Олимпиада по русскому языку
images/banners/knigi.jpg

Заданий для 5-6 класса предложено 10. Они охватывают разные разделы русского языка.

 

Русский язык, 5 класс

Задание 1.

Отгадайте загадку. Сколько раз в ней встречается звук [с]?

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а просьбу слышно там

 

Задание 2.

Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки   на глухие:

груба, дубить, обрызгать.

 

Задание 3.

Объясните, что значат выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

 

Задание  4.

  1. Заполните пропуски.

Перебеливание – 2) ………… – перебелить – 1) ………… белый.

  1. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении:

Уткали сто локоть полотна, а белили то белье въ усть реки на погостѣ».

 

Задание 5.

Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»:

«На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существи-тельному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».

Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо искусственное толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь» (Л. Введенская, Н. Колесников).

Поиграем?

Дайте шутливое толкование предложенных слов.

1) безграмотный

2) жаргон

3) графин

4) гусар

 

Задание 6.

Даны несколько рядов слов на белорусском языке. Ударный гласный в белорусских словах выделен курсивом:

снег (снег) – сняжынка (снежинка) – снегавы (снеговой);

голас (голос) – галосны (гласный) – галасішча (голосище);

белы (белый) – бяліць (белить) – белізна (белизна).

Примечание. Буква і читается как русская и.

Напишите по-белорусски следующие слова, учитывая, что ударение в них будет на том же слоге, что и в соответствующих русских словах: соль, солёный, лес, лесной, посолить.

 

Задание 7

Сколько прилагательных в пословице С миру по нитке – голому рубашка?

 

Задание 8

Найдите «лишние» слова.

  1. Петя ушиб колено ноги.
  2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
  3. Собрание будет в декабре месяце.
  4. Многие города были превращены в руины и развалины.
  5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  6. Он написал свою автобиографию.

 

Задание 9.

В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананас – а на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).

 

Задание 10.

В юго-западных русских говорах зафиксированы такие формы:

[у]нук, [у]месте, [у]зял, [у]нутри.

Каким словам эти формы могут соответствовать в литературном языке? Свой ответ обоснуйте.

ОТВЕТЫ 

 

Русский язык, 6 класс

Задание 1.  

Запишите слова, которые получатся, если прочесть данные слова справа налево, учитывая звуки, а не буквы.

Лог, лён, пара, дуб, раб, лоб, ток                                                                   

 

Задание 2.

Ученику предложили записать ряд слов, образованных с помощью приставки. Вот что у него получилось: улететь, затеять, списать, нарисовать, забавлять, ударить. В каких случаях он допустил ошибку?                                          

 

Задание 3.

  1. Вставьте пропущенные слова.

Сберегательный – 2) ……… – сберечь - 1) ……..

  1. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении:

Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.

 

Задание 4.

Замените фразеологизмы одним словом:

А) мозолить глаза, Б) точить лясы, В) клевать носом, Г) бить баклуши

 

Задание 5.

Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Часто мы сталкиваемся  с ней в самых неожиданных ситуациях. Например, всем известны толкования древнегреческих имен: Андрей – «мужественный», Александр – «защитник», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому языку и обозначает, что отведать его – это испытать наслаждение, даже счастье. Назовите это блюдо.                                    

                                                                 

Задание 6.

Перед смертью старик-отец оставил своим сыновьям такое завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Где нужно поставить запятую, чтобы сыновья могли  выполнить волю отца и  в то же время не разориться?

 

Задание 7.

Даны древнерусские слова и их «потомки» в современном украинском и в современном русском языках.

древнерусский

украинский

русский

ходити

сънъ

сынъ

дьнь

неслъ

родъ

домъ

вълкъ

ходити

сон

син

день

ніс

рід

дім

вовк

ходить

сон

сын

день

нёс

род

дом

волк

Примечание. Буква і читается как русская и, украинская буква и читается как русская ы. 

Напишите по-украински и по-русски следующие древнерусские слова.

древнерусский

украинский

русский

 возъ

везлъ

дымъ

мыти

пьнь

стълпъ

 

 

Задание 8.

В произведениях русской литературы читаем:

«Меня смущала строгая краса

Её чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса».

(А.С. Пушкин)

«Матроска в полоску, словно леса.

Из этих лесов глядят телеса».

(В.В. Маяковский)

Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа.

Приведите примеры слов среднего рода с такой особенностью (не более двух) и без неё (не более двух). Примеры приводите парами: единственное число и множественное число одного и того же слова.

 

Задание 9.

В русских диалектах многие слова произносятся не так, как в нормативном литературном языке. В Новгородской, Ленинградской, Смоленской областях, а также к юго-востоку от Москвы (Ивановская, Нижегородская, Владимирская области) можно услышать [цы'сто], [ца'сто], [ца'й], [цена']. Как эти слова пишутся в литературном языке?

 

Задание 10.

Придумайте и напишите четверостишие об одном из знаков препинания.

ОТВЕТЫ