сосульки плачут на крышах. (2 вариант).

  1. Выполните морфологический разбор имени существительного: букет (1 вариант); травой (2 вариант).
  2. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:

Мама купила букет3 подснежников, понюхала.4 (1вариант);

Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами, не зелёной травой3 и не листьями.4 (2 вариант).

  1. Выпишите из текста 3 существительных с изученными орфограммами и графически объясните их.