Олимпиада по литературе
images/banners/knigi.jpg

В олимпиаде для 5-6 классов есть задания на соответствие и анализ текста.

 

5 класс

1.Назовите 5 писателей и их книги, которые вы прочитали летом.

2.Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым объёмным:

Пословица
Роман
Басня
Частушка
Повесть

3.Действие некоторых сказок А.С. Пушкина связано с морем. Назовите сказочных обитателей морской стихии.

4.Соотнесите автора и название сказки:

1)«Кот в сапогах»                                                  А)Сергей Аксаков

2)«Девочка Снегурочка»                                        Б)Всеволод Гаршин

3)«Лягушка-путешественница»                               В)Владимир Одоевский

4)«Аленький цветочек»                                          Г)Ганс Христиан Андерсен

5)«Городок в табакерке»,                                       Д)Павел Бажов

6)«Серебряное копытце»                                        Е)Шарль Перро

7)«Снежная королева»                                           Ж)Владимир Даль

5.Прочитайте текст и выполните задания к нему.

И.С. Тургенев

НА ОХОТЕ

Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:

- Лучше здесь присесть и подманить их…  Все сейчас здесь будут.

Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..

Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.

Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!

Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.

Выполните задания по данному тексту:

А) От чьего лица ведётся рассказ?

Б) Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.

В) Почему один из охотников захлопал в ладоши?

Г) Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение (2-3 предложения)

6.Некоторые дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника.

(5 предложений)

ОТВЕТЫ

 

6 класс

1.В названии произведений каких писателей встречается упоминание животного (или его клички), насекомого, рыбы или птицы. Необходимо указать автора и название произведения. Приведите не менее пяти примеров.

2.Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1) Сказ                                                   А) «Зимний вечер».

2) Басня                                                 Б) «Робин Гуд и золотая стрела»

3) Баллада                                             В) «Левша»

4) Сказка                                               Г) «Золушка»

5) Стихотворение                                   Д) «Квартет»

3.Узнайте басню И.А. Крылова по морали.

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдет

      И выйдет из него не дело, только мука.

в)   Невежда также в ослепленье

      Бранит науки и ученье

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г)   А вы, друзья, как не садитесь.

      Все в музыканты не годитесь. 

4.Кому из литературных или сказочных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Дохлая кошка.

Черевичка. 

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко.

Рубашки, связанные из крапивной пряжи.

Волшебные волоски из бороды.                   

5.Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении.

а) рифма

2) Разговор двух и более лиц.

б) пейзаж

3) Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.

в)диалог

4) Созвучие концов строк.

г) басня

5) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа.

д) загадка

6) Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием.    

е) аллегория

6. Анализ текста.

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).

1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

7.Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера. (1 персонаж  на выбор).

Максимальное количество баллов -10.

ОТВЕТЫ