Top.Mail.Ru
Школьная олимпиада 2019 года по русскому языку в 9-11 классах
Олимпиада по русскому языку

В заданиях для 9-11 классов есть поясняющие вопросы. Старайтесь отвечать полно и развёрнуто на все вопросы.

9 класс

Задания

Задание № 1 Фонетика. Орфоэпия

1.1.Какие согласные произносил А.А. Фет на конце слов «вокруг» и «юг» в стихотворении «Тополь»? (2 балла)

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами.
Последний лучезарный луч потух.

Лишь один над мёртвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.

Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг. 

1.2  Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить на ё?

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

(2 балла)

Задание 2. История языка.

2.1 Прочитайте текст. Определите значение выделенного слова. (2 балла)

Пролетело счастья время,

Как, любви не зная бремя,

Я живал да попевал,

Как в театре и на балах,

На гуляньях иль в воксалах

Легким зефиром летал. (А.С. Пушкин)  

2.2  Используя Ваши знания в области этимологии, а также в области иностранных языков, объясните правописание выделенных букв в перечисленных ниже словах (например: Очки – очи; фАльцет – фальшь (итал. falsetto, от falso –ложный). Объясните выбор проверочного слова.

гАрдероб

жОнглер

испЕщрять

бАллада          (12 баллов)

2.3 Прочитайте отрывок из повести «Писаніе о преставленіи и погребеніи князя Михайла Васильовича Шуйского, рекомаго Скопина» (начало XVII в.).

И паде князь Михайло на ложи своемъ, и нача у него утроба люто терзатися отъ того питія смертнаго… И весь дворъ его слезъ и горкаго воля и кричанія

исполнися… И многи дохтуры Немецкіе со многими лѣчебными пригодами и

неможаше никако болѣзни тоя возвратити.

Что имеется в виду под «лѣчебными пригодами»? Что значит «возвратити тоя болѣзни»? Используйте в толковании хотя бы по одному однокоренному

современному русскому слову. (4 балла)

Задание 3. Фразеология

Дано предложение, в котором обыгрываются четыре фразеологических оборота.

Собака захлопала ушами и высунула язык без костей, но ветеринар отказался её лечить, поскольку сам ходил с утра с пеной у рта и распускал слюни.

Выпишите фразеологические обороты и дайте каждому из них толкование.   (4 балла)

4.  Синтаксис и пунктуация

4.1 Укажите количество пропущенных знаков препинания.
Мне тогда в голову не приходило что человек не растение что процветать ему долго нельзя.
А)2
Б)5
В)3
Г)4
Д)1                                                      (1балл)

4.2 Косвенная речь – это

А) Чужая речь, переданная в измененной форме.

Б) Речь двух или нескольких людей.

В) Чужая речь, переданная дословно, без изменений.

Г) Чужая речь, переданная в форме сложносочиненного предложения.

Д) Чужая речь, переданная в форме бессоюзного сложного предложения.(1балл)

5.Стилистика

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
А) Чего она мне нервы мотает?
Б) По дому плавали запахи и крики.
В) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник.
Г) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».

6.Грамматические нормы

Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.  (4 бала)

7.Размышляем.Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоклистов ответил на вопрос корреспондента: «Что считаете счастьем?».

Правильно избранную цель. Жизнь – это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего-то большего. Естественный выход – стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой – романы.

Как Вы понимаете слова К. Феоклистова? Согласны ли Вы с таким пониманием счастья? Ваше рассуждение должно подкрепляться аргументами – примерами  на основе  жизненного  или читательского опыта . Объем  не менее 70 слов.  (15 баллов)

ОТВЕТЫ

 

10 класс

Время выполнения работы - 3-4 астрономических часа

Максимальное количество баллов - 71

1.Расставьте ударение в словах (9 баллов):

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый,  ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик,  кухонный, цемент.

2.Угадайте слово по толкованию его лексического значения (4 балла):

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в) изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

3. Укажите типы ошибок в каждом фрагменте, используя сокращения – Орф. – орфографическая, Пункт. – пунктуационная, Гр. – грамматическая, Р. – речевая. 

Исправьте ошибку, подчеркните отредактированный фрагмент. Первоначальный вариант предложения не переписывайте.  Помните о том, что в отдельных случаях в предложении содержится более одной ошибки. Ответ оформите по образцу:   Первоначальный вариант: 1. Я готовый к отъезду с ранего утра .   Исправленный вариант: 1. Гр. и Орф.– Я   готов к отъезду с раннего утра.

  1. Я полностью согласен с мнением социологического опроса, поскольку описанные факты подтверждаются и результатами научных исследований.
  2. Международная общественность понимает и тревожится из-за сложной политической обстановки в регионе.
  3. Мы поговорили, расставили все знаки над «i», и прецидент был исчерпан. 4. Без преувелечения трагедией для Украины стало решение нового правительства разорвать сотрудничество с Россией в том числе в аэрокосмической сфере.
  4. К новым сотрудникам отряда полиции предъявляются самые высочайшие требования. (10 баллов )

4.  Иногда древние слова сохраняются в языке, но приобретают другое значение.   Так случилось со словом  косный.  Что исконно означало это слово?

Сформулировать это значение вам помогут подсказки – цитаты на церковнославянском языке:

1) Скорый въ помощь и косный въ гнѣвъ;

2) Да будетъ всякъ человѣкъ скоръ услышати и косенъ глаголати.

В каком слове до сих пор сохраняется значение древнего корня? Поясните через краткий комментарий.  Какое современное значение   имеет слово косный?  Можно ли установить связь между древним и современным значением? Ответ кратко прокомментируйте.( 8 баллов)

5.Об одной из букв русского алфавита М.В. Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности (6 баллов)?

6.В каком предложении неправильно названа грамматическая основа (2 балла)?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас - не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

7.Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь.     (6 б.)

8.Подчеркните грамматические основы предложений.

1.Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 8. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 9. Грохот поднялся невероятный. 10. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 11. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.

(По А. Томилину) 10 б.

9.Прочитайте данное ниже высказывание.

Какое средство выразительности лежит в основе определения языка, предложенного С.Д. Довлатовым? Зачем автор к нему прибегает? Какие еще языковые приемы используются для более точного выражения мысли? Укажите их роль.    

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.  ( С.Д. Довлатов, советский и американский писатель и журналист) 6 баллов                        

10. Используйте  предложенное высказывание С.Д. Довлатова в качестве эпиграфа   для небольшого сообщения, которое вам нужно подготовить для урока русского языка. Важно выстроить свой текст по модели рассуждения и использовать в нем не только общие суждения, но и конкретные примеры (достаточно привести два или три).  В качестве примеров можно использовать различные языковые факты и    явления. Объем работы: не более 1,5 стр. 10 баллов

ОТВЕТЫ

 

11 класс

Время выполнения работы - 3-4 астрономических часа.

Максимальное количество баллов – 63

1. Расставьте ударения в словах:

Автограф, разминуться, феерия, духовник, втридорога, согбенный (стáрец), бензопровод, бутик, (колокол) звонит, избаловать.  (5 баллов)

2.В.И. Даль считал, что почти всегда можно найти русское слово, равнозначное иностранному. Какими русскими словами Вы предлагаете заменить следующие слова:

абстрактный, моральный, оригинальный, регламент, пресс. (5 баллов)

Задание 3. Прочитайте фрагменты стихотворений. Во всех этих текстах можно найти слово с разными историческими вариантами корня. Выпишите эти слова и докажите, что они являются однокоренными: укажите значение, которое объединяет все эти слова. Прокомментируйте исторические чередования. 

  1. Ну что ж? Одно заботой боле —

 Одной слезой река шумней.

  А ты все та же — лес, да поле,

 Да плат узорный до бровей...  (Александр Блок) 

  1. На трубе на водосточной

Объявление читаю:

"Продаются очень срочно

Два зелёных попугая,

Кот породистый (сиамский),

Зонт складной, японский (дамский),

Стол обеденный, дубовый,

 Плащ мужской, почти что новый,

 И старинный граммофон.

Вот для справок телефон…" (Леонид Каминский)

  1. В некой разлинованности нотной

Нежась наподобие простынь –

Железнодорожные полотна,

Рельсовая режущая синь! (Марина Цветаева)

4.Пусть каждый сам находит дорогу –

Мой путь будет в сотню раз длинней,

Hо не виню ни черта, ни Бога-

За все платить придется мне! («Ария»)

  1. Надела осень золотое платье,

И в сад явилась, заглянула в лес.

После прихода этой дивной сватьи

Зажглись они  свечой, и мрак – исчез! (Александр Карповецкий)

(10 баллов)

4. Укажите типы ошибок в каждом фрагменте, используя сокращения – Орф. – орфографическая, Пункт. – пунктуационная, Гр. – грамматическая, Р. – речевая.  Исправьте ошибку, подчеркните отредактированный фрагмент. Первоначальный вариант предложения не переписывайте. 

Помните о том, что в отдельных случаях в предложении содержится более одной ошибки.

Ответ оформите по образцу: Первоначальный вариант: 1. Я готовый к отъезду с ранего утра. Исправленный вариант: 1. Гр. и Орф.– Я готов к отъезду с раннего утра.

  1. После проведения рекламной компании на предприятии не осталось ни одной свободной вакансии.
  2. Организаторы конкурса объявили о том, что наиболее лучшая разработка проекта получит поддержку спонсоров.
  3. Сообщаем наши реквизиты: г. Москва, ул. Народного Ополчения, 15, корпус А.
  4. Отчет руководителя исследовательской группы безукоризнен Отчет руководителя  исследовательской группы  безукоризненен, и об этом отметили на совещании.
  5. Предпринемателям как давно работающим, так и начинающим предлагают прийти и проверить свои управленческие способности. (10 баллов)

5.Определите, какими частями речи являются выделенные слова (7 баллов):

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо. (7 баллов)

6.Определите, сколько частей в данном предложении. Спишите его, расставляя знаки препинания.

Когда теплый луч нагреет кору и на белую бересту сядет большая черная муха и полетит дальше когда надутые почки создадут такую шоколадного цвета густоту кроны что птица сядет и скроется когда в густоте коричневой на тонких веточках изредка некоторые почки раскроются как удивительные птички с зелеными крылышками когда появится сережка как вилочка о двух или трех рожках когда вдруг в хороший день сережки станут золотыми и вся береза стоит золотая когда наконец войдешь в березовую рощу и тебя обнимет всего зеленая прозрачная сень тогда по жизни одной любимой березки поймешь жизнь всей весны и всего человека и его первой любви определяющей всю его жизнь. (6 баллов)

7.Какое значение (отрицательное или утвердительное) содержит в себе предложение?

Кто прежней Тани, бедной Тани теперь в княгине б не узнал? (А.С.Пушкин).

Кратко объясните, почему. Если в предложении выражается не отрицание, то почему пишется НЕ, а не НИ?  Какие условия это определяют?

Приведите 2-3 примера, встречающиеся в современной речи, когда вопреки  использованию частицы НЕ в вопросе содержится общий утвердительный смысл. (7 баллов)

 

8.Прочитайте данное ниже высказывание. Какое средство выразительности лежит в основе определения языка, предложенного автором? Зачем автор к нему прибегает? Какие еще языковые приемы используются для более точного выражения мысли? Укажите их роль.

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших; но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды. (В. М. Иллич-Свитыч, советский лингвист, много сделавший в направлении сравнительно-исторического языкознания) (4 балла) 

9.Используйте предложенное высказывание В.М. Иллич-Свитыча в качестве эпиграфа для небольшого сообщения, которое вам нужно подготовить для урока русского языка. 

Важно выстроить свой текст по модели рассуждения и использовать в нем не только общие суждения, но и конкретные примеры (достаточно привести два или три).  В качестве примеров можно использовать различные языковые факты и    явления. Объем работы: не более 1,5 стр. (10 баллов)

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен