Проекты
Сильная часть класса
Мальчики из моего 6 В умеют поддержать в трудную минуту и взять на себя ответственность.
Родной язык
Мы углублённо изучаем русский язык по учебнику А.Д. Шмелёва.
Наша новогодняя сказка
Историю о Снежной Королеве нам удалось рассказать по-своему: оригинально и убедительно.

Исследовательская работа по теме: «Слова-«паразиты» в речи школьников» подготовлена учеником 8 класса Рудаковым Никитой.

В последнее время я заметил, что русский язык засоряется бессмысленными, некрасивыми словами по тому, что они раздражают слушателя и звучат в искажённой форме по сравнению с литературным языком. Я заинтересовался, какие речевые проблемы бывают. С одной из них я познакомился на уроке русского языка. Я задумался, как от них избавиться и  стал работать над данной темой.

Актуальность темы: «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся лицея № 21.

Предмет исследования: речевые слова-паразиты.

Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора. Узнать, насколько с возрастом изменяется (увеличивается или уменьшается) количество слов - «паразитов».

Задачи исследования:                                           

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов.
  3. Составить словарь слов-паразитов.
  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение материалов из разных источников, прослушивание разговоров.

Гипотеза: слова-паразиты – это то, что засоряет нашу речь. Возможно, если носители русского языка будут знать слова-паразиты и бороться с ними, то от них можно избавиться. Я предполагаю, что с возрастом количество слов- «паразитов» уменьшается, так как человек строже относится к своей речи.

Основная часть

Глава 1. Определение термина, происхождение слов-«паразитов»

   Слова-паразиты (см. приложение 1) – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают:

  • Частицы (указательная «вот», «ну», утвердительная «так», вопросительная «да», эмоционально-экспрессивные «просто» и «прямо» и сравнительная «как бы»).
  • Вводные слова («вообще», «в общем-то», «в принципе», «короче», «понимаешь», «слушай», «собственно говоря», «стало быть», «так сказать»).
  • Местоимения (указательное местоимение «это», сочетание указательного и определительного местоимений «это самое», сочетание вопросительного местоимения «что» и частицы «ли», сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения «как его», местоименное наречие «там»).

Не менее важно, что слова-«паразиты» появились не сами, а их такими сделали носители русского языка. Вот значения некоторых из них:

  • Блин – тонкая лепёшка из жидкого теста, испечённая на сковороде.
  • В натуре – то, что существует в действительности.
  • В принципе – то, что заложено в основном, исходном положении какой-либо теории, учения, науки.
  • Как бы – частица со значением условно-предположительного сравнения.
  • На самом деле – в действительности.
  • Типа - производное от тип - образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений.

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы выиграть время, например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается протянуть время. Пока человек произносит «видите ли», «понимаете, какое дело», «ну, как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразиты, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова- «сорняки» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми «словами-сорняками» являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов- «паразитов» свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Итак, причины употребления слов-паразитов  можно разделить на четыре группы:

  • Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово).
  • Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями (тактическая роль).
  • Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.
  • Мода на некоторые слова.

Глава 2. Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Оно может даже рассказать о том, в какой эпохе человек застрял.

Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-«паразит" «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь  людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они очень уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей, не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Слова-«паразиты» 1990-ых годов:

  • Понимаешь – Вызывает сопереживание к собеседнику.
  • В натуре – помогает человеку заработать славу человека серьёзного, но способного чувствовать.

Слова-«паразиты» 2000-ых годов:

  • Типа – помогает относиться к произнесённому несерьёзно, понарошку.
  • Как бы – (см. выше).
  • Пожалуй — сглаживает острые углы, помогает избежать безапелляционных явлений. Говорящий активно наслаждается самым популярным журналом о культуре «Афиша».

Слова- «паразиты» 2010-ых годов

  • Бла-бла-бла – разбавляет речь, создаёт иллюзию богатого словарного запаса и молодость души.
  • Жесть, шок, инфа 100% -- делает говорящего ближе к молодёжи.

