Без песен и жизнь не мила. Песни помогали жить и трудиться. Они отражали мировоззрение наших предков, их представления о жизни и природе.
Исторические песни посвящались конкретным событиям и реальным лицам русской истории: Степану Разину, Емельяну Пугачеву, Ермаку.
Календарные песни сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле: подблюдные, масленичные, троицкие, жатвенные, колядки, веснянки.
К обрядовым песням относятся свадебные, колыбельные, похоронные песни.
Лирические песни пели про несчастную любовь, тяжёлую крестьянскую жизнь, разлуку с родной страной: разбойничьи, трудовые, бурлацкие, солдатские, ямщицкие.
Частушки пелись по любому поводу, высмеивая пороки как друзей, так и знакомых, представителей власти. Они сочинялись иногда просто из хулиганства и для веселья.
В народных песнях встречаются различные выразительные средства:
- параллелизм
Недолго же цветку в садике цвести,
И недолго же Машеньке во девушках сидеть…
- постоянные эпитеты (коса русая, ветры буйные, поле чистое, молодец удалой, батюшка родимый)
Поля ли мои, поля чистые,
Лужки мои зелёные,
Травушки шелковые,
Цветки мои лазоревые!
- повторы
Что цвели-то, цвели, цвели в поле цветики,
Цвели да поблекли;
Что любил-то, любил, любил парень девицу,
Любил да покинул.
- обращения
Вы леса мои, лесочки, леса тёмные!
Во лесах-то садики, садики зелёные;
Во садах кусты, кусты позаломаны.
- сравнения
Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле…
- отрицательные сравнения
Не кукушечка во сыром бору куковала,
Не соловушка в зелёном саду громко свищет;
Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.
- гипербола
На всякой на кудринке по цветочку цветёт,
По цветочку цветёт по лазурьевому,
На всякой на кудринке по жемчужинке.
- уменьшительно-ласкательные суффиксы
Во лесу, лесу дремучем
Тут поёт, поёт соловьюшка,
Тут кукует горька кукушечка,
Да никто её голоса не слушает, —
Одна слушает сиротинушка…
Проверим знание видов и особенностей народных песен, предложив ученикам два варианта с несколькими заданиями.
Устное народное творчество
Вариант 1
1.Распределите русские народные песни, отрывки из которых приведены ниже, по видам (календарные песни, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, частушки).
1 – Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.
2 – Приди, Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными
3 – В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.
4 – Золото с золотом свивалось,
Жемчуг с жемчугом сокаталось.
Да и Анна с Иваном сходилась,
За единой стол становилась.
5 – Становилися казаки во единый круг,
Они думали бы думушку заединую:
«Что кому из нас, братцы, атаманом быть, —
Атаманом быть, есаулом слыть?
Атаманом будет Ермак сын Тимофеевич,
Саульчиком Никита, сын Романович».
6 – Ой, мороз-мороз, не морозь меня!
Не морозь меня, моего коня!
Моего коня, белогривого.
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена раскрасавица,
А приду домой, все ругается.
Я приду домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.
Ой, мороз-мороз, не морозь меня!
2. По приведенным ниже примерам из русских народных песен узнай и напиши названия изобразительно-выразительных средств языка.
1 – Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!
2 – Живёт моя отрада
В высоком терему
А в терем тот высокий
Нет входа никому.
3 – Как налетели ветры злые
Со восточной стороны,
Ой, да сорвали чёрну шапку
С моей буйной головы.
4 – Ой, да не степной орёл
Подымается,
То донской казак
Разгуляется.
3. Напишите определение: ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ – это …
4. Напишите три-четыре особенности КАЛЕНДАРНОЙ ПЕСНИ.
Устное народное творчество
Вариант 2
1. Распределите русские народные песни, отрывки из которых приведены ниже, по видам (календарные песни, лирические песни, обрядовые песни, исторические песни, частушки).
1 – Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая!
К нам весна пришла,
Весна красна!
2 – Возле речки, возле мостика
Трава росла,
Трава росла шелковая,
Шелковая, муравая, зеленая.
И я в три косы косила
Ради гостя,
Ради гостя, ради друга,
Ради гостя, ради друга дорогого.
3 – Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
4 – Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.
Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
5 – Не метель, не вьюга
На Руси Святой.
Попался полякам
Сусанин седой.
Веди нас, Сусанин,
Будет те за труды.
Аль бойся: недолго
С тобой до беды.
6 – Сидит Ванька у ворот
Широко разинув рот,
А народ не разберет,
Где ворота, а где рот.
2. По приведенным ниже примерам из русских народных песен узнай и напиши названия изобразительно-выразительных средств языка.
1 – Ходила младешенька по борочку
Брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
2 - Ты, лети, лети, соколик,
Высоко и далеко.
И высоко, и далеко,
На родиму сторону.
3 – Ой, дубинушка, ты ухни!
Дружно мы за труд взялись.
Ты, плечо мое, не пухни!
4 – То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, -
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист, дрожит.
3. Дайте определение: КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ – это…
4. Напишите три-четыре особенности ОБРЯДОВОЙ ПЕСНИ.