Ученику
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Грамматическое задание практически всегда сопровождает контрольные диктанты. Оно состоит из тех видов разбора, которые отработаны на уроках при изучении языковых единиц (звуков, морфем, разных частей речи, словосочетаний и предложений).

Предлагаю вспомнить названные разборы. Приведу некоторые образцы разборов.

Для звуко-буквенного (фонетического) разбора нужно уметь записывать транскрипцию, делить слова на слоги, давать характеристику звуков и указывать их количество.

Звуки обозначаем в записи в квадратных скобках, названия букв - в кавычках.

Характеризуя согласный звук, отметим его особенности по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, назовём пары.

У гласных звуков укажем ударность-безударность.

 

Для разбора по составу (морфемного) разбора нужно уметь выделить корень слова, найти приставки и суффиксы, выделить основу и окончание, даже если оно нулевое. У глаголов-инфинитивов, деепричастий, наречий, форм сравнительной степени прилагательных окончаний нет.

 

Производя морфологический разбор части речи, например, существительного, следует использовать сложный план: во-первых, определить грамматическое значение слова, во-вторых, указать его начальную форму и постоянные и непостоянные признаки, в-третьих, выяснить синтаксическую роль в предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняя синтаксический разбор, необходимо учесть осложнения в простом предложении. Это могут быть однородные члены, обособленные члены, сравнительные обороты, вводные слова и обращения. И, конечно, нужно составить схему предложения.

В примерах слева дан образец разбора двусоставного предложения, а слева - односоставного.

В этих же примерах есть два причастия. Даны примеры разбора страдательного (слева) и действительного (справа) причастий.

Характеристика сложного предложения включает в себя сведения о структуре и количестве частей, виде связи. Обязательно характеризуем каждую часть, представленную простым предложением. Без схемы синтаксический разбор считается неполным. 

Здесь ниже представлены сложноподчинённые предложения, у которых придаточная часть занимает разную позицию, находясь в начале, середине, конце по отношению к главной части.

Составление схем показано в самом предложении, где сразу видны границы частей.

Найдите среди представленных предложений такие, у которых части связаны сочинительной и подчинительной связью; подчинительной и бессоюзной связью. В каком из них пропущена запятая?

За электричество спасибо!

В чулане деревенского дома нашлась медная керосиновая лампа, старая, закоптелая, в пыли.

Как свеча перестала быть нужной

Представьте себе: гремит музыка, горят ярко свечи, шумный бал длится и длится. А вот зеркало: в него глядит девушка, в тусклом свете свечи пытаясь разглядеть суженого.

Макать перо в чернила…

Чтобы строчку написать, надо иметь бумагу и ручку или карандаш. Ручки теперь не перьевые, а шариковые или гелиевые, да и карандаши не химические, а простые.

Былина о Сухмане

До нашего времени дошло немного былин. Часть из них нам хорошо известна по изучению в школе, по циклу мультфильмов.

Былинные богатыри

События давних лет оставили следы времени в былинах. Былины на­чали создаваться ещё во времена Киев­ской Руси.

Мастерство оружейников Древней Руси

Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.