Глава 3. Частота употребления слов-паразитов школьниками.

Анкетирование было проведено в 3-х классах: 5 А, 7Г и 7 Д. В общей сложности в анкетировании приняло участие 70 человек среднего звена нашего лицея.

Участникам было предложено 5 вопросов:

  1. Знаете ли вы, что такое «слова-паразиты»?
  2. Приведите примеры слов-паразитов, известных вам.
  3. Укажите, откуда вы узнали о словах паразитах?
  4. Употребляете ли вы слова-паразиты в своей речи? Какие?
  5. Надо ли избавляться от слов-паразитов в своей речи? Предложите несколько способов.

Ответы  были даны следующие:

Первый вопрос

5 «А» класс

  1. Слова, засоряющие речь – 38%.
  2. Слова, часто употребляемые – 32%.
  3. Слова, которые мешают человеку правильно общаться –26%.
  4. Слова, которые мы говорим, не задумываясь – 4%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Слова, которые мешают человеку правильно общаться – 50%.
  2. Слова, часто употребляемые – 23%.
  3. Слова, засоряющие речь – 15%.
  4. Слова, которые мы употребляем, не задумываясь – 12%.

Второй вопрос

5 «А» класс

  1. «Блин» - 50%.
  2. «Как бы» – 13%.
  3. «Ну» - 37%.

7 «Г», «Д» класс

  1. «Э-э-э» - 29%.
  2. «Блин» - 18%.
  3. «Как бы» - 18%.
  4. «Как-то так» - 15%.
  5. «Типа» – 10%.
  6. «Ну» - 10%.

Третий вопрос

5 «А» класс

  1. Из уроков русского языка – 78%.
  2. Из бытового общения – 10%.
  3. Из Интернета – 12%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Из уроков русского языка – 40%.
  2. Из бытового общения – 40%.
  3. Из Интернета – 10%.
  4. Из СМИ – 10%.

Четвёртый вопрос

5 «А» класс

  1. Да, чаще всего «короче», «ё-моё» - 60%.
  2. Да, «типа», «ну» - 36%.
  3. Редко – 3%.
  4. Не употребляю – 1%

7 «Г», «Д» класс

  1. Да, чаще всего «короче», «ё-моё» - 40%.
  2. Да, «типа», «ну» - 36%.
  3. Стараюсь употреблять как можно реже – 14%.
  4. Редко – 10%.

Пятый вопрос

5 «А» класс

  1. Да, они мне мешают в общении – 50%.
  2. Да, наверное – 30%.
  3. Не обязательно – 20%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Да, они мне мешают в общении – 50%.
  2. Да, исправлять речь с помощью диктофона – 15%.
  3. Не обязательно – 15%.
  4. Да, следить за примером грамотной речи на улице, в СМИ – 12%.

Итак, результаты анкетирования следующие: чем старше человек становится, тем больше и чаще он употребляет слова- «паразиты». Возможно, это происходит из-за того, что учащийся меньше читает литературу, соответственно, словарный запас становится более скудным и ученик использует слова- «паразиты» в качестве заменителей пауз.

Глава 4. Способы избавления от слов-паразитов.

Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова- «паразиты».

  1. Читай хорошую литературу;
  2. Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;
  3. Наказывай себя штрафом;
  4. Практикуй выступления перед аудиторией;
  5. Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
  6. Как только вы захотите сказать «э-э-э-м-м», сделайте вдох, пауза лучше, чем слова- «паразиты».
  7. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  8. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

Глава 5. Представление составленного словаря.

В течение нескольких месяцев я собирал слова-паразиты, употребляемые учениками в школе. Проанализировав их, я записал их в словарь. В словаре статья построена так: слово-паразит и как оно может охарактеризовать говорящего.

Например:   

    Блин – ругат. У говорящего что-либо не получается и/или он расстроен чем-либо. Блин, у нас сегодня контрольная работа, а я к ней не готов.

    Как бы – молодёжн. говорящий не уверен в своих словах, делает что-либо по складывающейся обстановке.

 – Давай сегодня встретимся в семь часов вечера.

 – Как бы не получится, возможно, я буду занят.

Условные обозначения

молодёжн. – в основном употребляется молодёжью.

ругат. – ругательное слово. 

см. – смотреть.

Как бы... – примеры употребления.

Заключение

Слова-«паразиты» засоряют нашу речь. Они не несут смысловой нагрузки и мешают чётко донести смысл до говорящего.  Слова-паразиты делятся на три группы по частям речи: частицы, местоимения и вводные слова. Основными причинами употребления слов-«паразитов» являются недостаточный словарный запас и желание выиграть время для размышления. Есть теория, что «слова-сорняки» могут характеризовать человека. Самыми распространёнными словами-паразитами среди школьников являются слова «ну», «как бы», «блин», «э-э-э». Вторая часть моей гипотезы не подтвердилась: с возрастом школьник употребляет больше слов- «паразитов», возможно, из-за недостаточного словарного запаса и уменьшении времени чтения  литературы. Чтобы избавится от этих слов, надо практиковаться в чтении докладов и усилить контроль за своей и чужой речью.

Список литературы

[1]

И. Левонтина, "Русский со словарём".

[2]

Дараган Ю.В., «Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи,» Москва, 1996, p. 142.

[3]

Ильяш М. И., «Основы культуры речи. Киев,» Одесса, 1984, p. 254.

[4]

Левонтина И. Б., «О словах-паразитах,» РЯШ, № 15, p. 68, 2004.

[5]

Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, Москва, 2004.

[6]

Фоменко Ю. В., «Типы речевых ошибок: учебное пособие,» Новосибирск, 1994, p. 189.

[7]

Специалисты-лингвисты, «Philology.ru: Русский филологический портал,» 20 Апрель 2001. [В Интернете]. Available: http://www.philology.ru/. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[8]

Википедия, «Слова-паразиты,» Wikimedia Foundation, Inc., 20 Январь 2016. [В Интернете]. Available: https://ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[9]

«Планет школ,» 2006-2016. [В Интернете]. Available: http://www.planetashkol.ru/articles/22711/. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[10]

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов, Москва: Айрис-Пресс, 2002.

Приложение

Приложение №1. Примеры слов-паразитов

И так далее, прямо, блин,  как бы, скажем, буквально, как говорится, собственно говоря, ведь, как его, видишь / видите (ли), как сказать, так, в натуре, короче, так вот, в некотором роде,  можешь/ете вообразить, так сказать, в общем (-то), можешь/ете представить, там, вообще (-то), на самом деле,  типа,  вот,  на фиг, типа того,  в принципе,  того,  в самом деле, все такое,  ну, то есть,  в целом, ну вот, дело в том, что..., правда,  это, ёшкин кот, понимаешь, эт самое / это самое, знаешь / знаете (ли), послушай, я имею в виду, значит, прикинь,  (я) скажу, итак, просто, грубо говоря.

Приложение №2. Анкета.

  • Что такое слова- «паразиты»?
  • Какие слова- «паразиты» Вы знаете?
  • Откуда Вы узнали об их существовании?
  • Употребляете ли Вы их в речи? Если да, то назовите их.
  • Как Вы считаете, с этим явлением нужно бороться?

Научное общество

НОУ "Лицеист"

Коллекция презентаций для руководителя научного общества


 

Что такое проект

Особенности работы над проектом.

 

Гипотеза проекта

Как верно выдвинуть гипотезу?

 

Отличия проекта от исследования

Отличительные особенности исследования.
 

 

Подготовка к защите

Как подготовиться к защите проекта?

 

Создание буклета

Оформление буклета проекта.

 

Шаблоны и памятки

Материалы для детей.