Олимпиада по русскому языку
images/banners/knigi.jpg

Заданий для 7 класса дано 8, для 8 класса - 9. Обязательно присутствует творческое задание.

 

Русский язык, 7 класс

Задания

 

1.Расставьте ударения в словах (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 10)

Балуясь, красивее, мельком, начатый, они правы, прибывший, ржавея, создана, сослепу, черпая.

 

2.Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слово: ПАР, ЛАПА, ТРАП, ПИР, ТАРА. Найдите среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове ПАЛИТРА (за каждый правильный ответ – 2 балла, максимальный балл – 6)

 

3.Подберите слова разных частей речи, состоящие из двух букв (не более 10 слов). Каких частей речи среди них быть не может. Почему? (максимальный балл - 8)

 

4.Выберите слово (пароним), подходящее для каждого из данных предложений (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 5).

1.Мальчик скакал бесстрашно, вцепившись в (конскую или конную) гриву.

2.Андрей оказался очень (ответным или ответственным) сотрудником.

3.Емеля вёл (праздную или праздничную) жизнь и почти нечем не занимался.

4.Та девочка была (скрытной или скрытой) и ничего о себе не рассказывала.

5.Рядом с миской кота лежал (рыбий или рыбный) хвост.

 

5.Укажите род имён существительных, подберите к ним имена прилагательные (за верно обозначенный род имени сущ.  – 0,5 б., за  подобранное прилагательное – 0,5 б., максимальный балл - 10)

Киви, авокадо, алоэ, брокколи , кольраби, салями, пенальти, жюри, сирота, ворота.

 

6.Задание «Тайный чат» (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 5)

Твои друзья создали тайный чат, в котором обсуждают подарок на день рождения Лёше. Разгадай пароль, чтобы попасть в чат.

Сначала пройди обучение: в предложении «В дали моря виднеется парус» слово «дали» — является существительным. В предложении «Мне дали грушу» слово «дали» — глагол. (Некоторые слова в определённых формах могут относиться к разным частям речи, например, и к существительным, и к глаголам)

 

Чтобы пройти авторизацию, выбери пять слов, которые могут быть и глаголами, и существительными.

Список слов для выбора: белила, слог, лагерь, дуло, пропасть, лопасть, жгут, скол, парашют, гладь, играй, благодать, исподволь.

        

7.К данным словосочетаниям подберите подходящие по смыслу фразеологизмы (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 10).

Быстро бежать - …, тесно - …, смеяться - …; хорошо знать - …, падать духом - …, уединяться - …, медленно - …, легко - …,  испугаться  - …  

 

8.Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела (за каждый правильный ответ – 1 балл, максимальный балл – 12).

лоб

 

 

туловище

 

 

ланита

 

 

рамена

глаз

 

 

правая рука

 

рот

 

 

 

шуйца

 

выя

 

 

длань

грудь

 

 

палец

 

ОТВЕТЫ

 

Русский язык, 8 класс

Время выполнения работы – 1,5 -2 астрономических часа.

Максимальное количество баллов – 67

 

1.Расставьте ударение в словах:

Газопровод, августовский, хаос, звонит, досуг,  дремота, (мах - 6 б.)

 

2.Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

в) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;

д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестамидевяностами восемью.

(мах- 1 балл)

3.Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                          Человеколюбие

Филантропия                                Улица

Актуальный                                  Неудача

Диспут                                          Бесстрастие

Фиаско                                          Злободневный

Авеню                                           Спор

Мах – 7 б., за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос

 

4.Дано предложение, в котором обыгрывается несколько  фразеологических оборотов. Восстановите фразеологические обороты, выпишите их и дайте толкование каждому. Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Настало время собирать камни, и Владимир, уже вынесший сор из избы, отправился за телегой, стоявшей впереди лошади, и инструментом, который он накануне отложил в долгий ящик.

(мах- 4б.)

5.Даны слова: плотный, площадь, оплот, платье, плётка, оплата, сплачивать, выплачивать, воплощение, полотно.

Найдите среди них те, которые восходят к одному и тому же корню, и распределите их по группам в соответствии с общим корнем. Укажите общий корень.

Мах – 16 б

 

6.Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение.

1)По этим улицам будут ходить новые автобусы.

2)Мальчишки продолжали гонять мяч.

3) Мы сразу стали тише и взрослей.

4) Через час он пришёл в себя.

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

 

7.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.

Определите тип и стиль речи.

(мах-13 баллов)

 

8.Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей. (мах-4)

 

9.Прочитайте данное ниже высказывание.

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели.

А. Ривароль, французский писатель

 

Используйте высказывание А. Ривароля в качестве эпиграфа для небольшого сообщения, которое вам нужно подготовить для урока русского языка.  Важно выстроить свой текст по модели рассуждения и использовать в нем не только общие суждения, но и конкретные примеры (достаточно привести два или три).  В качестве примеров можно использовать различные языковые факты и явления.

Объем работы: не более 10-12 предложений    

(мах-10 баллов)

ОТВЕТЫ