Диктанты
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Красивый домик

В 7-8 классах в конце 2 четверти проводим диктанты с грамматическими заданиями. В центре внимания 7-го класса правописание наречий, причастные и деепричастные обороты. Восьмиклассники изучили тему "Двусоставное предложение", поэтому проверяем учения определять главные и второстепенные члены предложения. Попутно, конечно, выявляем пробелы в соблюдении правописных норм.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

7 класс

РАЗБОЙНИК

Впервые с этим «разбойником» я столкнулся в лесу на месте прикормки птиц. Ранним утром пришёл я на свой наблюдательный пункт, сел в укрытие, изготовленное из веток, и стал ждать рассвета.

Возле кормушки суетились синицы, хватали семена и вылетали, чтобы где-то повыше расчистить семечко и съесть. Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно3 исчез в ящике.4 На некоторое мгновение воцарилась полная тишина. Я заглянул внутрь3.

На кучке подсолнуха сидела крошечная сова. Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу.4 Сыч присел на ветку, оглянулся и полетел к высокой ели. Через несколько минут у кормушки стояла обычная суета. Синицы по-прежнему таскали семечки, а рядом валялись серенькие пёрышки.

(114 слов.)

(По О. Смирнову.)

Грамматическое задание

1.  Морфологический разбор: мгновенно (1 вариант); внутрь (2 вариант).

2. Выполните разбор по составу: неожиданно, по-прежнему, оценив (1 вариант); впервые, повыше, встрепенувшись (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно исчез в ящике. (1 вариант);
Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

7 класс

ВОЛШЕБНАЯ РОСА

Встаньте рано утром и внимательно3 присмотритесь к растениям. Их листья и стебли, а также камни и крыши домов по утрам бывают нередко3 покрыты росой. Знаете ли вы, почему бывает роса? Роса — это влага, выделяющаяся на разных предметах при низкой температуре воздуха.4

В некоторые дни роса не выпадает, однако, осмотрев растения, вы можете обнаружить на листьях капли влаги. Каким образом появились они на листьях? Этот вопрос ещё в древности волновал алхимиков. Они собирали росу, полагая, что она волшебная. Использовали её для приготовления эликсиров, возвращающих молодость.

На краю листьев располагаются особые водяные устьица, через которые выделяется роса. Растения «плачут», чтобы освободиться от избытка воды. Например, монстера, перед дождём начинает выделять капли воды на кончиках листьев.

(113 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Роса — это влага, выделяющаяся на разных предметах при низкой температуре воздуха. (1 вариант); Использовали её для приготовления эликсиров, возвращающих молодость. (2 вариант)

2. Морфологический разбор: нередко (1 вариант); внимательно (2 вариант).

3. Выполните разбор по составу: присмотритесь, волшебная, полагая (1 вариант); освободиться, водяные, осмотрев (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

7 класс

ДРЕВЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА

Издавна люди присматривались к древесине разных пород, изучая её свойства.4 У нас в стране в сельскохозяйственной академии есть большая необычная библиотека.

На высоких стеллажах лежат необычные книги. На их корешках прикреплены сафьяновые этикетки с золотым тиснением. Сами же книги целиком вырезаны из стволов деревьев различных пород.

Эта библиотека — замечательная коллекция образцов леса. Составлена она известным русским лесоводом Митрофаном Кузьмичом Турским. Это он поставил на полки первые экземпляры, придав им такой изящный вид.4 Каждый образец имеет поперечный и продольный спил, на котором чётко3 видны все особенности древесины. Книги можно вполне назвать «антикварными».

А вот новое пополнение библиотеки. Томики древесины из Вьетнама — подарок вьетнамских лесоводов. Они оформлены почти так же, только значительно мельче3.

(111 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Издавна люди присматривались к древесине разных пород, изучая её свойства4. (1 вариант); Это он поставил на полки первые экземпляры, придав им такой изящный вид4. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: сафьяновые, издавна, изучая (1 вариант); вьетнамских, вполне, придав (2 вариант).

3. Морфологический разбор: чётко (1 вариант); мельче (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ХУДОЖНИК

Как-то Василий Иванович Суриков шёл пустынной улицей, обходя целые озёра воды, подёрнутые мелкой рябью дождя. Шёл он мимо мокрых изгородей, шурша плащом по зарослям громадных лопухов и крапивы, свободно разраставшимся по канавам у дороги.

По проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая и ныряя в ухабы.4 Из-под колёс во все стороны разлеталась жидкая чёрная грязь.

Дальше путь пролегал через овсяное поле. Приникший к земле овёс блестел, как шёлк. Казалось, что поле было покрыто одеялом, выстеганным причудливыми узорами. День начинал угасать.

Огромный малиновый шар солнца садился в плотные тучи, быстро опускаясь. Он был похож на груду раскалённых углей, присыпанных лилово-серым пеплом.

Суриков хотел вернуться по той же скользкой тропке. Шляпа на нём уже промокла насквозь, и капли дождя попадали за воротник. Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице.4

(130 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

По проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая и ныряя в ухабы.  (1 вариант);
Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Обозначьте разные виды сказуемых в 3 абзаце (1 вариант); в 4-5 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ЗАЧЕМ Я ЭТО СДЕЛАЛ?

Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.

Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»

Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.

(128 слов.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ПРИМЕТЫ

Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.4

Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

(125 слов.)

(По К. Паустовскому.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

8 класс

ХИТРОСТЬ ГОРНОСТАЯ

Горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство.4

Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней.4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.

Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

(124 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант)

2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.  

3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.