Художники

В последнее время высказывается мнение, что 9 мая не только праздник, но и день скорби. С этим мнением не соглашается старшее поколение, они запомнили день 9 мая 1945 года как торжество справедливости. Такой радости и ликования не было на их веку.

Все обнимались, поздравляли друг друга, танцевали, пели. Верилось, что всё страшное позади, что никогда больше не будет войны. Те, кто её пережил, испытал столько мук и горя, не допустят повторения.

Обратимся к тем полотнам, на которых запечатлено долгожданное событие.

Б. Иогансон назвал свою картину «Праздник Победы 9 Мая на Красной площади». Без сомнения, в тот тёплый майский вечер на Красной площади был и сам художник — настолько живо, непосредственно передано всеобщее праздничное настроение.

В суровые годы войны слово «праздник» было забыто. Однако в честь побед Красной Армии устраивали салюты. Разноцветные огни в небе напоминали о мирных днях и вселяли уверенность, что победа не за горами.

Борис Иогансон написал этюд «Салют в Москве» зимой 1945 года. Легко узнаваемы Спасская башня, храм Василия Блаженного. Площадь заполнена массой людей, а небеса украшены яркими вспышками фейерверка.

Летом 1945 года художник принялся за большое полотно. День Победы стал историей, и поэтому Борис Владимирович решил писать историческую картину. Но как передать всенародную радость, звучание песен, музыки, смех? Как изобразить ночной город?

Смотришь на картину и кажется, что масса людей движется, бурлит. Лица смеющихся и плачущих от счастья людей озарены вспышками разноцветных огней. В отсветах вспышек видны украинские вышивки, среднеазиатские халаты. Пламенеет в ночи звезда Спасской башни, сияет соцветие куполов Покровского собора. Неслучайно здесь на переднем плане — изумлённые и восторженные мальчишки. Это — продолжатели дела отцов, наследники их славы. 

Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны, посвятил своё полотно «Цветы» Мартирос Сарьян. Красочное многоцветье разлито на холсте: пышные розовые шапки георгинов, алые маки, жёлто-оранжевые фонарики ноготков, свежие персики, фиолетовые анютины глазки. Весенняя природа все свои краски вместила в цветы и плоды, словно присоединяясь к празднику Победы. Букеты — это дань воинам, прошедшим страшную войну и оставшимся в живых.

Это в то же время и дань павшим. Каждый нераскрывшийся цветок в натюрморте похож на трепетную молодую жизнь, едва-едва начавшую своё цветение. Сколько молодых ребят ушло на фронт! Сколько юных, благородных сердец перестало биться! Об этом думает и не может не думать художник.

Жанр натюрморта предназначен, кажется, для углублённой беседы с натурой. Но здесь решение мастера неоднозначно, символично.

Безусловно, Сарьян посвятил картину своим соотечественникам, однако внимательный зритель обнаружит в ней цветы, похожие на ромашки, растущие на лугах и лесных опушках в центре России, а пламенные маки напомнят горную Киргизию. Много мыслей будит этот холст, волнует душу гармония красок.

Картина «Победа» Олега Пономаренко — апофеоз победы. На холсте — верхняя часть Бранденбургских ворот, от которых начинались походы германских завоевателей. Парадным строем маршировали под сенью бронзовой колесницы вооруженные до зубов шеренги захватчиков. И вот остановлен многовековой бег этой квадриги. Искорёженная снарядами, она превратилась в пьедестал для тех, кто принёс свободу нашей стране и народам Европы. Ликуя, встречают освободители первые минуты долгожданного мира. Завершён их ратный труд, вдохновленный бессмертными подвигами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. И гордо вьётся над головами героев победное боевое знамя.

Картина Виктора Псарёва «Память. 9 Мая» вызывает ощущение, высказанное нами в начале статьи: здесь скорби больше, чем праздника. Лица героев наполнены печалью, ожиданием, глубоким раздумьем.

Сюжет полотна сложился из впечатлений юности, когда в День Победы у отца, кадрового военного, ветерана войны, собирались друзья-фронтовики, вспоминали погибших, плакала мать-учительница, потерявшая брата.

Художник сделал более сорока композиционных эскизов, несколько вариантов самой картины. Рисовал по памяти, наблюдая в парке имени М. Горького и в сквере у Большого театра участников войны: увидел пожилую женщину с фотографией матроса в руках, седого ветерана с медалями на кителе и гвоздикой в руке.

Композиционным центром полотна стал ствол старого дерева, сплошь увешанный объявлениями и записками, фотографиями, адресами, листовками военной поры. Остановился возле него пробегавший мальчишка, что-то заинтересовало его, увлекло. Справа от дерева — девочка с воздушными шариками в руке. Это внуки ветеранов.

По обеим сторонам «древа памяти», как в почётном карауле, стоит мать, ждущая сына, и герой-солдат с гвоздикой в руках. Они оберегают память, чтобы не угасла она и жила, передаваясь от поколения к поколению.