Девятиклассники прошли первое испытание.
12 февраля учащиеся 9-х классов приняли участие в итоговом собеседовании, успешное прохождение которого обеспечивает допуск к государственной итоговой аттестации.
Собеседование включало в себя несколько видов речевой деятельности: чтение текста, пересказ с цитированием, составление монолога и диалог с учителем-собеседником. Одним из нововведений этого года стали четыре варианта контрольно-измерительных материалов (вместо двух, как было ранее).
Лицеисты показали хороший уровень владения коммуникативными навыками, уверенно справлялись с заданиями. Но всё же многим было трудно побороть своё волнение, которое в некоторых случаях только мешало ребятам. Так, одних подвела злополучная «тыща», другие растерялись при названии деревни Оглендув, а кто-то не смог выявить разницу между словами нагрАдный и награднОй.
Радует тот факт, что все выдающиеся личности, о которых были экзаменационные тексты, остались под своими именами и фамилиями. Также эксперты отметили, что интерес у девятиклассников вызвало рассуждение на тему школьной формы, и многие посчитали её неотъемлемым условием образовательного процесса.
Мы уверены, что результаты сегодняшнего экзамена не огорчат учащихся и педагогов и все ребята получат свой заветный «зачёт»!
Для выразительного чтения предлагались тексты о Герое Советского Союза, санитарном инструкторе морской пехоты Екатери́не Илларио́новне Дёминой (1925‒2019), Герое Советского Союза, юном участнике Великой Отечественной войны, пионере-герое Ви́кторе Миха́йловиче Коробко́ве (1929‒1944), Герое Советского Союза, о советском танкисте-а́се Алекса́ндре Петро́виче О́ськине (1920–2010), об известном советском поэте, ветеране Великой Отечественной войны Дави́де Самуи́ловиче Само́йлове (1920‒1990).
К счастью, в течение экзамена девятиклассники и учителя смогли познакомиться с краткой биографией и подвигами четырёх героев текстов. Внимание обратили также на слова: танкист-ас, пионер-герой, санинструктор, поэт-фронтовик.
Текст 1
Великая Отечественная война была самой тяжёлой и кровопролитной из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. В эти годы на фронте трудились сотни тысяч медиков. Они оказывали помощь миллионам раненых. Екатери́на Илларио́новна Дёмина была одной из тех, кто спасал жизни нашим солдатам.
В первый день войны 15-летняя школьница Катя Дёмина ехала в поезде на каникулы к брату ‒ военному лётчику. Состав попал под обстрел немецкой авиации. Девушке удалось спастись. Увидев ужасы войны, Катя решила идти добровольцем на фронт. Для этого она прибавила к своему возрасту два года. Но решающую роль в отправке на фронт сыграло то, что Катя умела оказывать помощь раненым. Школьница окончила вечерние курсы Российского общества Красного Креста, а мама и бабушка Кати были
врачами.
С июля 1941 года Дёмина ‒ санитарный инструктор: выносила раненых с поля боя, сама получила ранение. После выздоровления служила на военно-санитарном корабле, вывозившем из Сталинграда раненых. Была зачислена санинструктором в морскую пехоту, принимала участие во многих боевых операциях. Во время одного из десантов Дёмина оказала помощь более чем
100 раненым.
Командование дважды представляло Екатерину к званию Героя Советского Союза, подробно описывая её подвиги. И всякий раз в наградном отделе их считали вымыслом. Только после войны Екатерина Илларионовна Дёмина была удостоена звания Героя Советского Союза. (200 слов)
Текст 2
В годы Великой Отечественной войны весь советский народ встал на защиту Родины. Даже дети принимали участие в этой страшной войне. По официальным данным, в боевых частях состояло более 3500 военнослужащих младше 16 лет. Много детей участвовало в партизанской борьбе с оккупантами. Одним из них был Ви́ктор Миха́йлович Коробко́в, которому в 1941 году исполнилось всего лишь 12 лет.
