Проекты
Сильная часть класса
Мальчики из моего 6 В умеют поддержать в трудную минуту и взять на себя ответственность.
Родной язык
Мы углублённо изучаем русский язык по учебнику А.Д. Шмелёва.
Наша новогодняя сказка
Историю о Снежной Королеве нам удалось рассказать по-своему: оригинально и убедительно.

Человек не мыслит себя без дома. Давайте проследим, с чего начиналось обретение дома и необходимость появления тех вещей, без которых трудно представить нашу жизнь в доме.


Предлагает минипроект, основанный на изучении понятия ДОМ, но не в смысле его значения и употребления, а в приобретении человечеством всего того, что составляет жилое здание начиная с пола и потолка и заканчивая дверным замком.

 

На том месте, где был обычный пустырь, заросший кустарником, высится громадное здание, и улица выглядит современной. Может быть, кто-то уже справил новоселье и наслаждается приятным комфортом.

В любом доме есть крыша и оклеенные обоями стены, окна и двери с замками, лифт и ванные, батареи центрального отопления и газовые плиты... Все они когда-то впервые появились на свет. Когда же? Попробуем проследить, в какой последовательности и когда это происходило.

Самая древняя часть каждого здания, без сомнения, — это пол. Наши предки не изобретали его: пол создала сама природа. Спасаясь от непогоды и хищных зверей, первобытные люди прятались в пещерах и спали прямо на земле, возможно, бросив на неё охапку веток.

Пещеру находили и тем самым легко решали вопрос о более надёжном укрытии. А если не было пещеры, сооружали ветровой заслон из сучьев, ветвей и кусков коры, которые втыкали в землю полукругом или по прямой линии. Этот забор переплетали ветками, конопатили листьями или травой. Получалась стена, защищавшая от дождя и ветра. Когда захотели соединить верхушки двух ветровых заслонов, получили шалаш. Ветровой заслон стал крышей.

Жили наши предки и в землянках. Глубина древнего жилища примерно 3 метра, площадь около 35 квадратных метров. Находили землянки и в центре России, и в Сибири. Жило в них помногу людей, мужчины и женщины — отдельно.

Первые деревянные дома с крышами появились в неолите: от 6—5 до 2 тысячелетия до нашей эры. Тогда же стали делать свайные постройки на болотистой местности и прямо на воде. Сваи были предками фундамента. В безлесных местах и в предгорьях в тот же период люди научились сооружать каменные и глинобитные дома.

Первый многоэтажный дом возвышается на одной из улиц в Риме. Правда, до наших дней сохранилось всего четыре этажа. А раньше у дома было шесть этажей. Такие дома сооружались во времена первого римского императора Августа, в честь которого назван последний месяц лета. В Риме первого века было 46 тысяч многоэтажек для трудового люда и около 2 тысяч дворцов для знати.

Какие-либо удобства в римских многоэтажках отсутствовали. В первых этажах размещались лавки и мастерские ремесленников, в остальных — отдельные комнаты, как в общежитиях. Имелись и трёхкомнатные квартиры с довольно странной планировкой: только в одной комнате были окна, остальные тонули во мраке. О ваннах, канализации и лифте не было и речи!

Наверное, вы улыбнулись, прочитав слова «ванна», «лифт». Они кажутся довольно современными удобствами. Однако, путешествуя в прошлое, археологи всё время делают удивительные открытия. В 1922 году индийские археологи обнаружили остатки города Мохенджо-Даро, который существовал около 4500 лет назад. В домах знатных горожан были кирпичные ванные, вода из которых по кирпичному водостоку стекала в крытые каналы, проложенные вдоль улиц. Такой канализации не было даже в Египте. Археологи нашли в Мохенджо-Даро остатки городского крытого рынка, довольно обширного бассейна и даже глиняную чернильницу.

