Проекты

Представляем исследовательский проект выпускница 9 класса Боевой Елизаветы "Проблема редукции духовного в современном обществе на примере европейской сказки".

 

Руководитель: Остриков А.Г., учитель литературы и ОПК

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ГЛАВА. КРИЗИС СОВРЕМЕННОСТИ

1.1.Кризис духовности современной цивилизации говорит о редукции духовности современного мира

1.2.Кризис духовности современного русского общества

1.3.Кризис личности – редукция личности

2 ГЛАВА. ЛИТЕРАТУРА О РЕДУКЦИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБАХ ИСЦЕЛЕНИЯ

2.1. Европейская авторская сказка – самая популярная литература всех слоёв населения России ХХI века

2.2. А.Н.Толстой «Буратино»

2.3. Г.Х.Андерсен «Сказка о Снежной королеве»

2.4. Ш.Перро «Золушка»

2.5. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»

2.6. Ш.Перро «Кот в сапогах»

3 ГЛАВА. ПРОБЛЕМА РЕДУКЦИИ ДУХОВНОГО В СКАЗКЕ К.С.ЛЬЮИСА «ПЛЕМЯННИК ЧАРОДЕЯ» 

3.1. Преодоление редукции целостностью веры

3.1.1. Встреча Дигори и Полли с чудесным в обыденном

3.1.2. Воспитание Дигори и Полли испытанием

3.1.3. Взросление личности Дигори самоотвержением 

3.2. Память о преодолении формирует личность

3.3. Редукция личности дяди Эндрю

3.4. Редукция личности Злой Королевы

3.5. Гордыня – первое условие редукции личности 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Проблема редукции духовного в современном мире, в России XX века стоит наиболее остро. В начале XXI века эта проблема достигла кульминации. Редукция духовности ощущается буквально во всех областях: в культуре, образовании, искусстве, литературе. Редукция духовности привела часть русского народа к потере самоидентификации и в данное время стала не только национальным бедствием, но и государственной проблемой.

Все наше общество решает проблему возрождения духовности, проблему духовного единства русского народа, проблему самоидентификации. Что можем сделать мы? Мы можем проанализировать на примерах литературных произведений, популярных в XX веке, корни и причины современного духовного и нравственного падения в нашем обществе, которые с тех пор увеличились в масштабе и усугубили все остальные проблемы в России. Исторически так сложилось, что в культуре российского общества ХХI века присутствуют две основные духовно-мировоззренческие традиции: православное христианство и западный рационализм. История показывает, как борьба христианского и рационально-гуманистического мировоззрений в любом европейском обществе в конечном итоге приводит к редукции духовности всех участников столкновения.

Наиболее ярко это видно на английской культуре, наиболее наглядно это явление показано и подвергнуто анализу в произведениях английской литературы XIX-ХХ веков. В частности в творчестве английского писателя Клайва Стейплза Льюиса (29 ноября 1898- 22 ноября 1963). В творчестве этого писателя мы видим столкновение духовности христианского мира традиционной викторианской эпохи и нового, еще только зарождающегося, научного мировоззрения в судьбах и сознании героев его произведений. Это столкновение рождает редукцию личности, а порой приводит к расчеловечиванию.

В английском обществе кризис духовности назрел в XIX веке. В нашем – российском обществе православные начала помогли сделать процесс редукции менее заметным, но и более запущенным. Поэтому я считаю, что анализ творчества Клайва Стейплза Льюиса является хорошей иллюстрацией для тех процессов, которые протекают в России сейчас, в XXI веке. Это целесообразно еще и по той причине, что современное мультикультурное пространство России включает в себя большую часть англосаксонской литературы. В России К. Льюис очень популярен. Его детские книги и сказки широко известны среди детей и их родителей. В сознании многих соотечественников присутствует западный образ мышления. Именно этот образ оказывает наиболее сильное редуцирующее влияние на сознание общества.

В проекте исследуется проблема редукции души и личности человека в современном обществе. В XXI веке эта проблема достигла своего апогея и ощущается она во всех областях науки и культуры.

Цель моего проекта - выявление способов защиты от редукции духовного и методов исцеления.

