Конкурс «Учитель года» – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.
Это так, однако, путь любого учителя к победе в конкурсе – это чрезвычайно трудная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни стаж работы преимуществ в победе не дают.
Учитель, претендующий на титул финалиста, призёра, а может, и победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными технологиями и методиками, но и быть яркой личностью.
Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:
- систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
- представить педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);
- отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы учителя;
- создать пакет документов, содержащих полную картину педагогической деятельности;
- подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.
Но, цитируя педагога Е. Ямбурга, «один педагог в школе не воин», чтобы добиться высоких результатов, необходимо заручиться поддержкой администрации школы и коллег. Только тогда результат участия в конкурсе будет высоким, а само участие – продуктивным и интересным.
В лицее поддержка конкурсанта начинается с сокращения администрацией учебной нагрузки (на время проведения конкурса). Ведь если участник будете готовиться к конкурсу пресловутыми «ночами», то ничего интересного у него не выйдет. Поддержка администрации во время конкурса, доброжелательная атмосфера, психологический настрой на успех – важнейший элемент высокого конкурсного результата (чувствуешь себя Юрием Гагариным, не меньше!).
Каждый учитель-предметник в лицее входит в педагогическое сообщество (методическое объединение, кафедры). Помощь коллег-предметников важна на этапе т. н. «тестирования». Всё-таки все составные элементы конкурса надо заранее продемонстрировать коллегам: рассказать о структуре урока, показать свой методический семинар. После таких «показов» многое меняется и в уроке, и в тексте выступления, и в презентации. На таких показательных выступлениях очень важны комментарии и советы учителей информатики (по оформлению презентации), заместителей директоров по УВР и педагогов-психологов (по навыкам публичного выступления, умению держаться на сцене и отвечать на каверзные вопросы).
В лицее существует обязательная система конкурсного «наставничества». Приглашаются победители и участники профессиональны конкурсов прошлых лет, которые дают ценные советы о том, на что обратить внимание и чего следует избегать и в уроке, и в выступлении, и в мастер-классе.
Педагоги, в прошлом участвующие в конкурсе «Учитель года», дают ценные советы и по уроку:
1. Не пытайтесь вместить в конкурсный урок максимум материала (например, весь материал одного параграфа). Это же не обычный урок, это конкурс (не следует после урока говорить о том, чего не успел на уроке, это утомляет). Конкурсный урок должен быть четким и ясным.
2. Не пытайтесь исполнить все известные вам модные в этом сезоне «элементы урока».
3. Помните, что конкурсный урок – это 30 минут чудес, поэтому заранее продумывайте разные варианты развития урока.
Что же касается конкретной подготовки к конкурсному уроку, то она может проводиться по-разному. Конечно, можно, например, взять за основу урок, уже проведённый и написанный кем-то. Данный вариант подготовки самый простой. Он не требует особых усилий со стороны учителя. Но...Такой урок не будет ярким, наполненным индивидуальностью учителя.
Нужен другой путь. Переворошив литературу, обновив ранее полученные знания с учетом информации об учащихся и условиях материальной базы школы, учитель сам составляет план урока, который потом четко будет выдерживать во время занятия. Этот путь подготовки к уроку сложнее предыдущего, но все же он более оправдан, так как значительно ближе к ученикам и собственному представлению об уроке.
На этом этапе (после создания конкурсантом урока) собираются учителя-предметники, конкурсанты прошлых лет, администрация, и расставляются важные акценты:
необходимо мысленно представить себе весь ход урока, его начало и окончание;
корректируются личностные и поведенческие черты учителя – внешний вид, умение чётко выражать свои мысли, владеть голосом, определять наиболее выгодное место расположения по отношению к учащимся и т.п.
Всё это несколько раз обговаривается совместно на таких мини-совещаниях.