Top.Mail.Ru
Школьная олимпиада 2021 года по литературе для 5-6 классов
Олимпиада по литературе

Выполняем олимпиадные задания по литературе в 5-6 классах.

 

5 класс

Время выполнения работы – 90 минут (1,5 часа)

Максимальный балл – 55

Задание 1. Установите соответствие между героем известного произведения А.С. Пушкина и его описанием. (8 баллов) Из какого произведения эти герои? (1 балл) Какие еще произведения А.С. Пушкина вы знаете? Приведите примеры (не более 3). Максимальный балл – 12.

Герой

Описание

1) Наина

А) И снова терем пуст и тих;

Встает испуганный жених,

С лица катится пот остылый;

Трепеща, хладною рукой

Он вопрошает мрак немой...

О горе: нет подруги милой!

2) Черномор

Б) Она, безмолвна и уныла,

Одна гуляет по садам,

О друге мыслит и вздыхает,

Иль, волю дав своим мечтам,

К родимым киевским полям

В забвенье сердца улетает…

3) Фарлаф

В) В пещере старец; ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

4) Руслан

Г) Тогда он встретил под горой

Старушечку чуть-чуть живую,

Горбатую, совсем седую.

Она дорожною клюкой

Ему на север указала.

5) Финн

Д) Хазарский хан, в уме своем

Уже Людмилу обнимая,

Едва не пляшет над седлом;

В нем кровь играет молодая,

Огня надежды полон взор:

То скачет он во весь опор,

То дразнит бегуна лихого,

Кружит, подъемлет на дыбы

Иль дерзко мчит на холмы снова.

6) Ратмир

Е) Людмилы мрачный обожатель.

Он вдоль днепровских берегов

Искал соперника следов;

Нашел, настиг, но прежня сила

Питомцу битвы изменила,

И Руси древний удалец

В пустыне свой нашел конец.

7) Людмила

Ж) Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор…

8) Рогдай

З) Луна чуть светит над горою;

Объяты рощи темнотою,

Долина в мертвой тишине...

Изменник едет на коне.

 

Задание 2. Иллюстратор мифов Древней Греции запутался в своих записях. Помогите художнику определить, какие подвиги Геракл действительно совершил. Максимальный балл – 10.

1) Одолел Медузу Горгону;

2) победил немейского льва;

3) добыл для людей огонь;

4) очистил конюшни Авгия;

5) ослепил циклопа Полифема;

6) одолел лернейскую гидру;

7) укротил критского быка;

8) одолел Минотавра;

9) истребил стимфалийских птиц;

10) поймал керинейскую лань.

 

Задание 3. Разгадайте ребусы с названиями известных вам сказок. Укажите, кто написал произведение (8 баллов). Дайте определение жанру сказка (1 балл). Максимальный балл – 9.

Задание 4. О каких писателях идет речь? Максимальный балл – 4.

  1. Это любимый детский писатель советского времени. Классик детской литературы. В юности этот человек увлекался музыкой, химией, мечтал быть ученым, занимался фотографией, играл в шахматы, торговал газетами, играл в школьном оркестре, пел в хоре, затем он работал на кирпичном заводе. После школы поступил в Художественный институт, а окончил институт Кинематографии, и долгое время работал режиссером учебных фильмов и мультфильмов. 
  1. Русский писатель, драматург, мастер короткого рассказа, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Писатель собирал забавные фамилии, а потом использовал их в своих рассказах. Любил подписывать свои произведения интересными псевдонимами в начале своей литературной карьеры. 
  1. Этот человек прославился короткими стихотворными произведениями нравоучительного, сатирического характера, написанными в позапрошлом веке про нас и для нас замечательным русским языком. 
  1. Однажды простая монетка решила дальнейшую его судьбу. Михаил долгое время никак не мог определиться, оставаться ли ему в Пятигорске или лучше уехать на службу. Он подбросил вверх монетку, которая выдала ему ответ. Он отправился в Пятигорск. Но это стало его роковой ошибкой.

 

Задание 5. Представьте, что вы работаете в популярном детском литературном журнале, и главный редактор поручил вам написать статью к юбилею К.И. Чуковского, которая смогла бы заинтересовать ребят, еще не знакомых с его творчеством. Презентуйте вашу любимую книгу этого автора и приведите не менее 2 аргументов о важности чтения. Максимальный балл – 20.

ОТВЕТЫ

 

6 класс

Время выполнения работы – 90 минут (1,5 часа).

Максимальный балл – 44.

 

1.Соотнесите произведение с его автором и жанром:

«Дубровский»

рассказ

И.А.Крылов

«Алые паруса»

стихотворение

И.С.Тургенев

«Осел и соловей»

роман

М.Ю.Лермонтов

«Маленький принц»

повесть-феерия

А. де Сент-Экзюпери

«Белая береза»

басня

А.Грин

«Бежин луг»

сказка-притча

А.С.Пушкин

Максимальное количество баллов - 6 (по 1 баллу за каждое правильное соответствие).

 

2.Назовите термин по его определению (определяемым словом является один из жанров литературы).

  1. Древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее происхождение жизни на земле –
  2. Крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом –
  3. Небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается –
  4. Произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать –
  5. Лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом –

Максимальное количество баллов – 5 (1 балл за каждый верный термин).

 

3.Определите размер, используемый автором стихотворения, составьте схему размера.

стихотворение

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая  стая

С замираньем летит на звезду.

схема

 

 

 

размер

 

 

 

Максимальное количество баллов – 6 (по 1 баллу за верно определённый размер и верно составленную схему).

 

4.Узнайте героя произведения по описанию, укажите название произведения и автора.

  1. «… Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
  2. Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
  3. За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских образов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинален – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова “очарование”.

Максимальное количество баллов – 6 (по 1 баллу за героя и по о.5 б за название и автора).

 

5.Выпишите из текста указанное средство художественной выразительности.

  1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
    Вниз на землю глядит она боком:
    Что белеет под нежною травкой?
    Вон желтеют под серою травкой
    Прошлогодние мокрые стружки…      (А.Блок)
  2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
    Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
    Песок – как шелк…            (И.Бунин)
  3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.
    Он (парк) был когда-то леса гуще,
    И в зеркалах осенних луж
    Он отражался исполином…  (И.Северянин)
  4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
    Парк шепчет: «Вскоре я не буду…
    Но я ведь жил – была пора…»   

Максимальное количество баллов – 4 (по одному баллу за каждое правильно названное средство).

 

6.О каких писателях идет речь?

а) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

б) У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.

Максимальное количество баллов – 2 (по 1 баллу за каждый верный ответ).

 

7.Назовите автора крылатого выражения

  1. Ну, теперь твоя душенька довольна?
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.
  3. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…
  4. На деревню дедушке. 
  5. Остаться у разбитого корыта.

Максимальное количество баллов – 5 (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

 

8.Творческое задание.

На какого литературного героя вы хотели бы быть похожими? Сформулируйте тезис, приведите 2 примера, доказывающих вашу точку зрения.

Максимальное количество баллов – 10.

Общее количество баллов за работу – 44 балла.

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен