Top.Mail.Ru
Светлая живопись Эдуарда Мане
Художники

Эдуард Мане и его искусство

Имя Эдуарда Мане (1832−1883) связано с искусством середины XIX века, с импрессионистами, которые считали его своим предшественником и вдохновителем. От одного поколения французских художников он нашёл путь к другому, любя живопись настолько, что стал подлинным мастером, сумевшим обновить язык академического искусства.

Во Франции существовала масса живописцев, потакавших пошлым вкусам публики. Познакомиться с их творчеством можно было на официальных выставках и в салонах. Мане верил, что ему удастся перевоспитать художественные вкусы мастеров и дилетантов. Путь, единожды выбранный молодым человеком, оказался сложным и творчески насыщенным.

А надо сказать, Эдуарду пришлось преодолеть сопротивление отца, служившего в министерстве юстиции и мечтавшего о другой карьере сына, чем живопись. Не поступив в морское училище, юноша отправился на торговом судне к берегам Бразилии. Да, дух бунтаря сломить отцу не удалось, и сын стал серьёзно заниматься искусством.

Он провёл пять лет в студии Тома Кутюра, который открыл в Школе изящных искусств в Париже свободную мастерскую, желая создать собственный метод преподавания. Наставник обучал созданию рисунка, работе с натуры, построению большой композиции. Но отношения между учителем и учеником вскоре стали враждебными. Мане ушёл от Кутюра и все созданные за это время картины уничтожил. Однако учебные часы в ателье мастера не прошли даром.

Обыкновенно начинающие художники часто посещали Лувр, копируя картины старых живописцев для воспитания вкуса и отработки рисовальной манеры. Мане работал не только в Лувре, но и в Голландии, Австрии, Италии, особенно интересуясь Веласкесом и Гойей.

Копии, созданные Мане, особые, в них можно узнать его кисть, его манеру. Художник несколько упрощал старую живопись, стремясь найти в ней какое-то особое красочное пятно, композиционный элемент, выражающий индивидуальность. Впоследствии эти копии Мане выставлял рядом с оригинальными своими композициями. Так он восстанавливал традиции искусства XVI и XVII веков, соединяя их с современной живописью.

... Ищите большие световые и теневые плоскости... Всё остальное придёт естественным образом... Э. Мане

Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента». В тёмном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, возле ног валяется пустая бутылка. Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. Когда-то красивый костюм, широкий плащ и цилиндр выдают в нём опустившегося наследника романтических бунтарей, сохранившего свою гордость и человеческое достоинство, несмотря на бедность и пьянство. Публика и жюри Парижского салона не оценили по достоинству эту работу: Кутюр отозвался о картине в резкой манере, и только Делакруа из всех членов жюри салона высказался с похвалою.

Картины «Гитарреро» («Испанский гитарист»), «Викторина Меран в костюме эспада», «Лола из Валенсии» связаны с испанской темой. Мане увлекался не только живописью испанских мастеров Веласкеса и Гойи, но и искусством танцоров и певцов из Испании, которые давали концерты в Париже. Художнику удалось передать чувства талантливого гитариста-левши. Это оценило строгое жюри салона, провозгласив Мане лауреатом. Соотношение старого и нового, появившись раз, долгое время определяло стиль Мане.

Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин, и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников. И в «Олимпии», напоминающей «Венеру Урбинскую» Тициана, вновь был использован излюбленный приём Мане — сопоставление старого и нового. Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма. Мане нарушил академические нормы своего времени. Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ. Так началось противостояние Мане официальному искусству. Художник стремился быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления».

К числу известных картин художника можно отнести «Флейтист», «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя». Особой чистотой стиля, убедительностью деталей, отмечено полотно «Флейтист». Сюжет своей картины «Балкон», придав ему неповторимую трактовку, Мане нашёл в полотне Ф. Гойи «Махи на балконе». Красоту черноволосых дам, расположившихся на балконе, оттеняют их белоснежные наряды. Между женщинами стоит франтоватый мужчина, симпатизирующий одной из красавиц.

Поэтической мечтательностью овеян образ юноши в «Завтраке в мастерской». Он задумчиво смотрит вдаль, став спиной к столу и родителям. Кажется, пройдёт миг, и все, кто застыл на секунду, продолжат заниматься своими делами. Здесь Мане соединил разные жанры: и элементы портрета, и семейную бытовую сцену, и натюрморт. «Портрет Золя» — дань признательности писателю, который страстно защищал искусство Мане.

В 1874 году открылась первая выставка импрессионистов, которая предвещала важные изменения во французском искусстве. Художник не участвовал в ней, работая в пригороде Парижа вместе с Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Эдуарду Мане было близко их увлечение пленэром, стремление запечатлеть мгновения постоянно меняющейся природы, нравилось эскизное исполнение картин, изображение современной жизни. И всё же между ними были довольно определённые различия.

Он высветлил палитру, озарил сияющим, ослепительным светом то, что до него терялось в чёрных и тусклых полутонах. Это завоевание он совершил, неустанно наблюдая игру света... А. Пруст

В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей, их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов, имеет вспомогательное значение. Ослепительное солнце, синева небес ― и ощущение счастья, которое объединяет даму с букетиком цветов и её кавалера в забавной панамке. Мы будто присутствуем рядом и слышим, как он делает комплименты и предлагает пойти в кафе, а она смущается и решает, как ей поступить. Они сидят на берегу, за ними мачты, лодки, домики предместья, и река с блистающими волнами, и дуновение слабого свежего ветерка.

В одной из последних картин художника — «Бар в Фоли-Бержер» — отразились и внимание к личности человека, и эффектное построение композиции, и тончайшая передача вибрации света и разных форм предметов. Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. Но мир вещей не заслоняет человека. Вечность и сиюминутность, веселье и шум, волшебная игра света и тени, меланхоличная девушка и толпа посетителей бара. В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина. Но реальность и его отражение отличаются и позой девушки, и расположением бутылок. Используя контраст, Мане удалось передать одиночество девушки и суету разноголосой толпы. Картина, написанная тяжело болеющим художником, доброжелательно воспринятая жюри салона и публикой, принесла Мане долгожданный успех.

В 1883 году живописец скончался. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Предисловие к каталогу написал друг художника писатель Эмиль Золя.

Заветы Мане оставались живы для последующих поколений. Матисс и Пикассо, Илья Репин и Валентин Серов интересовались творчеством художника, преданно служившего искусству, влюблённого в красоту окружающей действительности и человека.

 

Литература

1. Прокофьева М.Н. Эдуард Мане. - М.: Изобразительное искусство,1982.

2. Турчин В. Эдуард Мане. К 150-летию со дня рождения / Юный художник. - 1982. - №1. - С.12-17.

3. Эдуард Мане. Художник-импрессионист / http://www.hudojnik-impressionist.ru/mane.htm

4. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен