Top.Mail.Ru
Школьная олимпиада 2022 года по литературе для 5-6 классов
Олимпиада по литературе

Выполняем олимпиадные задания по литературе в 5-6 классах.

5 КЛАСС

Задание 1.  [1 балл] Определите жанр по фрагменту.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье…

А) басня          Б) былина          В) баллада            Г) быличка

 

Задание 2.  [1 балл] Определите жанр по его фрагменту.

Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться;
Он и усом не ведёт,
На печи в углу поёт
Изо всей дурацкой мочи:
«Распрекрасные вы очи!»

А) народная сказка; Б) легенда; В) литературная сказка; Г) рассказ

 

Задание 3.  [1 балл] Определите жанр произведения по его фрагменту.
Старуха спрашивает:
– Служивый! Когда ж топор будем есть?
– Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да
позавтракаю!

А) народная сказка; Б) легенда; В) литературная сказка; Г) рассказ

 

Задание 4.  [3 балла] Узнайте отечественного автора.
Родился в Москве в конце 18 века. Очень любил свою няню. Учился в лицее. Родственники жили в Африке. Дядя был поэтом.

- Напишите его имя (1 балл).
- Напишите его отчество (1 балл).
- Напишите его фамилию (1 балл).

 

Задание 5. [2 балла] Это природное явление писатели и поэты сравнивали с воротами в рай, знаменем, лестницей, коромыслом. Что это? Запишите ответ одним словом в начальной форме.

 

Задание 6.   Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Александр Иванович Введенский (1904–1941) Что ты любишь?

(1) – Что ты любишь?
      – Степь. Луга.
(2) И речные берега.
(3) Ветер. Солнце. Дождь. Росу.
(4) И ночлег в глухом лесу.
(5) Дом без крыши, стен, дверей.
(6) Вой ночной лесных зверей.
(7) И до самого утра
(8) Треск упрямого костра.
(9) На рассвете птичье пенье.
(10) Крик далёких петухов.
(11) Еле слышное скрипенье
(12) Сосен, елей и дубов.
(13) – Что ты можешь?
        – Я могу
(14) Починить челнок дырявый
(15) На лесистом берегу.

(16) Я лекарственные травы
(17) Собирать в лугах могу.
(18) И костёр разжечь высокий,

(19) И штаны себе зашить.
(20) И на солнечном припёке
(21) Целый день по речке плыть.
(22) Я могу найти на карте
(23) Незнакомое село.
(24) Я могу заштопать парус,
(25) Сделать новое весло.
(26) – Кем ты будешь?
       – Моряком.
(27) Или буду рыбаком.
(28) Или лётчиком бесстрашным.
(29) Или опытным стрелком.
(30) Буду смелым человеком.
(31) Ну а кем – решу потом.                     (1941)

Задание 7. [1 балл] Найдите определение, не являющееся эпитетом.

А) в глухом лесу
Б) упрямого костра
В) лётчиком бесстрашным
Г) лекарственные травы


Задание 8.   [1 балл] Что означает слово «челнок» в строке 14?

А) маленькая узкая лодка
Б) деталь ткацкого станка
В) мелкий торговец
Г) транспортный космический корабль


Задание 9. [1 балл] Каково значение слова «глухой» в строке 4.

А) непроходимый
Б) лишённый слуха
В) непрочный
Г) закрытый


Задание 10.   [2 балла] Найдите синонимичные глаголы в строках 15–30. Выпишите их в отдельные поля для ответов.

Задание 11. [2 балла] Исследователь составил перечень слов из этого стихотворения, обозначающих звуковые впечатления: «вой, пенье, крик». Дополните перечень: допишите два недостающих слова в отдельные поля для ответов.

Задание 12.    [1 балл] Сколько профессий перечислено в стихотворении? Ответ запишите цифрой.

Задание 13.    [2 балла] Напишите номер строки, состоящей из одних существительных.


Задание 14.   [2 балла] Строки 1, 13, 26 объединены (выберите два верных ответа).

А) общей метафорой
Б) одинаковым синтаксическим устройством первой части
В) общей рифмой

Г) общими эпитетами
Д) олицетворением
Е) общим адресатом

Задание 15.   [5 баллов] Вы прочитали стихотворение А.И. Введенского  «Что ты любишь?». Напишите, а что любите вы?

Всего  за работу 25  баллов.

 

6 класс

 

Задание 1.[1 балл] Определите жанр по фрагменту.

Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный Бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их…

А) басня; Б) былина; В) баллада; Г) литературная сказка

 
Задание 2.   [1 балл] Определите жанр по фрагменту.

Шёл некогда обоз,
А в том обозе был такой престрашный воз,
Что перед прочими казался он возами,
Какими кажутся слоны пред комарами.
Не возик и не воз, возище то валит.
Но чем сей барин-воз набит?
Пузырями.

А) басня; Б) былина; В) баллада; Г) сказка


Задание 3.   [1 балл] Определите жанр по фрагменту.

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мёртвый младенец лежал.

А) басня; Б) былина; В) баллада; Г) литературная сказка

 

Задание 4.   [2 балла] Это природное явление отечественные писатели и поэты сравнивали с воротами в рай, знаменем, лестницей, коромыслом. Что это? Запишите ответ одним существительным в начальной форме.


Задание 5.   Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837) «Утопленник»

 (1828 г.)

(1) Прибежали в и́збу дети,
(2) Второпях зовут отца:
(3) «Тятя! тятя! наши сети
(4) Притащили мертвеца».
(5) «Врите, врите, бесенята, –
(6) Заворчал на них отец; –
(7) Ох, уж эти мне робята!
(8) Будет вам ужо мертвец!

