Творческие работы

Л.Н. Толстой не сразу нашёл название к этому рассказу. Сначала были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», потом «А вы говорите».

Но ни одно не устраивало писателя, потому что не раскрывало главной идеи, ради чего создавался рассказ. Наконец автор назвал своё произведение кратко и ёмко - «После бала».

Вопрос, который не давал покоя автору и его брату, с кем в реальной жизни приключилась подобное, касался поиска ответственного за торжество зла и насилия. Это общество или человек?

Иван Васильевич молод и счастлив, но он вынужден решительно дать ответ на этот вопрос, столкнувшись с несправедливостью воочию. Он стал свидетелем жестокого наказания беглого солдата. Служебный долг исполняет человек, благородный по происхождению, принадлежащий к военной касте, добрый семьянин, любящий отец. Ни сомнений в том, что так надо, ни сострадания к чужой боли, ни стыда перед подчинёнными полковник не испытывает. Он бьёт рукой в бальной замшевой перчатке по лицу испуганного «малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина», и требует свежих шпицрутенов.

Влюблённый молодой человек на балу был готов «обнимать весь мир своей любовью»: «Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». 

Ему не спится, душно в комнатах дома, и он идёт по улице, влекомый чувством любви и счастья. Визгливая музыка флейтиста и барабанный бой заставляют его остановиться и увидеть «посреди рядов что-то страшное», что приближалось к нему. Герою жаль солдата, вина татарина кажется несоизмеримой с жестоким наказанием. А ещё больше - ему стыдно за человека, который слепо исполняет закон. Противоречие, обнаруженное Иваном Васильевичем, заставляет круто изменить свою жизнь и отказаться от какой бы то ни было службы, и даже не жениться. Почему дурное дело… признавалось всеми необходимым?»

Так кто же виноват в торжестве зла и жестокости? В жизни всегда существует добро и зло, но человек понимает, что хорошо, что дурно, и выбирает путь добра.

  

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

...Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты - знаменитые в то время крепостные поме­щика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампан­ского, но не пил, потому что без вина был пьян любо­вью, но зато танцевал до упаду - танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, все с Варенькой. Она была в белом платье с розо­вым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препро­тивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу про­стить это ему - пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;

2)  повесть;

3) быль;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема долга и чести;

2)  тема первой влюбленности;

3)  вызов обществу;

4)  тема добра.

4.Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5.С какой целью при описании наряда Вареньки преобладают бело-розовые тона?

1)  выявить отсутствие в героине серьезного отно­шения к жизни;

2)  показать отношение героини к балу;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героини;

4)  подчеркнуть красоту, непорочность, чистоту ге­роини.

6.Назовите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героиню и выразить свое отношение к ней («высокую, строй­ную», «белое», «ласковые, милые», «розовым»).

7.Назовите средство создания образа героя, основанное на описании его внешности (со слов: «Она была в белом...»).

8.Из фрагмента выпишите слово, которое описывает отношение присутствующих на балу к Вареньке.

9.Во фрагменте найдите эпитет, с помощью которого характеризуется бал.

10.С какой целью подробно описывается внешность Вареньки на балу?

 

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 2

Прочитайте  приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

Когда мы подошли к дверям, полковник отказывал­ся, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпа­гу из портупеи, отдал ее услужливому молодому чело-чеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо все по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт.

Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, груз­ная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг чалы. Грациозная фигурка Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги сво­их маленьких, белых, атласных ножек. Вся зала сле­дила за каждым движением пары, Я же не только лю­бовался, но с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не мод­ные, с острыми, а старинные, с четвероугольными нос­ками и без каблуков. Очевидно, сапоги были построе­ны батальонным сапожником. « Чтобы вывозить и оде­вать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные », - думал я, и эти четвероугольные носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что <>н когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С не­которым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не я ее кавалер.

- Ну все равно, пройдитесь теперь вы с ней, - ска­зал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею.

1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  роман;    2)  повесть;    3) история;  4) рассказ.

2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

3. Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема любви отца к дочери;

2)  тема беспутной жизни;

3)  тема долга и чести;

4)  тема бала.

4. Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5. С какой целью подробно описывается танец пол­ковника со своей дочерью?

1)  объяснить образ жизни полковника и его дочери;

2)  показать отношение героев к балу;

3)  охарактеризовать психологическое состояние, героев;

4)  показать чувства, которые вызывали отец и дочь у рассказчика.

6. Укажите термин, которым в литературоведении названо выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство («бойко топнул», «ловко прошел», «упал на одно колено»).

7.  Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Когда мы подошли...»).

8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Дождавшись начала...» выпишите слово, которое описывает чувства рассказчика, когда он смотрел на танцую­щих отца и дочь.

9. В абзаце, начинающемся со слов: «Дождавшись начала...» найдите слово, е помощью которого описываются чувства отца к дочери.

10. С какой целью подробно описывается танец пол­ковника с дочерью?

 

Творческая работа по повести Л. Н. Толстого «После бала»

Вариант 3

Прочитайте  приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1 - 5; 6 - 9; 10.

Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающе­еся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фи гура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад - и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.

При каждом ударе наказываемый, как бы удивля­ясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел, как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина. Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Полковник шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  сказка;

2)  повесть;

3) рассказ;

4) роман.

2.Какое место занимает этот фрагмент в произведе­нии?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является развязкой сюжетного действия.

3.Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема лицемерия;

2)  тема чести и долга;

3)  тема внутренней свободы личности;

4)  тема любви и ненависти.

4.Какую форму имеет повествование в произведении Л. Н. Толстого «После бала»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-его лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

5.С какой целью автор характеризует походку пол­ковника как твердую, подрагивающую, а лицо как белое, румяное?

1)  отмечает внешнюю красоту и внутреннее урод­ство героя;

2)  изображает статность военного;

3)  показывает глупость полковника;

4)  подчеркивает социальное положение полков­ника.

6.Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразитель­ности, помогающее автору описать героя и выра­зить свое отношение к нему («страшное», «смор­щенное», «по талому»).

7.Назовите средство создания образа героя, строяще­еся на описании его действий (со слов: «Полковник шел подле...»).

8.Из абзаца, начинающегося со слов: «При каждом ударе...» выпишите эпитеты, с помощью которых характеризуется тело избиваемого татарина.

9.В абзаце, начинающемся со слов: «Я стал смот­реть...», найдите словосочетание, с помощью кото­рого объясняется то, что увидел рассказчик.

10.Как объяснить поведение отца Вареньки после бала?