Задания школьного этапа олимпиады предназначены для 7-8 классов.
7 класс
Время выполнения работы – 1,5 астрономических часа (90 минут)
1.Какие фонетические изменения нужно произвести в словах, чтобы следующие существительные превратились в глаголы: воз, нос, пыл, быт, даль, быль, пример.
2.Расставьте ударение в словах: баловаться, заряженный, кроить, клеить, положиться, сердиться, ходатайствовать, ободриться, облегченный, договор, звонишь, красивее.
3.Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.
4.Подберите синонимы к разным значениям слова «испытывать» в следующих фразах: испытывать мотор автомобиля; испытывать затруднения в учёбе.
5.Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.
Делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел.
6.Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.
Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.
7.На основании какого признака вертолет получил свое название?
8.Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?
9.Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Определите части речи.
Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.
10.В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей карете.
11.Отгадай слова:
1) С буквой «Д» я – время суток, Не сочтёшь во мне минуток. Коль на «Т» заменишь «Д», Буду я с тобой везде. Стану шастать по пятам, По дорожкам и кустам. Куда ты – туда и я, Не прогонишь ты меня.
2) Часть первая – согреет дом, Есть в тепловой машине. Вторая – на лице мужском. Всё слово – в море синем… Хотя простое полотно, Но судно двигает оно.
3) Меня разыскивают все, Когда дефект есть в колесе. Шофёру каждому в дороге Могу я пользу принести. Но поменяй местами слоги- И буду я в лесу расти. |
8 класс
Время выполнения работы – 1,5 астрономических часа (90 минут)
1.Расставьте ударение в словах:
Банты, мозаичный, сливовый, танцовщица, красивее, начата.
2.Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
а) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
в) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.
3.Запишите лексическое значение каждого слова.
Армяк, дискуссия, фиаско, околица, приоритет, прецедент, инцидент, абонемент.
4.Дано предложение, в котором обыгрывается несколько фразеологических оборотов. Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому. Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.
Настало время собирать камни, и Владимир, уже вынесший сор из избы, отправился за телегой, стоявшей впереди лошади, и инструментом, который он накануне отложил в долгий ящик.
5.Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.
Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.
6.Определите, каким членом предложения являются подчеркнутые слова. Рядом со сказуемым напишите его вид.
1. Я быстро стал спускаться с холма
2. Надо уважать старость.
3. Бегать по эскалатору запрещается.
4. Сестра просила нас вернуться к вечеру.
5. По окончании школы я буду поступать в институт.
6. У него появилось желание убежать отсюда.
7. Ходить по земле босиком – большое удовольствие.
8. Он поехал в санаторий подлечиться.
9. В одиночестве способен жить не каждый.
7.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.
В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.
Определите тип и стиль речи.
8.Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
2) У меня сегодня праздное настроение.
3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4)Открывая окно, в класс влетел воробей.
9.Прочитайте данную ниже мысль:
... парадокс чтения: оно уводит нас от реальности, чтобы наполнить реальность смыслом.
Как вы понимаете эту мысль? Постройте свое размышление, используя конкретные примеры (достаточно привести два).
Объем работы: не более 12 предложений.