Диктанты
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Подготовили для 7 и 8 классов по диктанту по итогам II четверти. Первый текст содержит причастные и деепричастные обороты, насыщен наречиями, которые пишутся слитно или через дефис.

Во втором тексте изученных орфограмм и пунктограмм немного, он будет по силам восьмиклассникам, поскольку главное внимание в нём придаётся грамматическому заданию. 

Контрольный диктант для 7 класса по итогам 2 четверти

МЕДВЕЖЬЯ СЕМЬЯ

 

Электроход «Енисей» вёз жителям Чукотки машины и продукты. Льды, плавающие бесформенными глыбами, стали смыкаться, вплотную3 обступив корабль.4 Здесь пришлось временно остановиться. Вскоре матросы неожиданно увидели, что справа к кораблю приближается медведица, а позади неуклюже передвигаются два медвежонка.

Матросы решили медвежат забрать, спустив трос с петлёй и бросив сверху вниз банку свиной тушёнки. В ловушку попалась медведица. Она поднялась на дыбы, но трос держал крепко-накрепко. Негромко рыча, вытянув вперёд лапу, зверь понемногу, медленно сближался с корпусом корабля. Медвежата неистово визжали.

Однако штурман не разрешил поднять медведей на борт. Неделю медвежья семья, подкармливаемая моряками, прожила неподалёку3.4 Когда «Енисей» наконец тронулся, звери сначала удивились, а потом по-медвежьи, вперевалку долго бежали за кораблём.

(109 слов.)                          

Грамматическое задание

  1. Произведите морфологический разбор: вплотную3 (1 вариант); неподалёку3 (2 вариант).
  2. Выполните разбор по составу: приближается, бесформенными, сначала (1 вариант); передвигаются, медвежья, неистово (2 вариант).
  3. Определите способ образования наречий: неожиданно, крепко-накрепко, наконец (1 вариант); понемногу, по-медвежьи, медленно (2 вариант).
  4. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Льды, плавающие бесформенными глыбами, стали смыкаться, вплотную обступив корабль.4 (1 вариант);

Неделю медвежья семья, подкармливаемая моряками, прожила неподалёку.4 (2 вариант).

 

Контрольный диктант для 8 класса по итогам 2 четверти

БЕЛОГРУДЫЙ МЕДВЕДЬ

 

Белогрудый медведь не любит покидать высокоствольные леса. На лугах и в мелколесье некуда вспрыгнуть от недругов. А вот на большом дереве можно найти спасение.

Однажды я вышел к кедру, вокруг которого весь неглубокий снег был утрамбован следами и лёжками тигра. В густой хвое дерева темнело гнездо из недавно наломанных веток. Было нетрудно догадаться, что белогрудый медведь вовремя почуял своего врага. На дереве он выжидал не день и не два, спасаясь от тигриной осады.4

В другой раз я видел большие куски свежей коры и кровавые остатки растерзанного и съеденного медведя. По следам можно было предположить, что ему не хватило доли секунды. Тигр успел схватить его за заднюю лапу и стянуть вниз вместе с корою, содранной с дерева.4 В тайге трагедии обычны на каждом шагу.

(123 слова.)

(По С. Кучеренко.)

 

Грамматическое задание 

  1. Синтаксический разбор простого предложения:

На дереве он выжидал не день и не два, спасаясь от тигриной осады.4 (1 вариант);

Тигр успел схватить его за заднюю лапу и стянуть вниз вместе с корою, содранной с дерева.4 (2 вариант)

  1. Выполните разбор 3 словосочетаний (согласование, управление, примыкание) из своего предложения.
  2. Подчеркните в тексте однородные члены.
  3. Выпишите из текста 3 разных типа сказуемых: 2 абзац (1 вариант); 3 абзац (2 вариант).