Что касается лифта, то он, оказывается, существовал уже в Древнем Риме. В развалинах Колизея обнаружили 12 шахт, в которых перемещались лифты. Конечно, сооружали их не для зрителей. Из подземных этажей на арену поднимали диких зверей и гладиаторов, которые сражались с ними. О размерах этих сооружений судите сами: механизм, приводивший в движение лифт, крутили 60 рабов.

Но всё же самый первый лифт появился в доме императора Нерона после того, как он сжёг Рим в 64 году нашей эры. Нерон любил роскошь, поэтому лифт ему построили из благовонного сандалового дерева, привезённого из Индии. Когда император желал подняться или опуститься на один из этажей своего дворца, он звонил, и несколько сильных рабов налегали на ручку лебёдки. В лифте Нерона можно было подняться на сорокаметровую высоту (больше 10 этажей современного здания!). Под кабинкой путешествовала вверх-вниз наполненная воздухом кожаная подушка метровой толщины — на случай аварии. При неожиданном падении она могла смягчить удар. Позднее лифты, похожие на императорский, появились и в других многоэтажных домах римской знати.

Сделал свой вклад в сооружение лифта и гениальный русский умелец Иван Петрович Кулибин. В 1795 году он предложил проект, по которому «машина двигалась по двум столбам, сделанным во образ винтов помощью стоящего за креслами человека и так расположена, что сидящей в них особе не может быть никакого опасного воображения».

В 1830 году англичане Страфф и Фрост придумали для лифта механический привод, но только спустя полвека на заводе немца Сименса сконструировали подъёмник с электрическим приводом.

Оригинальный лифт был у владельца чехословацкой обувной фабрики Бати. В прозрачной стеклянной кабинке находились письменный стол, шкаф с бумагами и сейф. Этот рабочий кабинет не стоял на месте, а всё время двигался: обувной король, поднимаясь то на один, то на другой этаж, наблюдал, как работают его служащие. А те всё время были в напряжении: не очень-то приятно, когда за тобой следят. Правда, иногда в лифте-кабинете что-то выходило из строя, и тогда обувной король, к общей радости, застревал между этажами. Предполагают, что эти мелкие аварии не обходились без помощи монтёров.

Наши далёкие предки не умели ещё делать обои, но они украшали стены своих жилищ, раскрашивали, снабжали деревянной резьбой и скульптурами, увешивали комнаты дорогими коврами и гобеленами. А чем мог украсить стены своего убогого дома бедняк? На помощь ему пришли обои. Бумага ведь не такой дорогой материал. Поэтому поначалу обои называли «коврами бедняков».

Но прошло некоторое время, и эти длинные полосы бумаги стали нравиться и тем, кто побогаче. Обои украсили яркими узорами и цветами, придумали бордюры. В таком виде они пришли и в дома зажиточных людей. Ведь у обоев оказалось большое преимущество перед коврами: они дёшевы и к тому же их не ест моль.

Сейчас обои совершенствуются. Японцы оклеивают комнаты согревающими обоями, которые заменяют батареи. Изготовлены они из специального пластика и алюминиевой фольги. Стоит включить ток, и температура в помещении начнёт повышаться.

Кстати, вам не кажется странным само слово «обои»? Ведь ими не обивают стены, а оклеивают. В наше время — да. А в старину кроме бумажных выпускали и матерчатые, штофные обои. Вот их действительно приколачивали специальными обойными гвоздиками, чтобы не испортить клеем.

У батареи, которая прячется под подоконниками наших комнат, тоже есть своя биография. Название произошло от французского слова «баттри», что в переводе означало «военная колесница», «повозка с вооружёнными стрелками»... После изобретения пороха это название закрепилось за орудийной упряжкой, а затем и за несколькими сразу. Впоследствии батареей стали называть группу однородных предметов: батарея парового отопления, электрическая батарея...

Утверждают, что первым человеком, которому пришла в голову мысль отапливать помещение паром, был знаменитый английский инженер Джемс Уатт. Однако его предложение оказалось не очень практичным, потому что проходящая по трубе вода почти не согревала комнаты. В XVIII веке земляк изобретателя Перкинс разрезал трубу на куски и соединил их в батарею. После этого площадь водяной или паровой «печки» заметно увеличилась, и в помещениях, снабжённых таким центральным отоплением, стало теплее.

Впрочем, у Джемса Уатта и Перкинса тоже были предшественники. В трудах римского писателя Сенеки есть сведения о том, что для повышения температуры воды в ваннах римляне приспособили спиральные медные трубы, которые были соединены с подогревающим устройством.

Сейчас ни у кого не вызывают удивления окна, через которые в наши квартиры льются потоки света. А было время, когда прорубить в стене окно оказывалось не так-то просто: нечем было их застеклить. Древних греков и римлян не волновала проблема стекла: дома они строили без окон. На стороне здания, выходившей во двор, вместо стены ставили колонны. В промежутки между ними проникал свет.

На Крайнем Севере, где всё покрыто льдом и снегом, дома складывали из снежных кирпичей, а в окна вставляли куски тонкого речного льда. Северяне затягивали небольшие окошечки бычьим пузырём или слюдой. Но холода сквозь такие окна проникало больше, чем света. Позднее бычий пузырь заменили промасленной бумагой, но от такого усовершенствования ни теплее, ни светлее не стало.

В своих роскошных замках рыцари прорубали очень узкие окна, однако ветер свободно гулял по огромным сводчатым залам. На зиму окна приходилось закрывать деревянными ставнями, а короли и князья с осени до весны спасались от стужи в затемнённых каморках.

Только четыре столетия назад в окнах богачей появились небольшие стеклянные цветные кругляшки, вставленные в тяжёлые свинцовые решётки. А до этого первую попытку изготовить плоское стекло предпринял в 1330 году француз Кокерей. Надув огромный стеклянный пузырь, он разрезал его и развернул в виде чаши. Снова нагрел её в печи, прикрепил стержень и начал вращать. От центробежной силы края стали разворачиваться, пока не получился плоский стеклянный «блин» с бугорком в середине — от стержня. Этот бугорок назвали «бычьим глазом». Но даже такое несовершенное стекло было не по карману горожанам.

Способом изготовления прозрачного стекла владели венецианцы. Когда через многие столетия этот секрет разгадали, свет пришёл в жилища и других стран Европы.

Существует, однако, доказательство, что стеклить окна умели гораздо раньше. 24 августа 79 года нашей эры погибли от извержения Везувия города Помпея, Стобия, Геркуланум. Восемнадцать веков лежали они погребённые под лавой и пеплом. А когда учёные начали раскопки, обнаружились помпейские дома. В одном из них нашли осколки белых толстых пластин стекла. Затем обнаружили и бронзовые рамы со вставленными в них такими же пластинами. Выходит, что в домах богачей Помпеи уже были рамы со стёклами!

Когда в Европе разгадали секрет изготовления стекла, в стенах стали прорубать множество окон. Правительства решили нажиться на этой моде и ввели «оконный налог». Английский парламент, к примеру, увеличил на 4 шиллинга годовой налог за дома с десятью окнами. А если в доме было 20 окон, хозяину приходилось раскошеливаться ещё на 8 шиллингов. Это умерило пыл домовладельцев. Кое-кто начал замуровывать окна, а когда строили дом, окон старались делать как можно меньше. Так что солнечный свет проникал в квартиры в очень скупых дозах.

Теперь заглянем на кухню. В ожидании жильцов там стоит белоснежная газовая плита. Возраст у неё не такой уж и древний. В самом начале прошлого столетия англичанин Фредерик Виндзор доказывал, что если нагревать каменный уголь без доступа воздуха, то образуется газ, который вполне заменит сальные свечки и плошки с маслом, применявшиеся в то время для освещения больших городов. Копоти они давали куда больше, чем света!

