Творческие работы

Кажется, что свободный выбор в любви очевиден. Но в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» такой выбор невозможен из-за длительной вражды двух знатных веронских семей.

Предрассудки и произвол родителей оказываются сильнее и преграждают путь к счастью тем, кто полюбил впервые и навсегда. Для юных сердец важна не родовитость, а личность того, кого любишь. Первое признание на встрече в саду тем дорого, что искренне передаёт эмоции и мысли. Джульетту на балконе слышит тайком пробравшийся в чужой сад Ромео. Он полон решимости принять другое имя, но быть избранным Джульеттой. Так происходит переломный момент в этой встрече, да и вообще в судьбе и мироощущении героев. Джульетта готова пренебречь всеми страхами и своей свободой ради чувства.

Как хочется, чтобы произошла какая-нибудь случайность, которая помогла бы избежать печального финала (не было, например, чумы, и карантин не помешал монаху Лоренцо, и аптекарь перепутал склянки и вместо яда дал сонных капель). Наверное, каждый читатель, лично переживая трагедию Шекспира, постигает такой жизненный опыт, который помогает не совершать страшных ошибок и меняет отношения между людьми, гармонизируя их без смертных мук.

«… и мир на том стоит, что нет блаженства, если нет трагедий».

 

Творческая работа по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»         

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 910.

 Джульетта       

Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!

Отринь отца да имя измени.

А если нет, меня женою сделай,

Чтоб Капулетти больше мне не быть.

Ромео                                                   

Прислушиваться дальше иль ответить?

Джульетта      

Лишь это имя мне желает зла.              

Ты б был собой, не будучи Монтекки.

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Неужто больше нет других имен?

Что значит имя? Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенств, какой он есть.

Зовись иначе как-нибудь, Ромео,   

И всю меня бери тогда взамен!

Ромео

О, по рукам! Теперь я твой избранник.

Я новое крещение приму,

Чтоб только называться по-другому.

Джульетта      

Кто это проникает в темноте

В мои мечты заветные?

Ромео

Не смею

Назвать себя по имени. Оно

Благодаря тебе мне ненавистно.

Когда б оно попалось мне в письме,

Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

Джульетта

Десятка слов не сказано у нас,

А как уже знаком мне этот голос!

Ты не Ромео? Не Монтекки ты?

Ромео

Ни тот, ни этот: имена запретны.

1. Каково авторское определение жанра пьесы «Ромео и Джульетта»?

1)  комедия;

2)  трагедия;

3) драма;

4) водевиль.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1) является развязкой сюжетного действия;

2)  является завязкой сюжетного действия;

3)  является кульминацией сюжета;

4) является одним из этапов развития сюжета.

З. Приведенный выше диалог между Джульеттой и Ромео происходит:

1)  во время прихода Ромео в сад Капулетти, а Джу­льетта в этот момент стоит на балконе;

2)  в середине пьесы в доме Ромео;

3)  в самом начале пьесы в доме Джульетты;

4)  сразу же после убийства Тибальда.

4. Что побуждает Джульетту мечтать о том, чтобы Ромео не был Монтекки?

1)  ревность;

2)  желание иметь богатого мужа;

3)  смертельная вражда между двумя семьями: Монтекки и Капулетти;

4)  нежелание связать свою судьбу с простолюди­ном.

5. Главным средством выражения авторского отно­шения к героям в данном фрагменте являются:

1)  портреты героев;

2)  речь героев и авторские ремарки;

3)  авторские ремарки;

4)  речь героев.

6. Джульетта и Ромео обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип выска­зывания в драматическом произведении?

7. Укажите термин, которым обозначают глубокое противоречие, лежащее в основе драматического действия (например, противоречие между чувством и долгом в шекспировской пьесе).

8. Найдите во фрагменте слова, с помощью которых Джульетта характеризует Ромео.

9. В речи героев пьесы есть такие реплики: «Не смею / Назвать себя по имени...», «Кто это проникает в темноте / В мои мечты заветные?» Для какого стиля речи характерны данные выражения?

10. Как Джульетта объясняет свои чувства? Почему она может любить Ромео Монтекки, ведь сама она принадлежит к роду Капулетти?

 

Творческая работа по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»         

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 910.

Джульетта

Кто показал тебе сюда дорогу?

Ромео

Ее нашла любовь. Я не моряк,

Но если б ты была на крае света,

Не медля мига, я бы, не страшась,

Пустился в море за таким товаром.

Джульетта

Мое лицо спасает темнота,

А то б я, знаешь, со стыда сгорела,

Что ты узнал так много обо мне.

Хотела б я восстановить приличье,

Да поздно, притворяться ни к чему.

Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,

Что скажешь «да». Но ты не торопись.

Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер

Пренебрегает клятвами любви. Не лги, Ромео.

Это ведь не шутка. Я легковерной, может быть, кажусь?

Ну ладно, я исправлю впечатленье

И откажу тебе в своей руке,

Чего не сделала бы добровольно.

Конечно, я так сильно влюблена,

Что глупою должна тебе казаться,

Но я честнее многих недотрог,

Которые разыгрывают скромниц.

Мне б следовало сдержаннее быть,

Но я не знала, что меня услышат.

Прости за пылкость и не принимай

Прямых речей за легкость и доступность.

Ромео

Мой друг, клянусь сияющей луной,

Посеребрившей кончики деревьев...

Джульетта

О, не клянись луною, в месяц раз

Меняющейся, - это путь к изменам.

Ромео

Так чем мне клясться?

Джульетта

Не клянись ничем

Или клянись собой, как высшим благом,

Которого достаточно для клятв.

Ромео

Клянусь, мой друг, когда бы это сердце...

Д ж у л ь етт а

Не надо, верю…

 

1. Каково авторское определение жанра пьесы «Ромео и Джульетта»?

1)  комедия;

2)  трагедия;

3) драма;

4) фарс.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  является развязкой сюжетного действия;

2)  является одним из этапов развития сюжета;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является эпилогом.

З. Приведенный выше диалог Ромео с Джульеттой происходит:

1)  во время прихода Ромео домой к Джульетте;

2)  в середине пьесы в саду Капулетти, когда Джу­льетта стоит на балконе;

3)  в самом начале пьесы в доме Джульетты;

4) сразу же после убийства Тибальда.

4. Что побуждает Ромео клясться «сияющей луной»?

1)  желание выслужиться;

2)  любовь к Джульетте;

3)  обеспокоенность положением Джульетты;

4)  ненависть.

5. Главным средством выражения авторского отно­шения к героям в данном фрагменте являются:

1)  речь героев;

2)  речь героев и авторские ремарки;

3)  авторские ремарки;

4)  поступки героев.

6.  Джульетта и Ромео обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип выска­зывания в драматическом произведении?

7.  Почему Джульетта не разрешает Ромео клясться «сияющей луной»?

8.  Кто показал Ромео дорогу в сад Капулетти?

9. В речи героев пьесы есть такие реплики: «Прости за пылкость и не принимай / Прямых речей за легкость и доступность», «Я знаю, верю...». Для какого стиля речи характерны данные выражения?

10. Как Джульетта реагирует на пылкие клятвы Ромео в вечной любви? Почему?

 

Творческая работа по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»         

Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 910.

Ромео

Обнимемся. Прощай! Я спрыгну в сад.

Джульетта

Ты так уйдешь, мой друг, мой муж, мой клад?

Давай мне всякий чае все это время

Знать о себе. В минуте столько дней,

Что, верно, я на сотни лет состарюсь,

Пока с моим Ромео свижусь вновь.

Ромео

Я буду посылать с чужбины весть

Со всяким, кто ее возьмется свезть.

Джульетта

Увидимся ль когда-нибудь мы снова?

Ромео

Наверное. А муки эти все

Послужат нам потом воспоминаньем.

Джульетта

О Боже, у меня недобрый глаз!

Ты показался мне отсюда, сверху,

Опущенным на гробовое дно

И, если верить глазу, страшно бледным.

Ромео

Печаль нас пожирает, и она

Пьет нашу кровь. Ты тоже ведь бледна.

Прощай, прощай!   (Уходит.)

Джульетта

Судьба, тебя считают

Изменчивою. Если так, судьба,

То в самом деле будь непостоянной

И вдалеке не век его держи.

1. Каково авторское определение жанра пьесы «Ромео и Джульетта»?

1)  комедия;

2)  трагедия;

3) драма;

4) водевиль.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1) является развязкой сюжетного действия;

2)  является завязкой сюжетного действия;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является одним из этапов развития сюжета.

3. Приведенный выше диалог Ромео с Джульеттой происходит:

1)  в доме Ромео;

2)  в середине пьесы в комнате Джульетты;

3)  в самом начале пьесы, в саду Капулетти;

4)  в саду Монтекки.

4. Что побуждает Ромео прощаться с Джульеттой?

1)  его отправляют в вынужденную ссылку после смерти Тибальда на поединке;

2)  неполадки в собственном доме;

3)  обеспокоенность судьбой Джульетты

4)нежелание Ромео больше встречаться с Джуль­еттой.

5. Главным средством выражения авторского отно­шения к героям в данном фрагменте являются:

1)  портреты героев;

2)  речь героев;

3)  авторские ремарки;

4)  поступки героев.

6.  Джульетта и Ромео обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип выска­зывания в драматическом произведении?

7.  После слов Ромео есть авторское замечание о том, как необходимо действовать герою. Как в драмати­ческом произведении называются эти авторские пометки?

8.  Укажите термин, которым обозначают глубокое противоречие, лежащее в основе драматического действия (например, противоречие между чувством и долгом в шекспировской пьесе).

9.  В речи героев пьесы есть такие реплики: «Я буду посылать с чужбины весть...», «Обнимемся. Про­щай!» Для какого стиля речи характерны данные выражения?

10. Почему Джульетте не хочется отпускать Ромео? Верит ли героиня в судьбу, предчувствия?