Top.Mail.Ru
Лики и лица на полотнах Павла Корина
Художники

Пейзажи Павла Корина

Знакомство с творчеством художника Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) лучше всего начать с его родины. Село Палех издавна славилось своими мастерами-иконописцами – сыновья, внуки и правнуки писали лики святых. Павлу Корину самой судьбой было уготовано продолжить семейную династию.

Его отец работал иконописцем в Петербурге и Москве, был знаком с Николаем Лесковым в ту пору, когда у писателя возник замысел повести «Запечатлённый ангел». Четверо сыновей Дмитрия Николаевича Корина: Сергей, Михаил, Павел и Александр – тоже занимались иконописью.

Когда учёба в иконописной школе закончилась, Павел решил ехать в Москву, чтобы стать художником-живописцем. Поездка не принесла ничего, кроме разочарования, и Павел вернулся в Палех. Разлука с родными краями была недолгой, но уже совсем по-иному смотрел он на купола храмов, перелески и луга, речки и облака. Раньше, будто по привычке, юноша не обращал внимания на давно знакомые дали, а тут вдруг ощутил то чувство, которое обычно называют любовью к родине.

И всё-таки мечта стать настоящим художником вновь позвала в дорогу. Павел поступает в московскую иконописную палату: учится писать масляными красками, ходит в Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с полотнами Александра Иванова, Виктора Васнецова. Молодой художник становится помощником Михаила Нестерова и находит в нём и наставника, и друга. По совету учителя юноша поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему приходится постигать азы реализма и отвыкать от влияния канонов иконописи в рисунке и в живописи.

Начало творчества Павла Корина совпало с революцией и Гражданской войной. В эти суровые годы он работает в «Окнах РОСТа», совершенствует свои знания, изучая анатомию человека: «вечные законы его построения... которые так хорошо знали великие мастера прошлого».

Павел не забывает свою малую родину. Летом 1928 года он создаёт палехские пейзажи. Тогда почти каждый день лил дождь, а в окрестностях было грязно и слякотно. Приходилось брать с собой и устанавливать большой складной зонт. Это неудобство было скрашено творческим порывом – появились замечательные этюды. На одном из них огненно-красные гроздья рябины никнут под тяжестью ягод. На другом, словно нерушимая крепость, стоит ель. На панорамной, вытянутой по горизонтали картине «Моя родина» мы видим тяжёлые тучи, закрывшие горизонт, и алый край закатного неба. Слева нагнулась тонкая берёзка, в чуть дальше темнеет полоска густого леса. Справа желтеет жнивье с несколькими связками снопов. На первом плане — пахучее разнотравье: полынь, иван-да-марья, столистник, щавель. От края и до края расстилается равнина, и только на самом горизонте вырисовывается силуэт палехской церкви с колокольней.   

«Сколько раз в час заката я любовался этим видом, сколько раз в детстве и юности слушал я «вечерний звон»! Звон в Палехе был торжественный и задумчивый, он нёсся по полям и лесам, наполняя собой всю окрестную природу, и она, притихшая, слушала его. И я слушал вместе с ней, и так хорошо думалось и мечталось...»

Палехские церкви уже в то время были закрыты для богослужения. Когда в конце 50-х годов Павел Дмитриевич приехал в Палех и с учениками-художниками осматривал росписи этих церквей, где сделали склады, он сокрушался и негодовал: внутри Ильинской церкви все росписи были забелены извёсткой, фундамент дал трещины, крыша заржавела, у окон не оказалось стёкол. И Корин добился через министерство культуры, чтобы палехские церкви были включены в план реставрации.

Пейзаж «Моя Родина» художник закончил только в 1947 году, потому что был увлечён идеей «Уходящей Руси». Но и после этого он не раз возвращался к пейзажам родных мест, куда почти каждый год приезжал летом. Всю жизнь художник стремился на землю своих предков: «Душой отдыхаю здесь. Родное всё...», – говорил он.

Павел Дмитриевич хорошо знал не только искусство своих предшественников и современников, но и творения мастеров Древней Руси. Он побывал в Вологде, Киеве, Новгороде, Пскове, Ярославле, Владимире, Ростове Великом, где изучал старинные росписи храмов, восхищаясь мастерством русских зодчих. Художник близко общался с представителями духовенства. Он рано понял сущность конфликта Церкви с Советской властью, видел, как уходит поколение людей, связанных с патриархальным миром. Павел Дмитриевич и сам был глубоко верующим православным человеком, имел замечательную коллекцию древних икон, которую потом подарил государству.

«Зажжёшь, сядешь напротив, и как-то приятно и легко станет на душе. Сверкнёт этаким светлячком свет тихо и красиво...» – говорил Павел Дмитриевич, кивая на огонёк лампадки.

Когда входишь в большой зал мастерской Корина, видишь полукругом расставленные портреты мужчин и женщин: епископ и протоиерей, схимница и старый священник, монахи и миряне, калеки и нищие.