Всполошились владельцы заводов, изготовлявших свечи: новое изобретение могло понизить их доходы. И на Виндзора обрушился град насмешек и издевательств, сочиняли о нём оскорбительные песенки, строчили фельетоны. Даже знаменитый английский писатель Вальтер Скотт написал об изобретателе: «Один сумасшедший предлагает осветить Лондон... дымом!» Что поделать: Вальтер Скотт не был фантастом, как Жюль Верн!

Несмотря на все нападки, Виндзор не сдавался, и в 1807 году на улицах английской столицы вспыхнули газовые фонари. А защитники сальных свечек и плошек с маслом поняли, что поторопились ругать новый вид освещения.

Однако свечки и плошки не так быстро сдали свои позиции. Только в 1816 году в американском городе Балтиморе построили первый газовый завод. Спустя 10 лет такой же завод появился в Берлине, в 1835 году — в Петербурге. А через несколько десятилетий вполне заменил дрова.

Покидая квартиру, мы щёлкаем замком и начинаем спускаться с лестницы. И замок, и лестница — вещи с довольно солидным возрастом. Ещё в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера можно найти строки, посвящённые замкам и ключам. Правда, поначалу конструкция замка была настолько примитивной, что даже не требовался ключ. Римляне, к примеру, долгое время закладывали двери своих жилищ изнутри поперечным брусом. Зато для ящиков и шкатулок изобретали хитроумные замки — сперва из бронзы, а затем из бронзы и железа. По-видимому, они так старались потому, что в шкатулках хранились драгоценности. Замки с ключами придумали египтяне и римляне. Такие запоры обнаружены и при раскопках древней Помпеи. Предки нынешних замков отличались гигантскими размерами и изяществом отделки. А широко известный «французский» замок появился в XVII веке.

Ступеньками человечество пользуется с незапамятных времён. Древние перуанцы прорубали ступенчатые дороги даже среди скал Андов.

Выходим на улицу, смотрим вверх. На видном месте висит номер дома. Указано название улицы...

Как будто бы не такое уж хитрое дело — поставить номер на доме, но додумались до этого недавно. Первыми возмутились почтальоны: им приходилось тратить уйму времени в поисках нужного адресата. Приезжие ещё хуже ориентировались в незнакомом городе, потому что до появления номеров на зданиях висели «домовые знаки» — изображения львов, драконов и прочих представителей животного мира. Вот и приходилось бродить по улицам в поисках нужного «зверя».

Только в конце XVIII века в Англии стали нумеровать дома. А вот как выглядел адрес, по которому некоторое время жил в Петербурге поэт М.Ю. Лермонтов в 1838 году: «С.-Петербург, у Пантелеймоновского моста на Фонтанке против Летнего сада в доме Венецкой». Видите, какие точные координаты! К сожалению, этот дом не сохранился до наших дней.

Растут и множатся у нас дома! Выстроились громады благоустроенных зданий. А всё началось с шалаша! Он до сих пор верно служит охотникам. Это временное жилище сооружается во время игр и походов. А десятки тысяч лет назад оно было кровом наших далёких предков!

Литература

Лаврова С. От пещеры до небоскреба. Жилища народов мира. Изд. «Белый город», 2016.

Липс Ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества/ Дом и очаг/ Перевод с немецкого В.М. Вахта. Редакция и предисловие проф. С.А. Токарева. — М.: Изд. иностранной литературы, 1954.

Русский-сайт.рус /История дома [Электронный ресурс]

Экология дома и жилья/ Эволюция жилища: какие предки у современного дома [Электронный ресурс]

волюция жилища: какие предки у современного дома
Читайте больше на https://www.repairshome.ru/ecology/24524.html
Эволюция жилища: какие предки у современного дома

Научное общество

НОУ "Лицеист"

Коллекция презентаций для руководителя научного общества


 

Что такое проект

Особенности работы над проектом.

 

Гипотеза проекта

Как верно выдвинуть гипотезу?

 

Отличия проекта от исследования

Отличительные особенности исследования.
 

 

Подготовка к защите

Как подготовиться к защите проекта?

 

Создание буклета

Оформление буклета проекта.

 

Шаблоны и памятки

Материалы для детей.