Задачи моей исследовательской работы:

  1. Подобрать и проанализировать источники по теме исследования;
  2. Научиться определять целостность и редукцию собственного мировоззрения;
  3. Научиться выявлять вредное и полезное духовно-нравственное воздействие со стороны произведений культуры: авторской литературной сказки, общественных статей, выступлений в средствах массовой информации;
  4. Проанализировать сказку К.С.Льюиса «Племянник чародея» с точки зрения редукции духовности и целостности восприятия. Определить её духовно-нравственную полезность;
  5. Разработать и представить продукт проекта - викторину.

Объект: внутренний мир мировоззрения возрастающего человека.

Предмет: авторская сказка К.С.Льюиса «Племянник чародея».

Гипотеза моего проекта заключается в том, что с помощью волшебных сказок, с помощью творчества К.С.Льюиса, взаимодействуя с положительными героями сказки, при выявлении способов защиты от редукции духовного, мы открываем методы исцеления собственной души и собственного сознания.

 

ГЛАВА 1. КРИЗИС СОВРЕМЕННОСТИ.

1.1. Кризис духовности современной цивилизации говорит о редукции духовности современного мира.

Многие современные философы, социологи, культурологи и другие авторы совершенно справедливо пишут о глубоком духовном кризисе, поразившем современное человечество, как в локальном, так и в глобальном масштабе. Правда, его причины и способы преодоления различными авторами трактуются по-разному. Несколько столетий шло развитие современной западной цивилизации, которая предлагает нам множество талантливых социальных теорий. Существует бесчисленное количество вариантов исцеления общества. Но ни одна из них не работает. В науке даже существует специальный термин – утопия. Все эти теории и догадки называются утопическими.

Причина недейственности фантазийных теорий проста: все эти теории выдвигают люди, погруженные в мир собственных фантазий, очень далеко ушедшие от реального мира, реальность которого в том, что никто не ставил перед ними задачу исправить мир. В своей гордыне они считают себя достойными, в реальности – они берутся не за свое дело. Каждому человеку дана власть над тем, о чем он может и должен заботиться. Даны способности и средства. Если у человека недостаточно средств или власти, значит, он берется не за своё дело. Решать какой-то глобальный вопрос – значит, забросить те заботы, которые зависят только от тебя. Лаять на слона полезно и для поддержки своей шаткой репутации, и для создания горделивого имиджа, считает каждая моська. Самая большая духовная проблема у христиан – гордыня. Создание утопий  –  Моськин труд.

Мы не дерзаем исправлять духовность всего мира. Начнем с малого. Каждый человек, как минимум, обязан и должен владеть собой - управлять своей личностью. По этой причине исследовательская работа посвящается проблеме редукции духовного мира индивида, расчеловечиванию личности в рамках проблемы  самосознания, самовоспитания личности.

Одни авторы связывают кризис духовности с кризисом сознания, в связи с этим, говорят об усилении роли интеллекта в современном обществе. Другие полагают, что в первую очередь страдает не интеллект. Страдают духовно-нравственные качества: Добро и Красота, мораль и эстетика. Бездуховный человек, бездушное общество не означает роста глупости людей. Напротив, люди становятся более деловыми и интеллектуальными, живут богаче, комфортнее, но теряют способность к сопереживанию и любви. Люди становятся более активными и функциональными, но отчужденными, теряющими чувство жизни, роботообразными. Каждая личность, забывая о Боге, теряет себя. Так погибает всё общество. Деградация Духа, отмирание его иррационального состояния – вот дух нашего времени.

Преодоление кризиса духовности и духовное совершенствование человека и общества обязательно должны быть связаны с нахождением некоего идеала, идеи. Сейчас много говорят и пишут о необходимости нахождения национальной идеи, но, на мой взгляд, очевидно, что в нашу эпоху глобализации национальная идея должна быть объединена с общечеловеческой идеей, национальные идеалы – с общечеловеческими. Без национальной идеи, духовный кризис поражает всю нацию, без общечеловеческой идеи – все человечество.

По оценкам многих современных мыслителей, не только отдельные страны, но именно все человечество (включая и те страны Европы, которые традиционно принято считать христианскими и благополучными) сейчас как раз находится в состоянии именно такого острого духовного кризиса общества, связанного, в том числе, с отсутствием подлинно общечеловеческих идеалов и ценностей. Преодоление этого кризиса возможно только в случае нахождения подлинно общечеловеческих идей, идеалов и ценностей, сопричастных Истине.

