Выполняем олимпиадные задания по литературе в 5-6 классах.
5 класс
Время выполнения работы – 90 минут (1,5 часа)
Максимальный балл – 55
Задание 1. Установите соответствие между героем известного произведения А.С. Пушкина и его описанием. (8 баллов) Из какого произведения эти герои? (1 балл) Какие еще произведения А.С. Пушкина вы знаете? Приведите примеры (не более 3). Максимальный балл – 12.
Герой |
Описание |
1) Наина |
А) И снова терем пуст и тих; Встает испуганный жених, С лица катится пот остылый; Трепеща, хладною рукой Он вопрошает мрак немой... О горе: нет подруги милой! |
2) Черномор |
Б) Она, безмолвна и уныла, Одна гуляет по садам, О друге мыслит и вздыхает, Иль, волю дав своим мечтам, К родимым киевским полям В забвенье сердца улетает… |
3) Фарлаф |
В) В пещере старец; ясный вид, Спокойный взор, брада седая; Лампада перед ним горит; За древней книгой он сидит, Ее внимательно читая. |
4) Руслан |
Г) Тогда он встретил под горой Старушечку чуть-чуть живую, Горбатую, совсем седую. Она дорожною клюкой Ему на север указала. |
5) Финн |
Д) Хазарский хан, в уме своем Уже Людмилу обнимая, Едва не пляшет над седлом; В нем кровь играет молодая, Огня надежды полон взор: То скачет он во весь опор, То дразнит бегуна лихого, Кружит, подъемлет на дыбы Иль дерзко мчит на холмы снова. |
6) Ратмир |
Е) Людмилы мрачный обожатель. Он вдоль днепровских берегов Искал соперника следов; Нашел, настиг, но прежня сила Питомцу битвы изменила, И Руси древний удалец В пустыне свой нашел конец. |
7) Людмила |
Ж) Красавиц давний похититель, Полнощных обладатель гор. Еще ничей в его обитель Не проникал доныне взор… |
8) Рогдай |
З) Луна чуть светит над горою; Объяты рощи темнотою, Долина в мертвой тишине... Изменник едет на коне. |
Задание 2. Иллюстратор мифов Древней Греции запутался в своих записях. Помогите художнику определить, какие подвиги Геракл действительно совершил. Максимальный балл – 10.
1) Одолел Медузу Горгону;
2) победил немейского льва;
3) добыл для людей огонь;
4) очистил конюшни Авгия;
5) ослепил циклопа Полифема;
6) одолел лернейскую гидру;
7) укротил критского быка;
8) одолел Минотавра;
9) истребил стимфалийских птиц;
10) поймал керинейскую лань.
Задание 3. Разгадайте ребусы с названиями известных вам сказок. Укажите, кто написал произведение (8 баллов). Дайте определение жанру сказка (1 балл). Максимальный балл – 9.
Задание 4. О каких писателях идет речь? Максимальный балл – 4.
- Это любимый детский писатель советского времени. Классик детской литературы. В юности этот человек увлекался музыкой, химией, мечтал быть ученым, занимался фотографией, играл в шахматы, торговал газетами, играл в школьном оркестре, пел в хоре, затем он работал на кирпичном заводе. После школы поступил в Художественный институт, а окончил институт Кинематографии, и долгое время работал режиссером учебных фильмов и мультфильмов.
- Русский писатель, драматург, мастер короткого рассказа, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Писатель собирал забавные фамилии, а потом использовал их в своих рассказах. Любил подписывать свои произведения интересными псевдонимами в начале своей литературной карьеры.
- Этот человек прославился короткими стихотворными произведениями нравоучительного, сатирического характера, написанными в позапрошлом веке про нас и для нас замечательным русским языком.
- Однажды простая монетка решила дальнейшую его судьбу. Михаил долгое время никак не мог определиться, оставаться ли ему в Пятигорске или лучше уехать на службу. Он подбросил вверх монетку, которая выдала ему ответ. Он отправился в Пятигорск. Но это стало его роковой ошибкой.
Задание 5. Представьте, что вы работаете в популярном детском литературном журнале, и главный редактор поручил вам написать статью к юбилею К.И. Чуковского, которая смогла бы заинтересовать ребят, еще не знакомых с его творчеством. Презентуйте вашу любимую книгу этого автора и приведите не менее 2 аргументов о важности чтения. Максимальный балл – 20.
6 класс
Время выполнения работы – 90 минут (1,5 часа).
Максимальный балл – 44.
1.Соотнесите произведение с его автором и жанром:
«Дубровский» |
рассказ |
И.А.Крылов |
«Алые паруса» |
стихотворение |
И.С.Тургенев |
«Осел и соловей» |
роман |
М.Ю.Лермонтов |
«Маленький принц» |
повесть-феерия |
А. де Сент-Экзюпери |
«Белая береза» |
басня |
А.Грин |
«Бежин луг» |
сказка-притча |
А.С.Пушкин |
Максимальное количество баллов - 6 (по 1 баллу за каждое правильное соответствие).
2.Назовите термин по его определению (определяемым словом является один из жанров литературы).
- Древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее происхождение жизни на земле –
- Крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом –
- Небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается –
- Произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать –
- Лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом –
Максимальное количество баллов – 5 (1 балл за каждый верный термин).
3.Определите размер, используемый автором стихотворения, составьте схему размера.
стихотворение |
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. |
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном. |
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. |
схема |
|
|
|
размер |
|
|
|
Максимальное количество баллов – 6 (по 1 баллу за верно определённый размер и верно составленную схему).
4.Узнайте героя произведения по описанию, укажите название произведения и автора.
- «… Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
- Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.
- За ореховой рамой в светлой пустоте отражённой комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешёвый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала серая шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Её неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских образов, но их совокупность, стиль был совершенно оригинален – оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова “очарование”.
Максимальное количество баллов – 6 (по 1 баллу за героя и по о.5 б за название и автора).
5.Выпишите из текста указанное средство художественной выразительности.
- Из данных стихотворных строк выписать эпитет.
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок) - Из данных стихотворных строк выписать сравнение.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… (И.Бунин) - Из данных стихотворных строк выписать метафору.
Он (парк) был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином… (И.Северянин) - Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.
Парк шепчет: «Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…»
Максимальное количество баллов – 4 (по одному баллу за каждое правильно названное средство).
6.О каких писателях идет речь?
а) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
б) У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
Максимальное количество баллов – 2 (по 1 баллу за каждый верный ответ).
7.Назовите автора крылатого выражения
- Ну, теперь твоя душенька довольна?
- А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь.
- Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…
- На деревню дедушке.
- Остаться у разбитого корыта.
Максимальное количество баллов – 5 (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
8.Творческое задание.
На какого литературного героя вы хотели бы быть похожими? Сформулируйте тезис, приведите 2 примера, доказывающих вашу точку зрения.
Максимальное количество баллов – 10.
Общее количество баллов за работу – 44 балла.