В школьной олимпиаде предложено по 10 заданий для 5 класса и 11 заданий для 6 класса.
5 класс
Задание 1. Как известно, рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк, совпадение конечных гласных и следующих за ними согласных. Объясните, почему рифмуются выделенные слова в указанных строках, несмотря на то, что конечные согласные звуки в них не всегда совпадают. Назовите автора этих строк.
«Бабушка, постой немножко», –
Ей кричит она в окошко…
…Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
Оценка: 1 балл
Задание 2. Объясните, почему в пословице: «Не трудиться, так и хлеба не добиться» только четыре мягких согласных звука. Оценка: 1 балл
Задание 3.Отгадайте загадки - шутки.
3.1. За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный выстрел из многих огнестрельных орудий?
3.2. За каким звуком спрятано большое, просторное помещение?
3.3. Ради какого звука замечательный русский изобретатель А.С. Попов нашёл способ передавать на большие расстояния человеческую речь и музыку без помощи проводов?
Оценка: 1 балл за каждый ответ.
Задание 4. Известно, что на стыке корня и приставки иногда появляются двойные согласные. А в каких словах следовало бы писать тройные согласные? Оценка: 1 балл.
Задание 5. Найдите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.
Перелётный, приносит, прочитаешь, прибрежный, полосонька, поговоришь, напишешь. Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
Задание 6. Объясните разницу между словами черкешенка и черкеска, китаянка и китайка, кореянка и корейка, кубанка и кубинка. В каком значении может употребляться слово венгерка?
Оценка: по 1 баллу за объяснение каждого слова. Максимальная оценка 9 баллов.
Задание 7. Могут ли быть существительными прилагательные: белый, красный, чёрный, молодой, новый, старый, хороший, плохой, прямой, кривой? Приведите примеры. Оценка: по 1 баллу за каждый пример; 2 балла за объяснение.
Задание 8. Найдите устаревшие слова в отрывке из поэмы А.С. Пушкина ≪Руслан и Людмила≫. Что они означают?
Княжне воздушными перстами Златую косу заплела С искусством, в наши дни не новым, И обвила венцом перловым Окружность бледного чела. |
…К устам она прижала перст; Казалось, умысел ужасный Рождался… Страшный путь отверст: Высокий мостик над потоком Пред ней висит на двух скалах… |
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
Задание 9. Какое значение имеет порядок слов в следующих предложениях и словосочетаниях?
1) Спокойное море. – Море спокойное.
2) Незабываемая встреча. – Встреча незабываемая.
3) Мы писали сочинение два часа. – Мы писали сочинение часа два.
Оценка: 2 балла.
Задание 10. Определите, где подлежащее, а где дополнение. Что произойдёт с подлежащим и дополнением, если их поменять местами?
1) Паровоз тянет электровоз.
2) Электровоз тянет паровоз.
3) Грузовик везёт на буксире самосвал.
4) Самосвал тянет на буксире грузовик.
5) Весло задело платье.
6) Платье задело весло.
Оценка: по 1 баллу за каждое предложение; 2 балла за объяснение. Максимальная оценка 8 баллов.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 44.
6 класс
Задание 1. Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов выходить, пахнуть, трусить, сведение?
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
Задание 2. Сколько звуков [ц] в предложении?
Наша соученица Куницына собирается отправиться в Братск.
Оценка: 1 балл.
Задание 3. Какой звук произносится на месте сочетаний зж и жж в словах? Почему эти слова произносятся по-разному?
Визжать, брюзжать, сожжён, дрожжи, позже, приезжий, жужжим, забрезжил, разжирел, разжёг.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово; по 1 баллу за объяснение.
Задание 4. Найдите «лишние» слова:
1) веко, вечный, вековечный, век;
2) листики, листы, листья, листва;
3) принести, приклеить, приоткрыть, пришить.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
Задание 5. Разделите слова с омонимичными корнями на две группы.
1) Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость, побережье, набережная, сбережение, бережок, прибрежный, приберегать.
2) Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить. Оценка: по 1 баллу за каждую группу слов.
Задание 6. Определите морфемный состав данных слов.
Стульчик, перчик, переплётчик, сногсшибательный, очиститель.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
Задание 7. Какими частями речи могут быть эти слова? Составьте с ними словосочетания. Простой, гнёт, устав, пила.
Оценка: по 1 баллу за каждое словосочетание.
Задание 8. Могут ли некоторые имена прилагательные быть и притяжательными, и относительными?
Оценка: 1 балл.
Задание 9. Какой смысл приобретут слова, если их написать с большой буквы? Блок, горн, роза, курган, десна.
Оценка: по 1 баллу за каждое слово.
Задание 10. Прочитайте стихотворение В.Н. Орлова «Ни пуха ни пера». В каком случае слова ни пуха ни пера употреблены в прямом значении, а где они являются фразеологизмом?
Рано утром Мама-квочка В класс отправила Сыночка. Говорила: – Не дерись, Не дразнись, Не петушись. Поспеши – Уже пора. Ну, ни пуха ни пера! |
Через час Еле живой Петушок Идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нем и в самом деле Нет ни пуха, ни пера.
|
Оценка: 1 балл.
Задание 11. Замените определение заимствованным словом – существительным:
1) Краткое изложение содержания книги, статьи.
2) Беседа журналиста с каким-нибудь лицом, предназначенная для печати.
3) Животный мир.
4) Растительный мир.
5) Записки о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий.
6) Часть самолёта, служащая для передвижения его по аэродрому, для взлёта и посадки.
Оценка: 1 балл за каждое слово.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 44.