Между Сретением (15 февраля) и Благовещением (7 апреля) отмечали в нашей деревне народный праздник Сороки. Это было 22 марта.
Бабушка считала этот день концом зимы и встречей весны и пекла кулики-сороки — булочки, похожие на птичек с глазками из изюма.
В православном церковном календаре 22 марта — день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Другие названия праздника: «Сорок сороков», «Сорок святых», «День жаворонка», «Жаворонки». По народному календарю наступает равноденствие: день с ночью меряется.
Подробнее о празднике и его приметах рассказывает писатель Ю. Краснощёков.
СОВА-БОЛЬШАЯ ГОЛОВА
Был на Руси крестьянский праздник. Назывался Сороки — в память сорока христианских мучеников. Отмечался он 9 марта по старому стилю.
Встречали в этот день весну. Пекли печенья в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето теплое, весну красную!»
Пели небыстро, мелодично, чётко донося каждое слово: «Коровки ревут — на волю хотят, лошадки идут — они травки ждут, свинки хрючат — корешков хотят, овечки кричат — они травки хотят, шёлковой травы, ключевой воды».
После пения головки «птичек» отрывали и натыкали на солому крыш, а остальное съедали.
До темноты бегали по деревне дети, выкрикивали веснянки, подкидывали в небо испечённых «жаворонков».
Во многих произведениях русского фольклора рассказывается о птицах, их облике, повадках: «Сова, совинька, сова, большая голова, на колу сидела, в стороны глядела, головой вертела».
Самых разных птиц можно встретить в колыбельных песнях, пестушках и потешках, закличках и приговорках, прибаутках и докучливых сказках. Без них не обходятся шуточные и плясовые песни, скороговорки. Птицы фигурируют в «подблюдных» песнях, частушках, пословицах и поговорках.
Загадывали загадку: «Не князь по породе, а ходит в короне». Это про петуха. Или: «Белы хоромы, красны подпоры». Это — гусь. А то ещё: «Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя» — это что? Пух!
Названия многих птиц и по сей день служат характеристиками людей. Про человека, который себе на уме, говорят: гусь лапчатый! Спесивую красавицу называют павой, а скромную — лебёдушкой. А про драчуна и задиру скажут: петух!
Стрелять и есть некоторых птиц считалось грехом, нечестием. Так, на Руси особо почитаемыми птицами были голубь и лебедь. Бытовали поверья: кто убьёт голубя, у того не станет водиться скотина; а если убитого лебедя показать детям — они помрут.
Древним людям многие явления природы представлялись птицами. Орел олицетворял грозу, бурю и вихри. Сова — чёрную тучу, сверкающую молниями. Облако представлялось птицею, а снег уподоблялся перьям. Это отражено в загадках: «К божьему мясоеду гусей щиплют» — снег идёт; «Белый лебедь на яйцах сидит» — поля, покрытые снегом.
Птицею представлялось древним людям и солнце. Оно уподоблялось у разных народов разным птицам: соколу, утке, гусю. Яркое дневное светило принимали за белоснежного лебедя.
Смерть первобытные народы также видели в образе птицы. Есть загадка: «Стоит дерево, на дереве цветы, под цветами корыто, над цветами орёл — цветы срывает, в корыто бросает; цветов не убывает, в корыте не прибывает». Дерево в этой загадке — мир, цветы — люди, орёл — смерть, корыто — гроб.
В народных сказках встречается златокрылая птица (утка, гусыня или курица), которая к исходу каждой ночи несёт по золотому яйцу. Так древние люди представляли себе рассвет.