(9) Суд наедет, отвечай-ка;
(10) С ним я ввек не разберусь;
(11) Делать нечего; хозяйка,
(12) Дай кафтан: уж поплетусь...
(13) Где ж мертвец?» – «Вон, тятя, э-вот!»
(14) В самом деле, при реке,
(15) Где разостлан мокрый невод,
(16) Мёртвый виден на песке.

(17) Безобразно труп ужасный
(18) Посинел и весь распух.
(19) Горемыка ли несчастный
(20) Погубил свой грешный дух,
(21) Рыболов ли взят волнами,
(22) Али хмельный молодец,
(23) Аль ограбленный ворами
(24) Недогадливый купец?

 (25) Мужику какое дело?
(26) Озираясь, он спешит;
(27) Он потопленное тело
(28) В воду за ноги тащи́т,
(29) И от берега крутого
(30) Оттолкнул его веслом,
(31) И мертвец вниз по́плыл снова
(32) За могилой и крестом.

(33) Долго мёртвый меж волнами
(34) Плыл качаясь, как живой;
(35) Проводив его глазами,
(36) Наш мужик пошёл домой.
(37) «Вы, щенки! за мной ступайте!
(38) Будет вам по калачу,
(39) Да смотрите ж, не болтайте,
(40) А не то поколочу».

 

(41) В ночь погода зашумела,
(42) Взволновалася река,
(43) Уж лучина догорела
(44) В дымной хате мужика,
(45) Дети спят, хозяйка дремлет,
(46) На полатях муж лежит,
(47) Буря воет; вдруг он внемлет:
(48) Кто-то там в окно стучит.

(49) «Кто там?» – «Эй, впусти, хозяин!» –
(50) «Ну, какая там беда?
(51) Что ты ночью бродишь, Каин?
(52) Чёрт занёс тебя сюда;
(53) Где возиться мне с тобою?
(54) Дома тесно и темно».
(55) И ленивою рукою
(56) Подымает он окно.

(57) Из-за туч луна катится –
(58) Что же? голый перед ним:
(59) С бороды вода струится,
(60) Взор открыт и недвижим,
(61) Всё в нём страшно онемело,
(62) Опустились руки вниз,
(63) И в распухнувшее тело
(64) Раки чёрные впились.

 (65) И мужик окно захлопнул:
(66) Гостя голого узнав,
(67) Так и обмер: «Чтоб ты лопнул!»
(68) Прошептал он, задрожав.
(69) Страшно мысли в нём мешались,
(70) Трясся ночь он напролёт,
(71) И до у́тра всё стучались
(72) Под окном и у ворот.

(73) Есть в народе слух ужасный:
(74) Говорят, что каждый год
(75) С той поры мужик несчастный
(76) В день урочный гостя ждёт;
(77) Уж с утра погода злится,
(78) Ночью буря настаёт,
(79) И утопленник стучится
(80) Под окном и у ворот.

Задание 6.   [3 балла]. В стихотворении есть слова, которые обозначают предметы, в современной жизни вышедшие из обихода (историзмы). Выпишите эти  слова в именительном падеже.


Задание 7.[1 балл] Приведите современное соответствие (одно слово) слову «тятя» (строка 3).


Задание 8.   [1 балл] Приведите современное соответствие (одно слово) слову «внемлет» (строка 47).


Задание 9.   [1 балл] Приведите современное соответствие (одно слово) слову  «урочный» (строка 47).


Задание 10.   [1 балл] Кем был утопленник?
А) рыбаком; Б) купцом; В) пьяницей;  Г) неизвестно кем


Задание 11.   [1 балл] Почему утопленник стучался в окошко к мужику?
А) Призрак утопленника развлекался, ему было скучно.
Б) Мужик не похоронил утопленника, боясь суда.
В) Мужик обидел утопленника при жизни.
Г) Мужик был должен утопленнику денег.

 

Задание 12.   [2 балла] Почему утопленник является мужику ночью, когда «буря воет»? Отметьте все верные ответы.
А) Утопленник в стихотворении связан со стихией воды, поэтому только в бурю и дождь он может покидать реку.
Б) Утопленник воет так же, как ветер.
В) Описание таинственных явлений у А. Пушкина часто связано с непогодой (гроза, метель, буря).
Г) Призраки в мировой литературе всегда являются в дождь.



Задание 13.   [1 балл] Кто по профессии и социальной принадлежность мужик – главный герой стихотворения?
А) рыбак, крестьянин
Б) рыболов, купец
В) судейский чиновник, бедный дворянин
Г) священник, духовное лицо



Задание 14.   [1 балл] В одной из строк упоминается имя Каина (виновник первой смерти на Земле). Почему?
А) Утопленник – преступник.
Б) Любой ночной гость ассоциируется с преступником.
В) Утопленник убил брата мужика.
Г) В каждом стихотворении Пушкина есть библейские ассоциации.



Задание 15.   [1 балл] О ком говорится в строках 19–20?
А) о Каине; Б) о купце; В) о пьянице; Г) о самоубийце

 

Задание 16.    [3 балла] Черты каких жанров отразились в этом произведении? Отметьте три возможных варианта.

А) сказка

Б) былина

В) баллада

Г) рассказ

Д) потешка

Е) житие


Задание 17.   [2 балла] Выпишите номер строки, включающей в себя сравнение.



Задание 18.   [1 балл] В какой строке есть эпитет?

А) 16
Б) 29
В) 60
Г) 74

Всего за работу 24  балла.

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен