Проекты

Исследовательская работа по теме: «Слова-«паразиты» в речи школьников» подготовлена учеником 8 класса Рудаковым Никитой.

В последнее время я заметил, что русский язык засоряется бессмысленными, некрасивыми словами по тому, что они раздражают слушателя и звучат в искажённой форме по сравнению с литературным языком. Я заинтересовался, какие речевые проблемы бывают. С одной из них я познакомился на уроке русского языка. Я задумался, как от них избавиться и  стал работать над данной темой.

Актуальность темы: «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.

Объект исследования: речь учащихся лицея № 21.

Предмет исследования: речевые слова-паразиты.

Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора. Узнать, насколько с возрастом изменяется (увеличивается или уменьшается) количество слов - «паразитов».

Задачи исследования:                                           

  1. Изучить литературу по теме исследования.
  2. Выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов.
  3. Составить словарь слов-паразитов.
  4. Выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение материалов из разных источников, прослушивание разговоров.

Гипотеза: слова-паразиты – это то, что засоряет нашу речь. Возможно, если носители русского языка будут знать слова-паразиты и бороться с ними, то от них можно избавиться. Я предполагаю, что с возрастом количество слов- «паразитов» уменьшается, так как человек строже относится к своей речи.

Основная часть

Глава 1. Определение термина, происхождение слов-«паразитов»

Слова-паразиты (см. приложение 1) – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.

В качестве слов-паразитов чаще всего выступают:

  • Частицы (указательная «вот», «ну», утвердительная «так», вопросительная «да», эмоционально-экспрессивные «просто» и «прямо» и сравнительная «как бы»).
  • Вводные слова («вообще», «в общем-то», «в принципе», «короче», «понимаешь», «слушай», «собственно говоря», «стало быть», «так сказать»).
  • Местоимения (указательное местоимение «это», сочетание указательного и определительного местоимений «это самое», сочетание вопросительного местоимения «что» и частицы «ли», сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения «как его», местоименное наречие «там»).

Не менее важно, что слова-«паразиты» появились не сами, а их такими сделали носители русского языка. Вот значения некоторых из них:

  • Блин – тонкая лепёшка из жидкого теста, испечённая на сковороде.
  • В натуре – то, что существует в действительности.
  • В принципе – то, что заложено в основном, исходном положении какой-либо теории, учения, науки.
  • Как бы – частица со значением условно-предположительного сравнения.
  • На самом деле – в действительности.
  • Типа - производное от тип - образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений.

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы выиграть время, например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается протянуть время. Пока человек произносит «видите ли», «понимаете, какое дело», «ну, как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразиты, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова- «сорняки» говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Самыми распространенными и часто употребляемыми «словами-сорняками» являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов- «паразитов» свидетельствует о низкой культуре человека.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Итак, причины употребления слов-паразитов  можно разделить на четыре группы:

  • Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово).
  • Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями (тактическая роль).
  • Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.
  • Мода на некоторые слова.

Глава 2. Как слова-паразиты характеризуют человека

Есть интересная теория о том, что слово-«паразит», живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Оно может даже рассказать о том, в какой эпохе человек застрял.

Если человек употребляет слово-«паразит» «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-«паразит" «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь  людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они очень уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей, не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Слова-«паразиты» 1990-ых годов:

  • Понимаешь – Вызывает сопереживание к собеседнику.
  • В натуре – помогает человеку заработать славу человека серьёзного, но способного чувствовать.

Слова-«паразиты» 2000-ых годов:

  • Типа – помогает относиться к произнесённому несерьёзно, понарошку.
  • Как бы – (см. выше).
  • Пожалуй — сглаживает острые углы, помогает избежать безапелляционных явлений. Говорящий активно наслаждается самым популярным журналом о культуре «Афиша».

Слова- «паразиты» 2010-ых годов

  • Бла-бла-бла – разбавляет речь, создаёт иллюзию богатого словарного запаса и молодость души.
  • Жесть, шок, инфа 100% -- делает говорящего ближе к молодёжи.

Глава 3. Частота употребления слов-паразитов школьниками.

Анкетирование было проведено в 3-х классах: 5 А, 7Г и 7 Д. В общей сложности в анкетировании приняло участие 70 человек среднего звена нашего лицея.

Участникам было предложено 5 вопросов:

  1. Знаете ли вы, что такое «слова-паразиты»?
  2. Приведите примеры слов-паразитов, известных вам.
  3. Укажите, откуда вы узнали о словах паразитах?
  4. Употребляете ли вы слова-паразиты в своей речи? Какие?
  5. Надо ли избавляться от слов-паразитов в своей речи? Предложите несколько способов.

Ответы  были даны следующие:

Первый вопрос

5 «А» класс

  1. Слова, засоряющие речь – 38%.
  2. Слова, часто употребляемые – 32%.
  3. Слова, которые мешают человеку правильно общаться –26%.
  4. Слова, которые мы говорим, не задумываясь – 4%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Слова, которые мешают человеку правильно общаться – 50%.
  2. Слова, часто употребляемые – 23%.
  3. Слова, засоряющие речь – 15%.
  4. Слова, которые мы употребляем, не задумываясь – 12%.

Второй вопрос

5 «А» класс

  1. «Блин» - 50%.
  2. «Как бы» – 13%.
  3. «Ну» - 37%.

7 «Г», «Д» класс

  1. «Э-э-э» - 29%.
  2. «Блин» - 18%.
  3. «Как бы» - 18%.
  4. «Как-то так» - 15%.
  5. «Типа» – 10%.
  6. «Ну» - 10%.

Третий вопрос

5 «А» класс

  1. Из уроков русского языка – 78%.
  2. Из бытового общения – 10%.
  3. Из Интернета – 12%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Из уроков русского языка – 40%.
  2. Из бытового общения – 40%.
  3. Из Интернета – 10%.
  4. Из СМИ – 10%.

Четвёртый вопрос

5 «А» класс

  1. Да, чаще всего «короче», «ё-моё» - 60%.
  2. Да, «типа», «ну» - 36%.
  3. Редко – 3%.
  4. Не употребляю – 1%

7 «Г», «Д» класс

  1. Да, чаще всего «короче», «ё-моё» - 40%.
  2. Да, «типа», «ну» - 36%.
  3. Стараюсь употреблять как можно реже – 14%.
  4. Редко – 10%.

Пятый вопрос

5 «А» класс

  1. Да, они мне мешают в общении – 50%.
  2. Да, наверное – 30%.
  3. Не обязательно – 20%.

7 «Г», «Д» класс

  1. Да, они мне мешают в общении – 50%.
  2. Да, исправлять речь с помощью диктофона – 15%.
  3. Не обязательно – 15%.
  4. Да, следить за примером грамотной речи на улице, в СМИ – 12%.

Итак, результаты анкетирования следующие: чем старше человек становится, тем больше и чаще он употребляет слова- «паразиты». Возможно, это происходит из-за того, что учащийся меньше читает литературу, соответственно, словарный запас становится более скудным и ученик использует слова- «паразиты» в качестве заменителей пауз.

Глава 4. Способы избавления от слов-паразитов.

Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова- «паразиты».

  1. Читай хорошую литературу;
  2. Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;
  3. Наказывай себя штрафом;
  4. Практикуй выступления перед аудиторией;
  5. Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
  6. Как только вы захотите сказать «э-э-э-м-м», сделайте вдох, пауза лучше, чем слова- «паразиты».
  7. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
  8. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.

Глава 5. Представление составленного словаря.

В течение нескольких месяцев я собирал слова-паразиты, употребляемые учениками в школе. Проанализировав их, я записал их в словарь. В словаре статья построена так: слово-паразит и как оно может охарактеризовать говорящего.

Например:   

    Блин – ругат. У говорящего что-либо не получается и/или он расстроен чем-либо. Блин, у нас сегодня контрольная работа, а я к ней не готов.

    Как бы – молодёжн. говорящий не уверен в своих словах, делает что-либо по складывающейся обстановке.

 – Давай сегодня встретимся в семь часов вечера.

 – Как бы не получится, возможно, я буду занят.

Условные обозначения

молодёжн. – в основном употребляется молодёжью.

ругат. – ругательное слово. 

см. – смотреть.

Как бы... – примеры употребления.

Заключение

Слова-«паразиты» засоряют нашу речь. Они не несут смысловой нагрузки и мешают чётко донести смысл до говорящего.  Слова-паразиты делятся на три группы по частям речи: частицы, местоимения и вводные слова. Основными причинами употребления слов-«паразитов» являются недостаточный словарный запас и желание выиграть время для размышления. Есть теория, что «слова-сорняки» могут характеризовать человека. Самыми распространёнными словами-паразитами среди школьников являются слова «ну», «как бы», «блин», «э-э-э». Вторая часть моей гипотезы не подтвердилась: с возрастом школьник употребляет больше слов- «паразитов», возможно, из-за недостаточного словарного запаса и уменьшении времени чтения  литературы. Чтобы избавится от этих слов, надо практиковаться в чтении докладов и усилить контроль за своей и чужой речью.

Список литературы

[1]

И. Левонтина, "Русский со словарём".

[2]

Дараган Ю.В., «Функции слов-"паразитов" в русской спонтанной речи,» Москва, 1996, p. 142.

[3]

Ильяш М. И., «Основы культуры речи. Киев,» Одесса, 1984, p. 254.

[4]

Левонтина И. Б., «О словах-паразитах,» РЯШ, № 15, p. 68, 2004.

[5]

Ожегов С. И., Толковый словарь русского языка, Москва, 2004.

[6]

Фоменко Ю. В., «Типы речевых ошибок: учебное пособие,» Новосибирск, 1994, p. 189.

[7]

Специалисты-лингвисты, «Philology.ru: Русский филологический портал,» 20 Апрель 2001. [В Интернете]. Available: http://www.philology.ru/. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[8]

Википедия, «Слова-паразиты,» Wikimedia Foundation, Inc., 20 Январь 2016. [В Интернете]. Available: https://ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[9]

«Планет школ,» 2006-2016. [В Интернете]. Available: http://www.planetashkol.ru/articles/22711/. [Дата обращения: 13 Февраль 2016].

[10]

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов, Москва: Айрис-Пресс, 2002.

Приложение

Приложение №1. Примеры слов-паразитов

И так далее, прямо, блин,  как бы, скажем, буквально, как говорится, собственно говоря, ведь, как его, видишь / видите (ли), как сказать, так, в натуре, короче, так вот, в некотором роде,  можешь/ете вообразить, так сказать, в общем (-то), можешь/ете представить, там, вообще (-то), на самом деле,  типа,  вот,  на фиг, типа того,  в принципе,  того,  в самом деле, все такое,  ну, то есть,  в целом, ну вот, дело в том, что..., правда,  это, ёшкин кот, понимаешь, эт самое / это самое, знаешь / знаете (ли), послушай, я имею в виду, значит, прикинь,  (я) скажу, итак, просто, грубо говоря.

Приложение №2. Анкета.

  • Что такое слова- «паразиты»?
  • Какие слова- «паразиты» Вы знаете?
  • Откуда Вы узнали об их существовании?
  • Употребляете ли Вы их в речи? Если да, то назовите их.
  • Как Вы считаете, с этим явлением нужно бороться?

Лето чудесное

ЛЕТО

Многоцветная осень

ОСЕНЬ

Зимний плен

ЗИМА

Весенняя жизнь

ВЕСНА