Ученику
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Словосочетание - минимальная единица синтаксиса. Чтобы составлять предложения, нужно хорошо понимать, как связаны между собой слова в словосочетании.

Словосочетание - минимальная единица синтаксиса. Чтобы составлять предложения, нужно хорошо понимать, как связаны между собой слова в словосочетании.

Если сочинительная связь объединяет слова, никак не связанные друг с другом, то это не словосочетание (утро и вечер). Безусловно, не могут быть словосочетанием грамматическая основа (лес гудел) и знаменательное слово с производным предлогом (около дома).

В словосочетании одно слово подчиняет себе другое, поэтому такие отношения назвали подчинительной связью (интересная статья, услышал шорох, прочитал вчера).

Выделяют три вида словосочетаний: согласование, управление, примыкание (сокращённо СУП).

При согласовании слова согласуются в роде, числе и падеже, при изменении меняются оба слова: хрустальная ваза, (нет) хрустальной вазы, (вижу) хрустальную вазу, (иду) с хрустальной вазой.

В управлении главное слово всегда управляет зависимым словом, заставляя его стоять в определённом падеже: отрыть окно, открыл окно, открою окно, откроешь окно.

В примыкании неизменяемое зависимое слово примыкает к главному слову: его плечо, иду вверх, очень рано.

Если определять группы словосочетаний, то по главному слову их можно разделить на именные (выражены именными частями речи: существительным, прилагательным, числительным, а также местоимением), глагольные (все формы глагола) и наречные.

Именные: пение птиц, синее небо, три желания, мы с тобой.

Глагольные: иду в дом, решил выспаться, спросил о ней, сделал назло, читал лёжа, вышитый нитками, молотый вручную, блестя на солнце, выучив правило.

Наречные: слева у беседки, позади неё, очень весело.

Если распределять словосочетания по группам согласно тем отношениям, которые передают зависимые слова, то можно выделить определительные (атрибутивные), дополнительные (объектные), обстоятельственные словосочетания.

Определительные (атрибутивные) словосочетания выражают признак предмета и сам предмет: вкусный чай, третий час, мой друг, поющий соловей, цвет хаки, ваза из хрусталя, домик в деревне, чтение вслух, поездка сидя, мечта сочинять.

Дополнительные (объектные) словосочетания выражают предмет и действие, которое переходит на этот предмет: читать письмо, нашёл её, просмотр сериала, построенная мною, глядя в окно, наперерез машине.

Обстоятельственные словосочетания указывают на признак действия и само действие: сидел дома, идти быстро, говоря вслух, очень маленький.

 

Задание для самоподготовки

Определите глагольные, именные, наречные; с определительным, дополнительным, обстоятельственным значением, СУП.

Утром выбрались, на самый перевал, внутри заплясало, хребты чудовищ, страшных чудовищ,  высились над землей, в ярко-зеленой щетине,  на ободранных боках, кровавые подтеки, дальше блёкла,  закрывались завесой,  закрывались гуще,  в правую руку, очарованный взор,  налево лежали, облысели от времени, вся шкура, содрана до мяса,  вздымались массой,  с впадинами балок, по  освещенным солнцем,  недавно  поднялось, впереди блестит, больно глядеть, внушительно сказал, по-нашему называется, весь горизонт, белыми хребтами, ниже голубели, в сизой дымке, вершины гор, хлестали глаз, резкой белизной.

Самостоятельная работа по вариантам

Вариант 1

Задание 1.

Выпишите из предложения все словосочетания и распределите их по группам:

В то время как мирные земледельцы старались держаться подальше от опасных горных ущелий, скрываясь в старинных поселениях, многочисленные военные силы углублялись в девственные леса. (Ф. Купер.)

С

У

П

 

 

 

Задание 2.

Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

все движения -

при каждом шаге -

сгибая ноги -

о его росте -

к этому прибавить -

сторона лошади -

бежала скорее -

косматого хвоста -

слегка улыбнулся -

не сдержала смеха -

 

Вариант 2

Задание 1.

Выпишите из предложения все словосочетания и распределите их по группам:

При этих словах чудак вынул из кармана книжку и, надев на нос очки в железной оправе, открыл томик с такой осторожностью, и почтением, которых требует обращение со священными предметами. (Ф. Купер.)

С

У

П

 

 

 

 

Задание 2.

Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

в сторону чащи -

искоса взглянул -

по-прежнему спокойно -

увидав это -

блики света -

на каких-то ягодах -

притаившегося в листве -

заглушить голос -

учитель пения -

его фигура -

 

Вариант 3

Задание 1.

Выпишите из предложения все словосочетания и распределите их по группам:

Через полянку бежала одна из тех извилистых тропинок, которые протаптывают олени на своем пути к водопою; она упиралась в речку подле того места, где отдыхали белый охотник и его краснокожие товарищи. (Ф. Купер.)

С

У

П

 

 

 

 

Задание 2.

Выполните синтаксический разбор словосочетаний:

одобрил предложение -

кивнув головой -

осторожно подползать -

в нескольких ярдах -

бесшумно наложил -

на тетиву лука -

раненое животное -

на своего врага -

грозя нанести -

его шею - 

За электричество спасибо!

В чулане деревенского дома нашлась медная керосиновая лампа, старая, закоптелая, в пыли.

Как свеча перестала быть нужной

Представьте себе: гремит музыка, горят ярко свечи, шумный бал длится и длится. А вот зеркало: в него глядит девушка, в тусклом свете свечи пытаясь разглядеть суженого.

Макать перо в чернила…

Чтобы строчку написать, надо иметь бумагу и ручку или карандаш. Ручки теперь не перьевые, а шариковые или гелиевые, да и карандаши не химические, а простые.

Былина о Сухмане

До нашего времени дошло немного былин. Часть из них нам хорошо известна по изучению в школе, по циклу мультфильмов.

Былинные богатыри

События давних лет оставили следы времени в былинах. Былины на­чали создаваться ещё во времена Киев­ской Руси.

Мастерство оружейников Древней Руси

Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.