Родной город Виктора Коробкова – Феодо́сия ‒ был захвачен фашистами. Немцы распорядились, чтобы дети и женщины очищали порт от последствий бомбёжек. К работе был привлечён и Витя. Это позволило мальчику вести наблюдение за врагом: данные о передвижении грузов и войск через порт сразу отправлялись партизанам.
Когда находиться в Феодосии стало опасно, Витю отправили в партизанский отряд, где сражался его отец. Подросток стал разведчиком Восточного соединения партизан Крыма. В круг его обязанностей входило изучение местности. Витя по памяти фиксировал боевую технику и места́ её дислока́ции. Эти сведения помогли партизанам проводить успешные военные
операции.
16 февраля 1944 года Витя был арестован при выполнении задания. Две недели фашисты пытали подростка, но он не выдал боевых товарищей. Юному партизану только исполнилось 15 лет, когда его расстреляли. Виктор Коробков был посмертно награждён медалью «За отвагу». Сегодня его именем в Феодосии названы улица и школа, в которой он учился. (199 слов)
Текст 3
Алекса́ндр Петро́вич О́ськин родился в 1920 году в Рязанской губернии. В двенадцатилетнем возрасте переехал с родителями в Москву, где окончил школу и финансово-экономический техникум. В 1940 году пошёл служить в Красную армию, в танковые войска.
Когда началась Великая Отечественная война, Александр был отправлен на Западный фронт, где управлял танком Т-26. Принял участие в Смоле́нском сражении и Московской битве. Осенью 1941 года Оськин получил тяжёлое ранение. Не окончив лечения, Александр отправился в танковую часть, формировавшуюся для отправки на фронт.
Летом 1942 года он принимал участие в боях по обороне Сталингра́да, в 1944 году был командиром Т-34 на Прибалтийском фронте. За годы войны Оськин 7 раз горел в танке.
Подвиг танкист совершил 12 августа 1944 года. Александр Петрович был в составе танковой группы, действовавшей на территории современной Польши. На танке Т-34 ему удалось отразить атаку 11 новейших вражеских танков, известных как «Королевские тигры». Во время боя экипаж Оськина уничтожил три немецких танка, один повредил. На следующий день
в деревне Огленду́в, занятой немцами, снова состоялся бой, в результате которого было захвачено ещё три «Королевских тигра». Одну из машин доставили в подмосковную Ку́бинку для изучения советскими специалистами. За героизм и мужество, проявленные в боях, Александру Оськину было присвоено звание Героя Советского Союза. (198 слов)
Текст 4
Дави́д Самуи́лович Само́йлов – один из известных поэтов-фронтовиков. Поколению 1940-х годов пришлось перенести все тяготы войны, но это не помешало Давиду остаться весёлым и общительным человеком, написавшим много замечательных стихотворений.
В 1941 году Давид Самойлов – студент Московского института философии, литературы и истории, ‒ как и многие его сверстники,
добровольцем ушёл на фронт. В 1943 году пулемётчик Самойлов воевал под Ти́хвином, в первом же бою был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя, он вернулся на фронт. Давид Самойлов прошёл долгий боевой путь от Вя́зьмы до Берлина, награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды.
В 1965 году, к двадцатилетию Победы, в Театре на Тага́нке знаменитый режиссёр Ю́рий Люби́мов поставил спектакль «Павшие и живые», в котором прозвучали стихи поэтов-фронтовиков о войне, в том числе стихи Давида Самойлова. Актёры создали собирательный образ поколения, пережившего Великую Отечественную войну.
Долгое время Давид Самойлов занимался переводами зарубежных поэтов, сочинял пьесы для детей. Лучшие его стихотворения о войне появились лишь спустя два десятилетия. В стихах поэт вспоминает свою фронтовую молодость. Одно из самых известных стихотворений Давида Самойлова – «Сороковые, роковые…», в нём поэт показал, как тесно переплелись в судьбе его поколения война и юность, беда и мечта. (190 слов)