Запахи весны
Визитка марта
Ах, крокусы! Любуюсь. На душе легко. Пробились вы сквозь талые снега...
Символ весенний
Кончились грустные зимние сны, с вербой встречаем начало весны!..
Застенчивый вальс
Появились первоцветы, значит, сбудутся мечты. В них так много солнца, света и неброской красоты.

Между Сретением (15 февраля) и Благовещением (7 апреля) отмечали в нашей деревне народный праздник Сороки. Это  было 22 марта.

Бабушка считала этот день концом зимы и встречей весны и пекла кулики-сороки — булочки, похожие на птичек с глазками из изюма.

В православном церковном календаре 22 марта — день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». По народному календарю наступает равноденствие: день с ночью меряется.  

Подробнее о празднике и его приметах рассказывает писатель Ю. Краснощёков.

 

СОВА-БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

Был на Руси крестьянский праздник. Назывался Сороки — в память сорока христианских мучеников. Отмечался он 9 марта по старому стилю.

Встречали в этот день весну. Пекли печенья в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето теплое, весну красную!»

Пели небыстро, мелодично, чётко донося каждое слово: «Коровки ревут — на волю хотят, лошадки идут — они травки ждут, свинки хрючат — корешков хотят, овечки кричат — они травки хотят, шёлковой травы, ключевой воды».

После пения головки «птичек» отрывали и натыкали на солому крыш, а остальное съедали.

До темноты бегали по деревне дети, выкрикивали веснянки, подкидывали в небо испечённых «жаворонков».

Во многих произведениях русского фольклора рассказывается о птицах, их облике, повадках: «Сова, совинька, сова, большая голова, на колу сидела, в стороны глядела, головой вертела».

Самых разных птиц можно встретить в колыбельных песнях, пестушках и потешках, закличках и приговорках, прибаутках и докучливых сказках. Без них не обходятся шуточные и плясовые песни, скороговорки. Птицы фигурируют в «подблюдных» песнях, частушках, пословицах и поговорках.

Загадывали загадку: «Не князь по породе, а ходит в короне». Это про петуха. Или: «Белы хоромы, красны подпоры». Это — гусь. А то ещё: «Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя» — это что? Пух!

Названия многих птиц и по сей день служат характеристиками людей. Про человека, который себе на уме, говорят: гусь лапчатый! Спесивую красавицу называют павой, а скромную — лебёдушкой. А про драчуна и задиру скажут: петух!

Стрелять и есть некоторых птиц считалось грехом, нечестием. Так, на Руси особо почитаемыми птицами были голубь и лебедь. Бытовали поверья: кто убьёт голубя, у того не станет водиться скотина; а если убитого лебедя показать детям — они помрут.

Древним людям многие явления природы представлялись птицами. Орел олицетворял грозу, бурю и вихри. Сова — чёрную тучу, сверкающую молниями. Облако представлялось птицею, а снег уподоблялся перьям. Это отражено в загадках: «К божьему мясоеду гусей щиплют» — снег идёт; «Белый лебедь на яйцах сидит» — поля, покрытые снегом.

Птицею представлялось древним людям и солнце. Оно уподоблялось у разных народов разным птицам: соколу, утке, гусю. Яркое дневное светило принимали за белоснежного лебедя.

Смерть первобытные народы также видели в образе птицы. Есть загадка: «Стоит дерево, на дереве цветы, под цветами корыто, над цветами орёл — цветы срывает, в корыто бросает; цветов не убывает, в корыте не прибывает». Дерево в этой загадке — мир, цветы — люди, орёл — смерть, корыто — гроб.

В народных сказках встречается златокрылая птица (утка, гусыня или курица), которая к исходу каждой ночи несёт по золотому яйцу. Так древние люди представляли себе рассвет.

Летние тропинки

Лето чудесное, как без тебя!..
Подробнее

Краски осени

Расписные терема осени.
Подробнее

Зимняя мозаика

Короткие снежные дни.
Подробнее