Диктанты
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Для 9-х классов составила два разных текста диктантов (на выбор). Они весенне-летние по тематике.

Уже изучены все виды придаточных частей, типы их подчинения, виды связи в сложных предложениях.

9 класс

Холодный март

  

Прошёл холодный ветреный март, и, наполняя воздух ароматом оттаявшей земли, наступил солнечный апрель, хотя по-прежнему иногда дул студёный ветер4. Все обрадовались, увидев, что наперегонки побежали шустрые ручьи, стремясь к сверкающей в отдаленье речонке, ставшей вдруг шумной и полноводной4.

Всюду, куда ни взглянешь, стелется над землей лёгкий пар, на песчаных буграх, которые сами собой уже давно обезлесели, мало-помалу подсохли проталинки, и только на давно неезженой дороге синеют лужицы последней снеговой воды. И степь, и сама деревенька, разбросанная на пригорках, и дощатый заборишко, и сложенные у него дрова, обмытые дождями и обветренные, — всё казалось таким новым, праздничным, что каждый, кто ни смотрел, не раз удивлялся диковинной перемене.

Прилетели первые скворцы и тут же, несмотря на усталость после долгого перелёта, начали оживлённую работу. Без устали носили пёрышки и соломинки, собирали зёрнышки, брошенные в траве.

Весна пошла на попятную, и уже вечером ударил мороз, в течение ночи валом валил снег, завьюжило по-январски. Люди укрылись в домах, скворцы спрятались в соломенных крышах конюшен. А неопытные или просто недогадливые насмерть замерзали либо на лету, либо в холодных скворечнях.

 (169 слов.)

Грамматическое задание

 

  1. Выполните синтаксический разбор предложений:

Прошёл холодный ветреный март, и, наполняя воздух ароматом оттаявшей земли, наступил солнечный апрель, хотя по-прежнему иногда дул студёный ветер4. (1 вариант);

Все обрадовались, увидев, что наперегонки побежали шустрые ручьи, стремясь к сверкающей в отдаленье речонке, ставшей вдруг шумной и полноводной4. (2 вариант).

 

  1. Составьте схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными:

Всюду, куда ни взглянешь... (1 вариант); И степь, и сама деревенька... (2 вариант).

 

9  класс  

Зелёное богатство

 

Нет, наверное, среди жителей лесной зоны ни одного челове­ка, который не любил бы соби­рать грибы.

Ранним осенним утром, когда в лесу ещё сумеречно и влажно от прошедшего ночью дождя, когда от земли поднимается лёгкая дымка тумана, а на каж­дой иголке сосны, на каждом листочке берёзы, на каждой тра­винке дрожат маленькие и неж­ные капельки воды, мы входим осторожно в лес, боясь нару­шить эту волшебную тишину.

Но вот уже и солнце, пробивая пер­выми лучами дымку тумана, за­теяло игру в «зайчики» с ма­ленькими водяными капельками. И все ветви деревьев сразу за­играли разноцветными искорка­ми, как бы осыпанные бриллиан­тами. Раздались первые робкие птичьи голоса, негромкие и не­много грустные.

Осень... А мы идём, наслаждаясь тишиной, кра­сотой природы и зорко смотрим под ноги и по сторонам, чтобы не пройти мимо гриба4. То и де­ло нагибаясь, срываем то сыро­ежку с цветной шапочной, то красноголового подосиновика, ко­торый никогда не бывает черви­вым, а то и сам царь грибов — белый, или боровик, попадёт в наше лукошко4.

Лес — это поэзия, это гар­мония красок, ароматов и звуков! Так почему же так мало лю­дей бережёт у нас наше всенародное зелёное богатство?

(177 слов.)

Грамматическое задание

 

  1. Выполните синтаксический разбор предложений:

А мы идём, наслаждаясь тишиной, кра­сотой природы и зорко смотрим под ноги и по сторонам, чтобы не пройти мимо гриба4. (1 вариант);

То и де­ло нагибаясь, срываем то сыро­ежку с цветной шапочной, то красноголового подосиновика, ко­торый никогда не бывает черви­вым, а то и сам царь грибов — белый, или боровик, попадёт в наше лукошко4. (2 вариант).

  1. Составьте схему сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными из 2 абзаца.