Первое впечатление – это живые люди, собравшиеся по какому-то чрезвычайному случаю. Кажется, что между ними только что происходил важный разговор, прерванный нашим появлением. Эти люди словно пришли из другого мира, настолько они разные. Вот больная женщина в белом платке, на бледном её лице ни единой кровинки – покой, смирение, вера. Или вот слепой с протянутыми вперёд руками, или молодая монахиня с глазами, полными безмолвной скорби. Это были этюды для будущего полотна, а не просто наброски.

Замысел полотна возник ещё в двадцать пятом году, когда Павел Корин был на похоронах патриарха Тихона. Торжественная церемония произвела на него такое сильное впечатление, что он сделал несколько карандашных рисунков в альбоме. Характеры действующих лиц были как живые, со своими переживаниями, надеждами и сомнениями.

Словно экран, вытянут гигантский от пола до потолка чистый холст, на который, по замыслу художника, должны были взойти все эти стоящие в полный рост персонажи, олицетворяющие страшную трагедию и боль православной Руси.

В творческом наследии живописца много портретов знаменитых современников. Портрет, по мнению художника, вещь трудная: «Я всегда мучаюсь, когда пишу портрет, каждый даётся мне ценой непомерных мук. Иногда месяц-два только и думаешь о человеке, прежде чем начать его писать. Ведь тут мало внешнего сходства. Надо что-то уловить в человеке, часто то, чего он сам о себе не знает».

В портретах Алексея Толстого, Качалова, Жукова автор не отступил от сходства с натурой, но взял не какую-то минутную позу, а сумел обобщить и выявить неповторимый характер.

Павел Дмитриевич считал, что в его творческой судьбе решающую роль сыграли Нестеров и Горький. Михаил Нестеров подбадривал и поощрял своего ученика к творческой работе над картиной «Реквием», Максим Горький посоветовал назвать её «Русь уходящая».

Когда в зале Академии художеств была выставлена «Русь уходящая», её посетило высшее духовенство. Покидая выставку, иерархи спускались к выходу, кто-то в толпе произнёс: «Уходят уходящие». Один из архиереев остановился на лестнице и ответил пророчески: «Мы ещё вернёмся». И, представьте себе, вернулись! Сгинул воинствующий атеизм, насильно навязанный народу, и вернулись истинные духовные ценности.

Между тем, и самому Павлу Дмитриевичу, чуждому фальши и  лести, довелось испытать гонения, разоблачения, клевету и замалчивание. Но он продолжал пополнять портретную галерею своей будущей картины, искал всё новые лица. Постепенно сложилась композиция: выходящий из собора народ с митрополитом во главе. По специальному заказу был соткан холст для будущей картины, натянут на гигантский подрамник – девять метров в длину, шесть в высоту.

Требовательность и строгость к себе не давали художнику покоя. Помогали беседы со своим наставником Михаилом Нестеровым. Наверное, лучше всего можно представить эти встречи, если обратиться к портрету М. Нестерова, написанному в 1939 году. Михаил Васильевич сидит в вольтеровском кресле, худой, болезненный. Он страстно говорит о призвании художника, энергично взмахивает руками, всем своим обликом убеждая бороться и не отступать, ведь талант обязывает служить верой и правдой народу и Отечеству.

Над портретами Максима Горького работали многие художники. Павел Дмитриевич для фона искал нужный пейзаж в окрестностях Сорренто. Ему хотелось запечатлеть неугомонный, беспокойный характер писателя, изнурённого тяжёлым недугом, вынужденного находиться на чужбине, чтобы показать глубокую его тоску по Родине, одиночество и огромную силу воли. Горький умел восхищаться людьми, легко распознавал талантливую личность и искренне радовался чужим успехам.

Мы видим берег выжженный солнцем Неаполитанский залив, на другой стороне – невысокие горы. Всё здесь чужое. Погруженный в нелёгкую думу, стоит Алексей Максимович, сжимая правой рукой палку, а левую засунув в карман пальто, сутулый, худой. На задумчивом лице писателя отразились грустные думы о времени и о себе.

Портрет Алексея Николаевича Толстого был написан на его даче в Барвихе. С писателем Корин познакомился в Сорренто. Он увидел в нём человека широкой, одарённой натуры, русского богатыря, вышедшего из былин. Во весь холст стоит огромное красное кресло. Оно едва вмещает в себя исполинскую фигуру писателя: распахнут пиджак, ясен открытый лоб, сурово сосредоточены глаза, стиснута левой рукой изящная трубка, правая рука спрятана в карман, нога закинута на ногу. Позади кресла на полке шкафа аккуратно расставлены книги в дорогих переплётах. Вмешательство Алексея Толстого помогло отстоять мастерскую художника, попавшему в немилость.

