Top.Mail.Ru
Школьная олимпиада 2020 года по русскому языку в 9-11 классах
Олимпиада по русскому языку

Предлагаем задания для 9-11 классов.

9 класс

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальный балл – 60

Задание 1. Расставьте ударение в словах:

Вероисповедание, иконопись, пережитое, сливовый, ходатайство, апостроф, облегчить, завидно, еретик, петелька.

(По 0,5 б. за правильный ответ, максим. – 5 б.)

 

Задание 2. Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.

Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.

(По 1 б. за правильный ответ, макс. – 5 б.)

 

Задание 3. В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?

Млеко, древесный, злато, врата, глас, град, хлад, млад.

(По 0,5 б. за правильный ответ, макс. – 4 б.)

 

Задание 4. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

  1. стремление какой-либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
  2. краткий перерыв между действиями спектакля;
  3. изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде;
  4. определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

(По 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)

 

Задание 5. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

(Макс. 5 б.)

 

Задание 6. Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков.

Славянское языковое «дерево» имеет три  основные ветви:___________ языки,________ языки,__________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая - ___________; вторая -___________; третья - ___________.

(Макс. 5 б.)

 

Задание 7. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.

  1. И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливеескулила Каштанка.
  2. Мы выбирали место поровнее.
  3. О, память сердца! Ты сильнейрассудка памяти печальной.       

(По 1 б. за правильный ответ, максим. – 4 б.)

 

Задание 8. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

(По 1 б. за правильный ответ, максим. – 4 б.)

 

Задание 9. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.

  1. На реках всеро(сс,с)ийских – о, вспомним как там мы сидели и удили! 2. (Не)широкая реч(..)ка с быстринками заводями с камышами и зар(..)слями водя(н,нн)ой лилии с наклонё(нн,н)ыми над водой деревьями. 3. И ра(сс,с)вет первый ра(сс,)веет когда на поверхности реки кури(т,ть)ся туман. 4. Лодка б(..)ртами ра(з,с)двинула камыш(..). 5. Л(..)ниво уходящая ноч(..). 6. Молчанье или то что называют молчаньем но что для нас, рыб(..)ловов звучит тихой пр(е,и)людией просыпающ(..)ся жизни. 7. Розовеющий восток и первый в(с,з)плеск на рек(..). 8. Река н(е,и)когда (не)спит – только зам(..)рает, только пр(и,е)тв(..)ряется спящей. 9. Струйка бежит (не)уста(н,нно) и морщи(т,ть)ся задев за попл..вок. 10. Синяя стр..коза та действительно спит, намокнув от р..сы; можно взять её за крылышки – она не пош..вели(т,ть)ся. (По М. Осоргину)

(Макс. 10 б.)

 

Задание 10. Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического. 

(Макс. 10 б.)

ОТВЕТЫ

 

10 класс

Время выполнения работы – 3–4 часа

Максимальный балл – 60

 

Орфоэпия

Задание 1. Расставьте ударения в словах. Укажите слова, в которых допускается 2 ударения.

Апостроф, бармен, граффити, давнишний, докрасна, задорого, зубчатый, иконопись, колледж, наносное, нанять, отрок, пиццерия, рокировать, творог, ходатайство, феномен, филантропия.

 

Орфография и пунктуация

Задание 2. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

Уез(?)ный чиновник пройди мимо я уже и задум…вался куда он идёт  на вечер ли к какому(нибу…ь) своему брату или прямо к себе домой чтобы пос…девши с (пол)часа на крыльце пока (не)совсем ещё …густились сумм…рки сес(?)ть за ранний уж…н с матушкой с женой с сестрой жены и всей семьёй и о чём будет ведён разговор у них в то время когда дворовая девка в м…нистах или мальчик в толстой куртке принесёт уже после супа сальную свечу в долговечном домашн…м подсвеч(?)нике. Под…е…жая к деревн… какого(нибу…ь) помещ…ка я любопытно смотрел на высокую узкую деревя…ую колокольню или широкую тёмную деревя…ую старую церковь. Заманч…во м…лькали мне (из)дали сквозь древесную зелень красная крыша и белые трубы помещ…ч(?)его дома и я ждал (не)терпеливо пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покаж…т(?)ся весь с своею тогда увы! вовсе (не)пошлою наружностью и (по)нём старался я угадать кто таков сам помещик толст ли он и сыновья у него или целых шест…ро доч…рей с звонким девич…ским смехом играми и вечною красав…цей меньшею сестрицей и черноглазы ли они и весельчак ли он сам или хмурен как сен(?)тябрь в последних числах глядит в календарь да говорит про скучную для юности рож(?) и пшеницу. (По Н. Гоголю)

 

Лексика, фразеология, этимология, словообразование

Задание 3.

В тексте из предыдущего задания:

А. Укажите глагольную форму в переносном значении.

Б. Объясните значение выделенного прилагательного.

В. Найдите слово, по произношению которого  можно различить москвича и петербуржца. Объясните свой выбор.

 

Задание 4. Один древнегреческий разбойник укладывал схваченных им путников на специальное ложе, и тем, кому это ложе было велико, вытягивал ноги, а тем, кому было мало – отрубал. Так и появилось из этой греческой легенды выражение. Назовите имя разбойника и выражение, с ним связанное. Объясните значение фразеологического оборота, составьте с ним предложение.

 

Задание 5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

 

Задание 6. О каком языковом явлении говорится в песне В. Высоцкого «Шторм»?

Мы говорим не штормы, а шторма –

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра, не ветры сводят нас с ума,

Из палуб выкорчёвывая мачты.

 

Задание 7. Какие части речи могут образовываться от местоимений? Приведите примеры.

 

Задание 8.  Творческая работа.

Придумайте текст радиорекламы орфоэпического словаря русского языка (5-10 предложений).

ОТВЕТЫ

 

11 класс

Время выполнения работы – 3–4 часа

Максимальный балл – 65

 

Орфоэпия

Задание 1. Расставьте ударения в словах. Укажите слова, в которых допускается 2 ударения.

Апостроф, бармен, граффити, давнишний, докрасна, задорого, зубчатый, иконопись, колледж, наносное, нанять, отрок, пиццерия, рокировать, творог, ходатайство, феномен, филантропия.

 

Орфография и пунктуация

Задание 2. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.

У (двух)летних и (трёх)летних детей такое сильное чутьё языка что созд…ваемые ими слова отню…ь (не)кажутся к…леками или уродами речи а напротив очень метки изящ(?)ны естестве(?)ны.

Сплош? и рядом случает(?)ся что ребёнок изобретает слов, которые уже есть в языке но (не)извес(?)ны н… ему н… окружа…щим.

На моих глазах один (трёх)летний в Крыму в Коктебеле выдумал слово «пулять» и «пулял» из своего крошеч(?)ного ружья с утра до ночи даже не подозревая о том что это слово спокон веку существует на Дону в Вороне…ской и Ярославской областях.

(Во)обще(же) мне кажет(?)ся что нач…ная с двух лет всякий ребёнок становит(?)ся на короткое время ген…альным л…нгвистом а потом к пяти шести годам эту ген…альность утрач…вает. В (восьми)летних детях её уже нет и в помине так как над…бность в ней м…новала к этому возр…сту ребёнок уже полностью овл…дел основными принц…пами родного языка. Если(бы) такое чутьё к словес(?)ным формам (не)пок…дало ребёнка по мере их осв…ения он уже к дес…ти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. (Не)даром Лев Толстой обращаясь ко взрослым писал [Ребёнок] созн…ёт законы образования слов лучше вас, потому что (н...)кто так часто (н…)выдумывает новых слов, как дети. (По К.И. Чуковскому)

 

Лексика, фразеология, словообразование

Задание 3.

В тексте из предыдущего задания:

А. Найдите иностранное слово, произношение которого определялось возрастом и политическими убеждениями двух героев русского романа XIX века. Укажите роман и его автора.

Б. Найдите фразеологизмы.

В. Постройте словообразовательные цепочки для выделенных слов.

 

Задание 4. В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита»? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 5. Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других частей речи?

 

Задание 6. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птичка в руке стоит двух в кустах.

Просто, как пирог.

Возить уголь в Ньюкасл.

Хранить в вате.

Холодный, как огурец.

Называть лопату лопатой.

 

Задание 7. Дайте «современный» перевод устаревшим словам: чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.

                           

Задание 8.  Творческая работа.

Придумайте текст радиорекламы сборника упражнений по русскому языку (5-10 предложений).

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен