Писатели

В. Маяковский - художник

Владимир Маяковский известен как поэт, публицист, драматург, актёр. Но талант художника проявился у него раньше всего.

В семье рисовали все домочадцы: по рисункам отца была сделана мебель, сестра Люда брала уроки рисования у художника С. Краснухи и собиралась поступать в Строгановское художественно-промышленное училище. Сергей Пантелеймонович Краснуха был единственным в Кутаиси дипломированным художником, закончившим в 1884 году Академию художеств в Петербурге.

Учитель оценил рисунки брата и стал «учить даром». Так, Владимир узнал о русской и западной живописи, об отдельных художниках. Он много рисовал пером, карандашом, даже обгорелой спичкой. В кутаисской гимназии после уроков, когда в классе никого не было, Маяковский подходил к доске и мелом рисовал различных птиц и животных. Сестра поражалась быстроте, виртуозности воспроизведения рисунка: «Володя начинает фигуру от пятки или головы и, не отрывая руки, кончает тут же, обведя одним размахом всю фигуру».

До тринадцати лет Маяковский жил в Грузии. Простор и свобода, горы и бурные реки, сады и виноградники запомнились будущему поэту навсегда. Жизнь проходила на природе: с натуры или по памяти мальчик рисовал животных и птиц, которых было много в лесничестве.

В кутаисской гимназии после уроков, когда в классе никого не было, юноша подходил к доске и мелом тоже рисовал зверушек. Он единственный в классе получал за рисование пять с плюсом. На его рисунки обратил внимание учитель В. Баланчивадзе и в альбоме лучших рисунков учеников долгое время хранил рисунок Маяковского. Двенадцатилетний художник уверенно делал шаржи и портретные наброски на учеников, учителей.

Животная символика позже перекочевала и в поэзию Маяковского. Лирический герой часто отождествлял себя с лошадьми, собаками и чувствовал себя, как и они, отделённым от мира людей.

Я люблю зверьё.

Увидишь собачонку —

тут у булочной одна —

сплошная плешь,—

из себя

и то готов достать печёнку.

Мне не жалко, дорогая,

ешь!

Бездомная собака, беззащитная и никому не нужная, вызывает чувство жалости и потребность поделиться всем, что есть. «Зверье» у поэта — это обаятельные существа, которым подвластны эмоции: они плачут, смеются, грустят. Они «не люди, а всё-таки живые».

В 1906 году после смерти отца семья переехала в Москву. В большом городе жилось трудно, и тринадцатилетний подросток материально поддерживал семью: выжигал шкатулки, картинки по трафаретным образцам, разрисовывал коробки, рамки, стаканы для ручек, 

копировал рисунки детей или девушек в русских костюмах, обрамлял орнаментом «под Билибина». Но за работу платили мало, поэтому нужно было сделать как можно больше. К праздникам случались крупные заказы, например, для кондитерской фабрики. К Пасхе Володя делал деревянные яйца: «Круглые, вертятся и скрипят, как двери. Яйца продавал в кустарный магазин на Неглинной. Штука 10—15 копеек».

Ему приходилось заниматься рисованием реклам для аптекарской фирмы Гален. Платили по 5 рублей за рекламу. Владимир выполнял рисунки карандашом и акварельными красками, делал эскизы пейзажей, портреты. Все рисунки тоже продавались ради небольшого заработка на «личные расходы».

Осенью 1908 года Маяковский был принят в приготовительный класс Строгановского художественно-промышленного училища. В Строгановке он научился работать клеевыми красками, это умение пригодилось ему в последующей работе над плакатами и обложками книг.

В январе 1909 года его арестовали: «Сижу опять в Сущёвке, в камере нас 3 человека (всего политических 9). Кормят или, вернее, кормимся очень хорошо. Немедленно начну готовиться по предметам, и если позволят, то усиленно рисовать...»

Он трижды подвергался арестам и во время тюремного заключения просил сестру купить акварельных красок и кисточки и принести «Если «Историю искусств» Гнедича, «Историю живописи в 19 столетии» Мутера: «Говорил со смотрителем. Разрешил принести краски и рисовать, только чтоб все принадлежности были небольших размеров, а то неудобно».

В тюрьме были написаны первые стихи, но Маяковский по-прежнему собирался стать художником. В первой половине 1910 года почти четыре месяца Маяковский учился живописи в студии художника С. Жуковского. Не без иронии он вспоминал, как вместе с какими-то дамочками писал «серебренькие сервизики» и лиловые цветы.

Занимался Владимир и в студии живописи П. Келина: «Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся. Требование — мастерство». Характеристика, данная учителю, ясно указывала, что Маяковского привлекало в искусстве не «красивенькое», а мастерство, гибкая творческая система.

Осенью 1910 года Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это было то «единственное место, куда принимали без свидетельства о благонадёжности». В фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества Маяковский занимался более двух лет. Он учится, изучает старое, ищет новое, много работает. Встречи с молодыми художниками, совместные художественные выставки и диспуты предопределили художественное развитие поэта. Он общался и дружил с Д. Бурлюком, В. Каменским, В. Чекрыгиным, М. Ларионовым, Н. Гончаровой, О. Розановой, А. Лентуловым.

В каталогах выставок 1912—1915 годов встречались разные работы молодого художника: и пейзажи, и портреты, и карикатуры, и автошаржи. Рисунки были выполнены в разных техниках: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш. Интересны его дружеские шаржи К. Чуковского и И. Репина, который хвалил рисунки молодого художника.

В начале ХХ века многие современники поэта, а тем более футуристы, пришли к поэзии от живописи, обозначив своим явлением «победу глаза над слухом». Сплав изображения и слова мы встретим и у В. Хлебникова, Д. Бурлюка, В. Каменского, А. Крученых.

Владимир Владимирович Маяковский работал и в живописи, и почти во всех жанрах графики, от портретов и иллюстраций до афиш и эскизов театральных постановок. Став ярким плакатистом, создав свой собственный стиль политической карикатуры для «Окон РОСТА», он блестяще применил всё многообразие своего таланта, и чувство юмора, и экономность деталей, и наблюдательность, и тягу к условному преувеличению.

И хотя главным в жизни Владимира Владимировича стала поэзия, изобразительное искусство оказывало непосредственное влияние на его первые стихи, написанные кистью художника:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

И в комнате Маяковского на рабочем столе рядом с авторучкой и блокнотом с поэтическими заготовками стояли флаконы с тушью, тюбики с красками.

Много стихов Маяковский написал для детей и сопроводил их яркими, оригинальными иллюстрациями. Сохранился макет детской книжки Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Написаны стихотворные строки, и на каждой странице оставлено место для иллюстраций — такое расположение текста и рисунков поэт хотел видеть в книжке.

Смелость, новаторство, неиссякаемая энергия поэта и художника с особенной силой проявились после революции и Гражданской войны. Время требовало новых агитационных форм. Стали появляться ручные плакаты. Летом 1919 года на смену печатной «Стенной газете» пришли легендарные «Окна РОСТА». Инициатором был художник М. Черемных, заведующий художественным отделом агентства.

Маяковский оценил оперативность нового искусства, большие агитационные возможности политических плакатов. Изобразительная публицистика стала формой общения с людьми: «Улицы — наши кисти, площади — наши палитры».

Первого «окно» Маяковского вышло в октябре 1919 года и призывало пополнять ряды коммунистов. Он сразу подчинил текст и рисунки одной теме — разъяснению важной политической задачи. Единство текста и рисунка, лаконизм и образная мощь плаката сосредоточивали внимание на самом главном в политической жизни тех дней. Это была «протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов».

Тема плаката определялась текстом, часто стихотворным, а почти все тексты писал Маяковский. Если М. Черемных и И. Малютин предлагали тексты, то принимал их только Маяковский. От него зависело политическое содержание «окон». Это требовало умения из множества самых разных событий выделить главное.

Потрясающая работоспособность поэта, стремление всего себя отдать работе были примером для всех художников. Нередко в день Владимир Владимирович делал до пятидесяти плакатов. «Окна РОСТА» — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища»,— писал Маяковский.

Информация, получаемая из разных уголков страны, давала возможность отразить в «окне» последние новости, нередко опережая печать. «От нас требовалась машинная быстрота,— вспоминал поэт,— бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут-час уже висело на улице красочным плакатом...»

Сила воздействия плаката была огромна. «Окна РОСТА» создавались почти в 50 городах страны. Главное требование Маяковского к рисунку — яркость и понятность тому, для кого он создаётся.

Интересна техника исполнения рисунка: поэт наносил контур фигуры чёткой сплошной линией и заливал краской, чаще всего одним цветом: красным — красноармеец, рабочий; враг — чёрным, коричневым. Фигуры условные, но выразительные, очень динамичные. Особенно изобретателен был Маяковский с «рукой»: она указывала путь рабочим и красноармейцам к победе, сжималась в кулак, громя врагов, рукопожатие провозглашало солидарность.

Стихотворные тексты к «Окнам РОСТА» Владимир Владимирович называл своим «вторым собранием сочинений». Они так же просты и выразительны, как рисунки. В «окнах» поэт использовал язык декретов, призывов, песни, частушки, басни, загадки.

Маяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошёл в мировую культуру как поэт, то остался бы в истории как создатель нового удивительного искусства революции.

 

Литература

  1. Верёвкин Б.П. Маяковский в газете. – М., 1986.
  2. Землякова О. Начало мастерства. Маяковский-художник в воспоминаниях родных и друзей /Юный художник. - 1993. - №11-12.
  3. Ивлев Д. Д. Маяковский: Журналистское, редакторско-издательское и художественно-публицистическое творчество, 1911-1917. – М., 2008.
  4. Маяковская Л., О Владимире Маяковском: из воспоминаний сестры. – М.: Детская литература, 1969.
  5. Стрижнева С.Е. Путеводитель по экспозиции Государственного музея В.В. Маяковского. – М., 2007.