Имя Эдуарда Мане (1832−1883) связано с искусством середины XIX века, с импрессионистами, которые считали его своим предшественником и вдохновителем. От одного поколения французских художников он нашёл путь к другому, любя живопись настолько, что стал подлинным мастером, сумевшим обновить язык академического искусства.
Во Франции существовала масса живописцев, потакавших пошлым вкусам публики. Познакомиться с их творчеством можно было на официальных выставках и в салонах. Мане верил, что ему удастся перевоспитать художественные вкусы мастеров и дилетантов. Путь, единожды выбранный молодым человеком, оказался сложным и творчески насыщенным.
А надо сказать, Эдуарду пришлось преодолеть сопротивление отца, служившего в министерстве юстиции и мечтавшего о другой карьере сына, чем живопись. Не поступив в морское училище, юноша отправился на торговом судне к берегам Бразилии. Да, дух бунтаря сломить отцу не удалось, и сын стал серьёзно заниматься искусством.
Он провёл пять лет в студии Тома Кутюра, который открыл в Школе изящных искусств в Париже свободную мастерскую, желая создать собственный метод преподавания. Наставник обучал созданию рисунка, работе с натуры, построению большой композиции. Но отношения между учителем и учеником вскоре стали враждебными. Мане ушёл от Кутюра и все созданные за это время картины уничтожил. Однако учебные часы в ателье мастера не прошли даром.
Обыкновенно начинающие художники часто посещали Лувр, копируя картины старых живописцев для воспитания вкуса и отработки рисовальной манеры. Мане работал не только в Лувре, но и в Голландии, Австрии, Италии, особенно интересуясь Веласкесом и Гойей.
Копии, созданные Мане, особые, в них можно узнать его кисть, его манеру. Художник несколько упрощал старую живопись, стремясь найти в ней какое-то особое красочное пятно, композиционный элемент, выражающий индивидуальность. Впоследствии эти копии Мане выставлял рядом с оригинальными своими композициями. Так он восстанавливал традиции искусства XVI и XVII веков, соединяя их с современной живописью.
... Ищите большие световые и теневые плоскости... Всё остальное придёт естественным образом... Э. Мане
Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента». В тёмном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, возле ног валяется пустая бутылка. Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. Когда-то красивый костюм, широкий плащ и цилиндр выдают в нём опустившегося наследника романтических бунтарей, сохранившего свою гордость и человеческое достоинство, несмотря на бедность и пьянство. Публика и жюри Парижского салона не оценили по достоинству эту работу: Кутюр отозвался о картине в резкой манере, и только Делакруа из всех членов жюри салона высказался с похвалою.
Картины «Гитарреро» («Испанский гитарист»), «Викторина Меран в костюме эспада», «Лола из Валенсии» связаны с испанской темой. Мане увлекался не только живописью испанских мастеров Веласкеса и Гойи, но и искусством танцоров и певцов из Испании, которые давали концерты в Париже. Художнику удалось передать чувства талантливого гитариста-левши. Это оценило строгое жюри салона, провозгласив Мане лауреатом. Соотношение старого и нового, появившись раз, долгое время определяло стиль Мане.
Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин, и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников. И в «Олимпии», напоминающей «Венеру Урбинскую» Тициана, вновь был использован излюбленный приём Мане — сопоставление старого и нового. Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма. Мане нарушил академические нормы своего времени. Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ. Так началось противостояние Мане официальному искусству. Художник стремился быть «самим собой», «правдиво передавать свои впечатления».
К числу известных картин художника можно отнести «Флейтист», «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя». Особой чистотой стиля, убедительностью деталей, отмечено полотно «Флейтист». Сюжет своей картины «Балкон», придав ему неповторимую трактовку, Мане нашёл в полотне Ф. Гойи «Махи на балконе». Красоту черноволосых дам, расположившихся на балконе, оттеняют их белоснежные наряды. Между женщинами стоит франтоватый мужчина, симпатизирующий одной из красавиц.
Поэтической мечтательностью овеян образ юноши в «Завтраке в мастерской». Он задумчиво смотрит вдаль, став спиной к столу и родителям. Кажется, пройдёт миг, и все, кто застыл на секунду, продолжат заниматься своими делами. Здесь Мане соединил разные жанры: и элементы портрета, и семейную бытовую сцену, и натюрморт. «Портрет Золя» — дань признательности писателю, который страстно защищал искусство Мане.
В 1874 году открылась первая выставка импрессионистов, которая предвещала важные изменения во французском искусстве. Художник не участвовал в ней, работая в пригороде Парижа вместе с Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Эдуарду Мане было близко их увлечение пленэром, стремление запечатлеть мгновения постоянно меняющейся природы, нравилось эскизное исполнение картин, изображение современной жизни. И всё же между ними были довольно определённые различия.
Он высветлил палитру, озарил сияющим, ослепительным светом то, что до него терялось в чёрных и тусклых полутонах. Это завоевание он совершил, неустанно наблюдая игру света... А. Пруст
В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей, их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов, имеет вспомогательное значение. Ослепительное солнце, синева небес ― и ощущение счастья, которое объединяет даму с букетиком цветов и её кавалера в забавной панамке. Мы будто присутствуем рядом и слышим, как он делает комплименты и предлагает пойти в кафе, а она смущается и решает, как ей поступить. Они сидят на берегу, за ними мачты, лодки, домики предместья, и река с блистающими волнами, и дуновение слабого свежего ветерка.
В одной из последних картин художника — «Бар в Фоли-Бержер» — отразились и внимание к личности человека, и эффектное построение композиции, и тончайшая передача вибрации света и разных форм предметов. Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. Но мир вещей не заслоняет человека. Вечность и сиюминутность, веселье и шум, волшебная игра света и тени, меланхоличная девушка и толпа посетителей бара. В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина. Но реальность и его отражение отличаются и позой девушки, и расположением бутылок. Используя контраст, Мане удалось передать одиночество девушки и суету разноголосой толпы. Картина, написанная тяжело болеющим художником, доброжелательно воспринятая жюри салона и публикой, принесла Мане долгожданный успех.
В 1883 году живописец скончался. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Предисловие к каталогу написал друг художника писатель Эмиль Золя.
Заветы Мане оставались живы для последующих поколений. Матисс и Пикассо, Илья Репин и Валентин Серов интересовались творчеством художника, преданно служившего искусству, влюблённого в красоту окружающей действительности и человека.
Литература
1. Прокофьева М.Н. Эдуард Мане. - М.: Изобразительное искусство,1982.
2. Турчин В. Эдуард Мане. К 150-летию со дня рождения / Юный художник. - 1982. - №1. - С.12-17.
3. Эдуард Мане. Художник-импрессионист / http://www.hudojnik-impressionist.ru/mane.htm
4. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. Т.Г. Петровец. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.