Осенью 1942 года, когда шли бои в Сталинграде, в холодной мастерской Павел Корин почти круглосуточно работал над триптихом «Александр Невский». Копии центральной части картины, где был изображён князь, размещали фронтовые газеты, и образ легендарного русского полководца поднимал дух народа, призывал солдат защищать свободу и независимость. Кисти и краски художника стали боевым оружием и тоже помогали сражаться. Когда в том же году картину показали на Всесоюзной выставке, открытой в Государственной Третьяковской галерее, каждый, кто её видел, испытывал чувство гордости за прошлые битвы русских дружин.

В центре триптиха на берегу Волхова под развевающемся стягом стоит в доспехах суровый воин, вся жизнь которого посвящена служению Отечеству. Широко расставив ноги, князь держит меч в руках и опирается на него, точно говоря, что не поздоровится врагу-завоевателю. Символичны и собор за рекой, и застывший строй воинов на берегу реки.

Живописец оживил героический русский эпос, красочно рассказав о русском воине, вставшем на защиту родной земли, о прощании с супругой. Он воин-труженик, взявший меч по призывному звону набата, чтобы защитить свой дом от чужестранцев. Старуха-мать, жена с маленьким ребёнком провожают солдат на войну. Могучие, плечистые русские богатыри, уверенные в своей силе, спокойно и гордо смотрят с полотен. Так и кажется, что любой из них вот-вот заговорит и скажет: «Стояли и стоять будем за свою землю, за родину. И защитим и реку, и деревню, и маленькую церковку тоже».

Исторической теме были посвящены красочные мозаичные картины, выполненные на сводах станций метрополитена: «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Минин и Пожарский», «Суворов», «Кутузов».

В 1945 году Павел Корин начал работу над портретом Георгия Жукова. Первый маршал остался доволен своим портретом. Конечно, блестящий парадный мундир с орденами и золотыми звёздами отвлекает. Но именно так можно было подчеркнуть образ победителя. На обветренном лице Георгия Константиновича отпечатались мужество солдата и железная воля полководца, сурового и непреклонного стратега. Обаяние личности Жукова не заслоняет торжественно-парадный вид.

«Это единственный портрет, с которым я не хотел расставаться, — говорил Корин. — Оставил бы его у себя в мастерской, если бы мог».

Однако с портретом пришлось расстаться, и с тех пор он хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Путешествуя по Италии в 1961 году, Корин знакомится с участником Сопротивления художником Гуттузо и пишет его портрет. Гуттузо сидит на лёгком складном кресле, которое кажется хрупким по сравнению с его плотной фигурой. За внешне спокойным обликом итальянского художника видны внутренняя напряженность и энергия. Кажется, что он вот-вот встанет и примется за работу. Центральное место в композиции занимает лицо и руки Гуттузо. Баночки с красками, специально оставленные справа внизу, указывают на своеобразие палитры сицилийца. На причастность Гуттузо к жизни простых людей указывают и плетёная корзина, и клубни картофеля. Итальянский мастер остался доволен портретом. Сейчас это полотно находится в Государственном Русском музее.

Заслуженное признание пришло к Павлу Корину после долгих лет работы. Он становится академиком, лауреатом Ленинской премии. Но художник не перестаёт писать пейзажи родного Палеха и его окрестностей. В них много солнца, зелени, цветов, простора и раздолья. Это благодатные места, память о детстве. Совсем иные южные пейзажи. Здесь цвет и настроение совсем не похожи на палехские пейзажи. В итальянских этюдах даже воздух другой – сиреневый с палевым. Только одно их сближает: все пейзажи Корина маленького размера, с вытянутой панорамой по горизонту.

Несмотря на тяжёлую болезнь, Павел Дмитриевич делает углём на холсте триптих «Сполохи». Сюжет прост: русские воины несут с поля брани раненного в бою молодого князя. Все те персонажи, что были в «Уходящей Руси», портреты которых поражали и восхищали, удалось скомпоновать в единый ансамбль. Но перенести эту композицию на холст-гигант так и не получилось.

Дом Павла Дмитриевича на Малой Пироговской улице теперь стал музеем, в нём по воле художника работает филиал знаменитой Третьяковской галереи.

Шедевры живописи, созданные кистью большого художника и скромного человека Павла Корина, от «Александра Невского» до портретов знаменитых актёров, музыкантов, писателей, вошли в золотой фонд мирового искусства.

 

Литература

1. Барановская З. Поэзия в красках. Урок эстетики / Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». - 2002. - №33.

2. Георгиевский А. Художник милостью Божией / http://moskvam.ru/publications/publication_998.html

3. Киселева Е.Г. Дом Павла Корина. - М.: Новый хронограф, 2014.

4. Михайлов А.И. Павел Корин. - М., 1965.

5. Тычков М. Павел Корин. Ненаписанный «Реквием»/ Виноград. - 2006. - №4.

6. Шевцов И.М. Соколы. Очерки о деятелях русской культуры. Павел Корин / Шевцов И.М. Тля. Антисионистский роман. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - С. 438-504.

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен