Проекты

Индивидуальный учебный проект выпускника 11 класса Флегонтова Максима "Библейские мотивы в творчестве И.А. Крылова".

Руководитель: Остриков А.Г., учитель литературы и ОПК

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. О БАСНОТВОРЧЕСТВЕ И.А.КРЫЛОВА

  • И.А.Крылов – великий баснописец
  • Краткая биография
  • Жанр басни
  • Масштаб популярности

ГЛАВА 2. НЕЗАМЕТНОСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ МОТИВОВ В БАСНЯХ

         2.1. Басня «Крестьянин и лошадь»

         2.2. Басня «Зеркало и обезьяна»

         2.3. Басня «Василёк»

         2.4. Басня «Сочинитель и разбойник»

ГЛАВА 3. МОТИВЫ ГРЕХА В ОБРАЗНОСТИ БАСЕН

         3.1. Основной смысл – в библейских образах

         3.2. . Смирение и гордыня в образах ручья

         3.3. Грехи общества в басне «Безбожники»

         3.4. Грех осуждения в басне «Обоз»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Иван Андреевич Крылов был сотрудником Императорской Публичной библиотеки, Статским Советником, Действительным членом Императорской Российской академии, ординарным академиком Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности.

Он написал более 200 басен с 1809 по 1843 год. Они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. Басни Крылова знают все. Их слушали, когда ещё не умели читать. Их изучают в школе. Каждого человека они просто и ненавязчиво обучают, как надо и как не надо поступать в тех или иных обстоятельствах, как надо и как не надо относиться к себе и к другим. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые слова.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Обращения к темам места человека в мире, к тому, зачем он живёт и как нужно прожить свою жизнь, к каким идеалам нужно стремиться. Настала необходимость по-иному взглянуть на басни И.А.Крылова, постараться увидеть в них не только раскрытие проблем его времени. Актуальность выбранной нами темы не случайна, ведь басни Крылова вобрали в себя всю мудрость народа, показали богатое разнообразие сюжетов и глубину содержания.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Путем сопоставления текстов Евангелия, притчи и басни установить наличие библейских мотивов в баснях И.А.Крылова, а также исследовать свидетельство современников о его творчестве, что должно повысить интерес к истокам родной культуры, литературы и истории.

ЗАДАЧИ:

  • Изучить литературу по данному вопросу и сделать выводы.
  • Познакомиться со Священным Писанием
  • Проанализировать евангельские мотивы в баснях И.А.Крылова
  • Рассмотреть полученные знания в целом.

ПРОБЛЕМА:

Потеря духовно-нравственных ориентиров в современном обществе. Многие люди, читая или слушая басни И.А.Крылова, не видят в них библейских мотивов. Современное молодое поколение плохо знает духовные основы русской литературы.

ГИПОТЕЗА:

Я предполагаю, что в баснях И.А.Крылова могут содержаться библейские мотивы. Мы рассчитываем провести анализ и найти основы духовности в баснях И.А.Крылова.

МЕТОДЫ:

Исследование литературы по  данному вопросу.

Сопоставление и анализ полученных данных в ходе исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

Результат моего проекта может пригодиться для повышения интереса к родной культуре, а так же понимания литературы со стороны библии. Возможность использования материалов исследования во внеурочной деятельности.

 

ГЛАВА 1. О БАСНОТВОРЧЕСТВЕ И.А.КРЫЛОВА.

  • И.А. Крылов – великий баснописец.

Русское книжное слово возникло как слово христианское. Это было слово Библии, литургии, жития, слово отцов Церкви и святителей. Прежде всего, литература того времени научилась мыслить и говорить о Боге и, помня о нём, повествовать о делах земных. Значит, во всём написанном человеком есть скрытый смысл, в котором слышны христианские мотивы, которые нужно только услышать.

Классики нашей литературы всегда современны и всегда немножко пророки. Один из таких пророков – наш мудрый баснописец Иван Андреевич Крылов. Читая его, лучше понимаешь нашу повседневность. Кто не читал его басен «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак да щука»? Ещё при жизни его узнавали простые люди на улице, показывали детям: «Вон идёт дедушка Крылов!»

Современник Ивана Андреевича, А.С.Пушкин писал о баснях Крылова, что их национальное своеобразие в «весёлом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться…» Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа… всюду Русь и Русью пахнет». Владимир Одоевский, произнося 2 февраля 1838 года тост на историческом обеде, посвященном 50-летию литературной деятельности И.А.Крылова, сказал: «Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по Вашим басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением».

Это сказано о поколении, к которому принадлежат и многие декабристы, и государь Николай Павлович, и Александр Пушкин. Вероятно, неспроста Николай I как-то на новый Год подарил наследнику бюст «Баснописец».

  • Краткая биография.

Иван Андреевич Крылов, писатель редкой судьбы, прожил нелегкую жизнь. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Она ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, а будущий баснописец начал служить в одном из казённых учреждений  «подканцеляристом», рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, крючкотворством, унизительной атмосферой человеческого бесправия. Это нравственное состояние могло послужить толчку к развитию сатирического направления.

Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Крылов с детства отличался умом и многими талантами: играл на скрипке, самоучкой изучил французский язык ( а в сорок лет изучил ещё и греческий), хорошо рисовал, увлекался математикой, пробовал писать стихи и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не просто. Крыло писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Кроме того, он прекрасно играл на скрипке, хорошо рисовал. Но именно басня сделала его известным.

Обратимся к словарям. Вот определение жанра в словаре русского языка АН СССР: «Басня. Короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки». В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова дано такое определение: «Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение».

Его басни стали почвой, на основе которых в первой половине ХIХ века появился так называемый вид – реалистическая басня. Следует сказать, что басня – довольно древний вид поэтического искусства, сохранивший своё назначение до нашего времени, она распространена во всех мировых литературах, имеющих древнюю традицию.

В России с ХVIII века широкую известность получают переводы басен Эзопа, Пильпая, Лафонтена, Гольберга и Лессинга. В этот же век в России басни писали: Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Майков, Фонвизин, Херасков, Попов, Чулков, Аблесимов, Хемницер, Измайлов и другие. Но, именно Иван Андреевич Крылов в первой половине ХIХ века сумел обобщить литературный опыт многих поколений литераторов и превратил басню в истинно народный вид искусства, с её народным языком. Михаил Дунаев, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, в своей статье «Иван Андреевич Крылов» очень точно определил специфические особенности басен Крылова. Он обратил внимание на то, что об особом русском духе в крыловских баснях говорили многие: «Не счесть тех, кто от Пушкина и Белинского до наших дней утверждал об особом православном духе крыловских басен. А это важнейшее. Это основа». Басни Крылова – кладезь мудрости. Они просто и ненавязчиво обучают, как надо и как не надо поступать в тех или иных обстоятельствах, как надо и как не надо относиться к себе и к другим.

  • Жанр басни.

Так всегда и определялся жанр басни, он не может быть иным. Но крыловская басня поучает, радует, веселит и воспитывает. Многие мысли (выводы из рассказанного) у нас обратились в пословицы. Кто их не знает («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, да есть» и т.п.)? Народ чувствовал, что поучения Крылова духовны, что они хорошему учат. Архимандрит Агапит (Беловидов) в своём жизнеописании преподобного старца Амвросия Оптинского пишет, что в хибарке старца, в комнате его келейника преподобного Иосифа, лежала книга басен Крылова. Батюшка Амвросий часто среди дня, во время приема множества людей просил прочитать себе одну-две басни Крылова. «Батюшка любил басни Крылова, находя их вполне нравственными, и часто для преподавания своих мудрых советов прибегал к ним». В другой раз преподобный старец Анатолий Оптинский (Зерцалов) пишет в Елец одной девушке, бывшей его духовным чадом и собиравшейся в монастырь: «Вчера или третьего дня о.М. сказал, что ты там всё пляшешь. Я ему советовал указать тебе басню Крылова «Стрекоза и Муравей». К тебе она подходит. Та тоже любила масленицу и не жаловала поста – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою весёлостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют».

  • Масштаб популярности

Когда Крылова спрашивали, почему он выбрал именно басни, он отвечал: «этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Продолжая разговор об определении смысла жанра басни, хочется сказать, что в советское время басня воспринималась только как сатирическое произведение. Советский литературовед Н.Л.Степанов говорил тогда о крыловских баснях: «Именно такую басню, как сатиру, и создал Крылов, пользуясь басенным жанром и басенным иносказательным языком как средством для преодоления цензурных рогаток. В условиях правительственного гнёта басня давала возможность сказать горькую правду о вопиющих противоречиях и несправедливостях тогдашней жизни». Попытаемся возразить: если бы у Крылова не было глубинной православной мудрости, то стали бы оптинские старцы зачитываться у себя в келии какой-то там сатирой на самодержавие.

…Думаю, вряд ли!

Являясь членом общества, где христианское православие было и государственной нормой, и знаком духовной жизни народа, его культурой, Крылов не мог не отразить в своих произведениях приметы той жизни, которая основывается на вечной культуре: Библия, Евангелие, притча.

Один крыловский современник так простодушно оценил творчество Крылова: «Как ты, любезный тятенька, пишешь, пишешь это для всех: для малого, для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют…Басни твои – это не басни, а Апостол». Для современного читателя стоит пояснить, что «Апостол» - это книга, в которую входят мудрые мысли и поучения святых апостолов – учеников Иисуса Христа – Иакова, Петра, Иоанна, Иуды, Павла.

А монах Лазарь (Афанасьев) написал так:

«В одной не так уж толстой книжке

Сошлись лягушки, рыбаки,

Ослы, медведи и мартышки,

Разбойники и мужики.

 

Тут Моська, Лебедь, Рак и Щука

Тут Тришка и Демьян с ухой, -

Всё для того, чтобы наука

Как жить не сделалась сухой.

 

Чтоб в полусказочном обличье

Живее басенка была,

Чтобы евангельская притча

Вернее на душу легла».

ГЛАВА 2. НЕЗАМЕТНОСТЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ МОТИВОВ В БАСНЯХ

2.1. Басня «Крестьянин и лошадь».

Параллели с Писанием можно отыскать у Крылова во множестве. Христианские мотивы в произведениях баснописца обретают свою силу и свой отчетливый голос. Они являются неотъемлемой частью его творчества. Без них этот мир был бы ущербен, однобок. Художественное воплощение христианских мотивов и образов обладают той поразительной способностью проникновения в глубинные процессы жизни человека, его духовного мира; той огромной силой эмоционального, идейного воздействия, с которыми трудно сравнивать и самые объективные виды информации. Христианские мотивы и образы, возникая в текстах басен, уводят нас в глубины подтекста, прообразов, мыслей – в творческую лабораторию автора. Следовать за мыслями великого человека есть занимательная наука.

Возьмём для примера несколько басен великого баснописца и проведем небольшую исследовательскую работу.

Одна из  глубоко поучительных для верующего человека басен Крылова «Крестьянин и лошадь». Лошадь, наблюдая, как мужик бросает семена в землю, осуждает его: ведь с большей пользою можно употребить тот овёс – накормить скотину, или, на худой конец, припрятать. Нет соображения, что Крестьянин поступает истинно мудро, прозревая будущую цель своего действия. Под это можно было бы подвести поучение, применимое к различным житейским ситуациям. Но автор мыслит шире.

Сравним отрывок со словами из Евангелия. «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, - говорит Господь. – Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55;8).

Нетрудно догадаться, что Крылов даёт своего рода поэтическое сказание того, что читаем мы в Писании.

2.2. Басня «Зеркало и обезьяна».

Иван Андреевич в своих баснях подразумевает: вот пороки, от которых требуется освободиться собственными внутренними усилиями. Разве слова из басни «Зеркало и Обезьяна»: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» - не ту же мысль выражают, что и слова Спасителя: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь» (Мф.7;3). Без сомнения смысл един.

2.3. Басня «Василек».

С удивительной простотой и силой в басне «Василёк» раскрыта притча о Господе Боге и человеке, которого из-за его слабости и незначительности окружающие унижают, считают недостойным благ мира. Но солнце Божие одинаково светит на всех людей, на все цветы творения, взращивая их и животворя:

«О вы, кому в удел судьбою дан

Высокий сан!

Вы с солнца моего пример себе берите!

Смотрите:

Куда лишь луч его достанет, там оно

Былинке ль, кедру ли – благотворит равно,

И радость по себе и счастье оставляет…» 

 

2.4. Басня «Сочинитель и разбойник».

Глубокая христианская мысль заключена в басне «Сочинитель и разбойник», где Сочинитель получил после своей смерти в аду большее наказание, нежели грабитель с большой дороги. Греховные дела Разбойника закончились с его смертью, а Сочинитель через свои романы и после своей кончины продолжал развращать души людей. Вот почему ему вынесен более строгий приговор:

«Смотри на злые все дела

И на несчастия, которых ты виною!

Вон дети, стыд своих семей, -

Отчаянье отцов и матерей:

Кем ум и сердце в них отравлены? –

Тобою».

И вновь обратимся к Писанию. Евангелие от Матфея: «…но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18;7). И опять мы наблюдаем параллель единства мысли и басни и Святого Писания.

Вывод: Евангельские мотивы незаметны для современного читателя потому, что современный читатель не читал Евангелие, следовательно, он не знает этих мотивов и не замечает их.

 

ГЛАВА 3. МОТИВЫ ГРЕХА - В ОБРАЗНОСТИ БАСЕН.

3.1. Основной смысл – в библейских образах.

Другой пример, Крылов не раз пишет в своих баснях о сетях, в которые попадаются то обезьяны, то медведь… Сеть – образ коварных действий искусителя-сатаны, старающегося уловить души людей, совратить их в грех и в погибель. Это образ греха – библейский, евангельский, святоотеческий. В басне «Бочка» - предостережение от «учения вредного с юных дней», которое трудно выветривается.

В другой басне лягушка лопнула от зависти, пытаясь раздуться до размеров вола.. По библейскому учению, зависть – зло действительно губительное. Подлинная басня всегда близка притче.

3.2. Смирение и гордыня в образах ручья.

Продолжая разговор о грехах, следует отметить, что немалый грех и «трубить перед собой» о своих делах, пусть и добрых, напрашиваясь на славу, добиваясь известности в миру. Об этом «Водопад и ручей». Это басня о смирении, которое всегда  почиталось православным народом выше любого внешнего шума, великолепия и блеска. В другой басне – совсем другой Ручей. И басня та – о ложном смирении, о гордыне. «Ложное смирение ведет к осуждению и греху, - подчеркнул в своей статье «мирской старец» монах Лазарь (Афанасьев). Вот и Крылов, как тот мирской старец, преподавал всем, и, прежде всего, взрослым людям, те нравственные истины, которые содержаться в евангельском учении и проросли в душе русского народа благодаря Православной Церкви. Он порицал пороки и грехи, несовместимые с христианской жизнью. И в этом, мы считаем, и заключается особое своеобразие его басенного творчества.

3.3. Грехи общества в басне «Безбожники».

Крылов указывал на многие пороки, страсти и грехи человеческие и подчеркивал, что свойства человека не социальные причины, это укоренено в его натуре. Чтобы понять религиозную мудрость Крылова, вспомним ещё одну его басню – «Безбожники». В ней рассказывается об одном народе, который к стыду земных племен», до того «в сердцах ожесточился», что против самого неба вооружился. Буйствуя и кощунствуя, толпы этого народа стали кричать, что «суд небес и строг, и бестолков», что власть небесная «спит иль правит безрассудно». Видя такой наскок воинствующего безбожия на Высшую жизнь, небожители приступают к Хозяину мира, прося его чем-либо вразумить безбожников, «каменным ударить в них дождём». Но Хозяин земли и неба говорит: «Подождём». Если эти люди не угомонятся в своём воинственном неверии  и «в буйстве прекоснят, бессмертных не боясь», то они сами собою «от дел своих» казнятся. Вот как заканчивается басня «Безбожники».

«Плоды неверия ужасны таковы;

И ведайте, народы, вы,

Что мнимых мудрецов кощунства толки смелы,

Чем против Божества вооружают вас,

Погибельный ваш приближают час,

И обратятся все в громовые вам стрелы».

А разве не слова из Евангелия от Луки: «Придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне, всё будет разрушено» (Лк.21;6).

3.4 Грех осуждения в басне «Обоз».

Осуждая ошибки другого, человек подчас сам впадает в грех, который приводит к ещё большим ошибкам. Это грех осуждения. А в 1877 году преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) писал одной из своих духовных чад: «Вспомни молодого коня Крылова: не только других, но и себя-то не мог понимать. А как начало подталкивать делом-то – то в бок, то в зад, - ну и показал сноровку, за которую и поплатились хозяйские горшки». Это конь из басни «Обоз».

«Как в людях многие имеют слабость ту же:

Всё кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже».

И опять всё та же евангельская мудрость: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь» (Мф.7;3).

Вот он дух православного назидания басен Ивана Андреевича. Читая его сочинения, невольно задумываешься над тем, что, возможно, именно христианский смысл его басен делает эти произведения бессмертными. Вот она, душа басен Крылова. Его жизнь, его натура, его православное мировоззрение органично запечатлелось в его произведениях. Каждый из нас может прикоснуться к этому богатству, которое лежит в творениях баснописца, ощутить его своим внутренним взором. Нам, живущим в конце времен, после безбожного ХХ века, сделать это труднее, чем, современникам баснописца. Но как благополезен этот труд! Ведь раскрывая смысл басен Крылова, мы делаем шаг к духовному постижению того, что есть Путь, Истина и Жизнь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, проанализировав творчество великого баснописца и влияние библейских сюжетов на замысел его произведений, мы пришли к выводу, что православные нотки чувствуются в идее многих басен, если не сказать, в каждой. Библейские мотивы по-разному представлены в творчестве И.А.Крылова. Это может быть собственное имя, образ, сюжет, идея или просто цитата, взятая из Библии для характеристики героев.

На наш взгляд, христианские начала в баснях Крылова могут быть и едва заметными, лишь уловимыми или же представлять собой чистую цитату; иметь богоборческую направленность или же интонацию примирения, единения с Богом, с природой. Таковыми являются басни «Крестьянин и лошадь», «Стрекоза и муравей», «Безбожники» и многие другие. Недаром И.А.Крылов так говорил о книге книг – Библии: «Это великая книга, в которой показана борьба добра и зла, это книга – наставник, дающая ответы на все вопросы».

В ходе исследовательской работы мы не только по-иному взглянули на знакомые с детства басни, попытались раскрыть их христианский смысл, извлекли массу полезных уроков, но и приобрели незаменимые умения анализировать, сопоставлять и обобщать информацию.

Подводя итоги, хочется отметить, что «истинно народный», по выражению Пушкина, писатель, с доброй усмешкой, с сердечным участием говорил людям о вечном, о евангельских истинах, о губительной силе порока, о необходимости противостояния греховным помыслам, о смысле жизни, о том богатстве, которым может обладать каждый – старый и молодой, умный и не очень, простец и вельможа. Богатство – это вечная жизнь христианина. И содержание этой жизни зависит от тех поступков, которые совершают люди, от их доброты, чувствительности и духовной силы.

Сегодня темы, звучащие в крыловских баснях, как никогда актуальны. Это связано с тем, что в последнее время в нашей стране становится заметен упадок нравственности, отсутствие у молодого поколения возвышенных идеалов, что отражается на развитии нашего государства, на его положении на мировой арене. Поэтому именно сейчас те темы, которые поднимал в своём творчестве И.А.Крылов, как никогда находят отзывы в сердцах наших современников.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Библия. Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. М. 2005г.
  2. И.А.Крылов. Сочинения в двух томах. М.1973г.
  3. М.М.Дунаев. Православие и русская литература. Сергиев Посад. 2009г.
  4. С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.1983г.
  5. Словарь русского языка. АН СССР. Инст. русск.яз. Изд. 2-е – М.1981г.

Полный текст проектной работы

Лето чудесное

ЛЕТО

Многоцветная осень

ОСЕНЬ

Зимний плен

ЗИМА

Весенняя жизнь

ВЕСНА