Для 9-11 классов задания по русскому языку содержат по 10 заданий.
9 класс
1.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
(В)прочем в моей жизн… бывали события и (по)страшнее чем встреча с волками.
Как(то) раз за мной погн…лась беш..(н, нн)ая собака.
Я кинулся от неё (со)всех ног.
Но на пл…чах у меня была т..жёлая шуба которая мешала мне бежать.
Я …бросил её (на) бегу вбежал в дом и захлопнул за собой дверь. Шуба так и осталась на улиц… .
Беш..(н, нн)ая собака накинулась на неё и стала кусать её с яростью. Мой слуга выбежал из дому поднял шубу и повесил её в том шкафу где в…села моя одежда.
На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит и…пуга(н, нн)ым голосом:
- Вставайте! Вставайте! Ваша шуба в…бесилась! Я вскак…ваю с постел… открываю шкаф – что(же) я вижу?! Все мои платья разорва(н,нн)ы в клочья!
Слуга ок…зался прав моя бедная шуба в…бесилась так(как) вчера её и…кусала беш…(н,нн)ая собака.
Шуба ярос(?)но набросилась на мой новый мундир и от него только л…скутки пол…тели.
Я схватил п…столет и выстр…лил.
Беш…(н,нн)ая шуба мгнове(н,нн)о затихла. Тогда я пр…казал моим людям связать её и повесить в о…дельном шкафу.
(С)тех пор она уже (н…)кого (н…)кусала и я над…вал её (безо)всякой боязн… .
2.Образуйте прилагательные от слова ЧАЙКА (морская птица). Обоснуйте свой ответ.
3.Расставить ударения в следующих словах:
аналог, баловать, вероисповедание, кухонный, форзац, наотмашь, жалюзи, плесневеть, принудить, ходатайствовать, уведомить, танцовщица
4.Как называются жители указанных ниже городов:
Псков, Тула, Омск, Смоленск, Новгород.
5.Французы говорят: «Хорошему коту – хорошую крысу»
А как говорят русские?
6.О каких словах М. Горький писал, что при их использовании в тексте кажется, «как будто вши расползаются по страницам», и советовал молодым авторам не использовать подобные формы в своих произведениях?
7.Укажите различие в значении следующих слов. Приведите примеры словосочетаний с этими словами. Как называются такие слова?
Представить – предоставить, экономный – экономичный, эффективный – эффектный.
8.Запишите предложение, заменив цифры словами:
Арендатор владел 547890 га земли.
9. Закончите фразеологические обороты:
Поднимать …, выводить …, держать…, поразить…, бить…, бросать …, производить …, втайне…, вить …, попасть …
10.Напишите мини-сочинение - рассуждение «Учитель будущего».
10 класс
1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Это было стра_ое загадочное существо (царско)сельский (лейб)гусар живш_й на Колпинской улице и ездивш_й в П_тербург верхом потому что бабушке к_залась опас(?)ной железная дорога хотя не к_зались опас(?)ными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями камеронами лжеготикой зато заметил как сквозь туман кр.. мнистый путь блестит. Он оставил без вн_мания знаменитые п_тергофские ф_нтаны чтобы глядя на Маркизову Лужу задумч_во произнести Белеет парус одинокий...
Он может быть много и (не)дослушивал но твердо запомнил что «пела русалка над синей рекой полна непонятной тоской»...
Он подр_жал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое где он (н_)кому не подр_жал зато всем уже целый век хочет(?)ся подр_жать ему. Но соверше_о очевидно что это (не)возможно ибо он владеет тем что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его как змея заклинателя от почти площадной эпигра_ы до молитвы. Слова сказа_ые им о влюбле_ости не имеют себе равных (н )в какой из поэзий мира.
Это так неожида_о так просто и так бездо_о
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том что проза достояние лишь зрелого возраста. И даже то что принято сч_тать (не)доступным для больших лириков театр ему было подвлас(?)но.
...До сих пор не только могила но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется что над Кавказом витает его дух перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...
(А.Ахматова)
2.Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?
А) В конце концов отец не стал бы на нас сердиться. Б) Бодливой корове Бог рог не дает. В) А.М.Горький долго жил в Италии.
3.В каких словах ударение падает на последний слог?
Мусоропровод, каучук, уникум, эксперт, зеро, экспрессия, колосс, бармен.
4.Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина:
Один поэт, раскрыв словарь,
Стал рифмовать: вратарь, звонарь,
Аптекарь, рыцарь, секретарь,
А также слесарь, государь,
Библиотекарь, лодырь, пахарь
И пекарь, виноградарь, знахарь.
Пожалуйста, поспорь с поэтом.
Найди, кто лишний в списке этом.
Выпишите слова с суффиксом – арь.
5.Выпишите из приведенного ниже списка слова, у которых в конце основы нет суффикса -к-; если в конце основы этих слов есть какой-то другой суффикс, выделите его. Оставшиеся слова разбейте на группы в соответствии со значениями суффикса -к-, учитывая значения именно этого суффикса, а не других частей слова. Для каждой группы слов сформулируйте значение, выражаемое суффиксом. Есть ли среди этих слов такие, которые попали сразу в несколько групп? Если такие слова есть, поясните, в чем причина этого.
Баночка, выскочка, запеканка, записка, звездочка, землячка, ночка, пассажирка, чистка, самозванка, стрижка, черкешенка
6.Являются ли родственными польское «uroda» (красота) и русское «урод». Аргументируйте свой ответ.
7.Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?
а) В то время был еще жених
Её супруг, но поневоле
Она вздыхала по другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле.
б) Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.
8.Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Выпишите эти слова.
- Чем заняты таланты?
Возвести!
- Да продолжают славный воз везти!
- А бездари?
- Те мнят,
Что делают погоду.
- А критики?
- Темнят
Или молчат по году.
9.Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.
Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Аргументируйте свой ответ.
10.Из букв слова «тетрадь» составьте слово-анаграмму.
11 класс
1.Прочитайте лингвистическую сказку Феликса Кривина.
- А, здравствуйте!
- Извините, я не А, а О.
- О, значит тезка! А голос у тебя совсем как у А.
- Стань на моё место, тогда и посмотрим, какой у тебя будет голос.
- Что же у тебя за место такое?
- Периферия. Ты вон в центре, тебе всё внимание, а обо мне кто помнит?
Какие звуки разговаривают в сказке? Какой закон русской речи отражен в этом диалоге? Прокомментируйте его. Что означает в этом контексте выделенное слово?
2.Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог: факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить.
3.Выпишите слова, современная основа которых состоит только из корня. В каких словах морфологический состав изменился? Докажите. Назовите причины изменения состава слов.
Кусок, льгота, зонтик, свеча, красный, багровый, отсвет.
4.Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.
А) Три книги лежал… на столе.
Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.
В) Прошл… десять лет.
Г) Несколько человек шл… по улице.
Д) Сколько книг сто…т на полке.
Е) Много людей пришл… на концерт.
5.Что в приведенных ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» звучит архаично и не соответствует современным грамматическим нормам?
Мои богини? что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Все те же ль вы? Другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
6.Есть ли в предложении В дороге Гринева и Савельича застал снежный буран ошибка? Обоснуйте свой ответ.
7.Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
8.Найдите «четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.
9.Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?
10.Внимательно прочитайте фрагменты текстов:
А) Петръ, въставъ, тече къ гробоу («Мстиславово евангелие», до 1117 г.)
Б) Тогда Влуръ влъком потече («Слово о полку Игореве», XII в.)
В) Но человека человек
Послал к Анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек … («Анчар» А.С.Пушкин, 1828 г.)
Г) Ну что же! Вставай, Сергуша!
Ёще и заря не текла,
Старуха за милую душу
Оладьев тебе напекла. («Анна Снегина» С.Есенин, 1925 г.)
Проведите лингвистическое исследование и прокомментируйте, что означают слова «тече», «потече», «потек» и «текла» в контексте указанных фрагментов.
Объясните смысл строки «Еще и заря не текла…». Подберите к ней синонимическое сочетание. Определите, с какой целью автор употребляет данную строку в тексте фрагмента.
Напишите, в каком значении глагол «течь» употребляется в современном литературном языке.