Олимпиада по русскому языку
images/banners/knigi.jpg

Для школьной олимпиады в 7-8 классах предлагаем задания.

 

7 класс

Задание 1. Какие слова современного русского языка, содержащие иноязычные морфемы, скрыты  в следующих  словообразовательных  кальках: землеописание, градостроительство, ухогорлонос.

Задание 2. Каким  русским  фразеологизмам  соответствуют  данные  иноязычные:

 

  1. To sit on a powder keg.(букв.: «Сидеть на пороховой бочке»)
  2. To cover up one’s traces.(букв.: «Скрывать следы»)
  3. Put it into your pipe and smoke it.(букв.: «Положите в свою трубку и выкурите»)
  4. He won’t set the Thames on fire.(букв.: «Он не подожжет Темзу»)
  5. To play with edge-tool.(букв.: «Играть с острым инструментом»).

 

Задание 3. Значение слова можно определить по набору смысловых элементов. Разные комбинации этих элементов могут дать разные значения. Пример:

ОТЕЦ – человек         взрослый         мужского пола        по отношению к собственным детям;

БРАТ – человек       мужского пола             по отношению к другим детям этих родителей.

Определите слова по комбинации  входящих в них элементов:

1) человек       женского пола       по отношению к другим детям этих родителей;

2) человек      взрослый       женского пола       по отношению к собственным детям;

3) человек      взрослый      женского пола      по отношению к  детям собственного ребёнка (или своих  детей);

4)человек       мужского пола      по отношению к родителям своих родителей

5) человек       женского пола      по отношению к детям своего брата (или сестры).

 

Задание 4. Объясните правописание слова «таинственный»? Почему в нём пишется две буквы Н?

Задание 5. Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он  маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а  про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они.

Почему  одноклассники  так  отреагировали  на Сашин рассказ?

Задание 6. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Выполните синтаксический разбор предложения, морфемный разбор всех слов:

     Кусодка  нырво   подзикала  и  мызяналась   то  мылюту.

Задание 7.  В приведенном  ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена  из книги  Э. Распе  расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.

Вскоре  турки  отпустили  меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми  отправ…ли  обратно  в  П…тербург. Но я решил уехать из Росси…  и  пок…тил  на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось  отмороз…ло  щеки  и  у него …делался  насм…рк.  А когда солнце  пр…стуже(н,нн)о  от него  вместо  тепла  идет  холод. Можете себе  представить  как  сильно  я  пр…дрог  в  своей  к…рете.

Задание 8. 2016 год – Год кино. Представьте себе, что Вы режиссёр и Вам надо снимать фильм. Какой бы Вы сняли фильм? О чём? Пофантазируйте в 7-10 предложениях.

Учитывается творческий, оригинальный подход к заданию, грамотность, умение строить текст рассуждение.

ОТВЕТЫ

 

8 класс

1.Фонетика и орфоэпия

Расставьте ударение в следующих словах.

Диспансер, заржаветь, языковое явление, включит, обеспечение, каталог, квартал, средства, эксперт, жалюзи.

2.Морфемика, словообразование, этимология

1)Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга разные суффиксы и приставки.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, величина.

2)Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

3)Выпишите из текста слова, основа которых состоит из одного корня, двумя группами:

А) слова, которые склоняются;        Б) слова, которые спрягаются.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее! С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, англ. motherland, нем. Fatherland, испанского patria, фр. Patrie?

Каково семантическое различие между этими словами?

3.Лексика и фразеология

1)Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация, пролог.

2)Какие устойчивые обороты речи изменены Н.В. Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?

А) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.

Б) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь.

В) Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство,- может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.

Г) Аммос Федорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого еще далека песня.

3) Какое языковое явление наблюдается в отрывке?

С кем мне поделиться

Той грустной радостью,

Что я остался жив? (С. Есенин «Русь советская»)

4.Морфология и синтаксис

1)Укажите, в чем особенность выделенных слов в отрывке из стихотворения Н. Некрасова «Рыцарь на час»

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

2)Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не мело, и было не очень темно: за облаками вставала луна. ( Б. Зайцев)

3)Прочитайте предложение и укажите возможные варианты в постановке знаков препинания. Мотивируйте их постановку.

За рекой видно ржаное поле.

4)Прочитайте миниатюру М. Пришвина. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, поставьте недостающие знаки препинания.

Вош..л в мокрый лес. Капля с высокой ели упала на пап..ротники окружающие плотно дерево. От капли пап..ротник дрогнул и я на это обратил внимание. А после того и ствол старого дерева с такими м..рщинами как (будто) по нему плуг п..хал и живые пап..ротники такие чуткие что от одной капли скл..няются и шепчут что(то) друг другу и вокруг плотный к..вер заяч..ей к..пусты все распол..жилось в порядке обр..зующем к..ртину.

5.Творческое задание.

Напишите сочинение по миниатюре М. Пришвина, выразив свое впечатление от словесной картины природы и свое отношение к позиции автора. Качественными характеристиками созданного текста должны являться: 1) убежденность и доказательность в защите принципиально важного суждения; 2) логика в аргументации основного тезиса; 3) умелое использование речевых средств для создания выразительности в тексте; 4) грамотность (соблюдение норм орфографии и пунктуации русского литературного языка).

ОТВЕТЫ