Олимпиада по русскому языку

В школьной олимпиаде предложено по 8 заданий для каждой параллели.

 

5 класс

Время выполнения работы – 1 астрономический час (60 минут)

 

Задание 1. Выпишите слова, в которых сочетание -чн- произносится как [шн].

Сливочный, нарочно, коричневый, полуночник, Никитична, скучно, скворечник, конечный, яичница.

 

Задание 2. Вставьте на место пропуска слово так, чтобы оно было концом первого слова и началом второго.

Чело…

 

…тор

Бал..

 

…верт

Мо…

 

…арь

Вок…

 

…п

По…

 

…ожа

Со…

 

…ба

 

Задание 3. Напишите как можно больше (но не более 7) фразеологизмов со значением ‘очень быстро’.

 

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

…дание, ни…вергнуть, бе…полезный, ра…двинуть, чере…чур, и…чезнуть, ра…жужжаться, …дача.

 

Задание 5. Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное из скобок, составьте словосочетания.

Понятливый, понятный (собеседник, ответ); дружеский, дружественный, дружный (класс, совет, народ); удачливый, удачный (день, охотник).

 

Задание 6. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Определите значение выделенных слов. 

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Задание 7. Найдите лишнее слово в каждом ряду. Объясните свой выбор.

1) горошина, баранина, жемчужина, соломина.

2) приоткрыть, приглушить, припрятать, приподняться.

3) пара, вчера, гнала, смотрела.

4) подводный, подводному, подводник, подводного.

 

Задание 8. Определите синтаксическую функцию каждого слова. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

ОТВЕТЫ

 

6 класс

Время выполнения работы – 1 астрономический час (60 минут)

 

Задание 1. Восстановите текст по его транскрипции.

[ Й'эсл'и вы нач'н'от'э суд'ит' л'уд'эй' увас н'ихват'ит вр'эм'ин'и нато штобы л'уб'ит' их]

Какие фонетические процессы вам известны? Для каждого из процессов приведите конкретный пример.

 

Задание 2. Расставьте ударение в следующих словах:

столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

 

Задание 3. Составьте и запишите словообразовательные цепочки:

1) следовать, след, последовать, непоследовательный, последовательный, непоследовательность; 2) размораживать, мороз, морозить, размораживание, разморозить;

3) продуманный, думать, непродуманность, непродуманный, продумать.

 

Задание 4. Подберите и запишите слова, состоящие:

1) из корня и окончания;

2) из корня, суффикса и окончания;

3) из приставки, корня и окончания;

4) из приставки, корня, суффикса и окончания;

5) из корня, окончания и нескольких суффиксов;

6) из нескольких приставок, корня, суффикса и окончания;

7) только из корня;

8) из приставки, корня, суффикса

 

Задание 5. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст

Трапеза

Прискорбно

токмо

Ратай

Тщетно

Рок

Уповать

Сей

Уста

Стезя

Чадо

столь

чета

 

Задание 6. Объясните значение следующих фразеологизмов

показать где раки зимуют

лезть из кожи вон

спать с открытыми глазами

остаться с носом

 

Задание 7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. 

Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. 

 

Задание 8. Выдающийся педагог XIX века В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):

медведь, очки, петух, печаль, председатель, работа, сейчас, созерцать, уважать, урожай.

ОТВЕТЫ