Главной общечеловеческой идеей на сегодняшний день и в ближайшем будущем должна стать идея спасения человечества не только от глобальных опасностей, кризисов и катастроф, но и от духовной редукции, от того, что в сказках называют Злом. Это главная идея решения глобальных проблем современности, интеграции и объединения человечества, идея подлинной, а не мнимой глобализации.

То, что происходит сейчас – это мнимая глобализация, ибо она направлена не на подлинное объединение человечества, а на централизацию Зла, на духовное подчинение и тотальную эксплуатацию одних народов другими. Подлинная глобализация должна быть связана с решением глобальных проблем, решать которые не под силу человеку, путем преодоления личностных кризисов, которые горделиво разрастаясь, переходят в глобальные и неразрешимые. Для этого человечество должно обрести необходимый уровень понимания сложности и опасности возникшей ситуации, переосмыслить идею духовно-нравственного наполнения культуры вернуть себя Богу и найти новые формы общественной организации.

Преодоление духовного кризиса современности (и в национальном, и в общечеловеческом масштабах) должно быть связано с идеей духовного объединения человечества ради его спасения, отнюдь не ради решения экономических проблем современности, не ради устранения  геополитических противоречий современной цивилизации,  не ради научного прогресса. Бог специально «дал» нам глобальные проблемы, чтобы мы наконец-то объединились, забыли внутренние распри и вспомнили, что все мы являемся потомками единых предков – Адама и Евы.

1.2.Кризис духовности современного русского общества.

В настоящее время, когда российское общество находится в процессе

относительной стабилизации и есть уже достаточно заметные достижения в экономике и внешней политике, духовный кризис общества продолжается и не может не вызывать тревогу. И в настоящее время россияне и российское общество в целом часто демонстрируют элементарный дефицит духовности, связанный с этим недостаток культурной рефлексии, непонимание серьезности имеющихся духовных проблем.

Тема духовного кризиса современной цивилизации стала одной из ведущих в социальных и гуманитарных науках. Следует различать разные типы такого кризиса. Однако сейчас в российском обществе мы имеем кризис духовно-нравственных ценностей человека, который, как представляется, носит существенно иной характер. Вместо продуманных, просчитанных реформ, в которых общество, безусловно, нуждалось, народу была навязана линия на разрушение государства (Советского Союза) и экономики.

В результате произошло невиданное в мире экономическое расслоение населения («золотая сотня» миллиардеров и миллионеров и более 30% населения - живущие за чертой бедности), стало модным негативистское отрицание общенародных идеалов и самоценности духовной жизни, вырвалось на свободу интернета отрицание ценности человеческой жизни вообще. Усилиями TV и интернет вещания  культ денежной составляющей жизненного успеха человека затмил всё. 

Все это стимулировало небывалый кризис духовно-нравственных ценностей российского общества. Проявление его многообразны - в экономике, в политике, в управленческой сфере, в СМИ, в образовании, в обыденном общении и т.д. Воровство общенародных, государственных богатств, личного имущества; коррупция и взяточничество, поразившие чуть ли не все уровни государственного и муниципального управления, системы образования, органы охраны общественного порядка и тд. Духовные ценности не могут быть ввергнуты в кризис, не случайно их называют вечными. Кризис не в них самих, а в людях.

Кризис в том, что в нашем обществе человеческими усилиями созданы условия для доминирования других ценностей, лучше сказать - антиценностей. Но во власти человека изменить ситуацию, хотя это и не просто. Человек не в силах отменить кризис, его нужно пере-жить. Принять и пережить, как судьбу. «Кризис»- это и есть судьба. «Судь-ба» - Суд Божий. Как говорил Святейший патриарх Кирилл: «Значит, время кризиса — время Суда. И особенно мы, православные, должны это понимать и не поддаваться упадническим настроениям, тем более не ставить под сомнение свою веру. Опираясь на веру, мы должны встречать кризисы и преодолевать их в общественной и государственной жизни».

Признаки снижения уровня нравственного сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительского эгоизма могут происходить неприметно, общество может их «не замечать» и даже может возводить это в ранг нормальной обыденности. Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память как фундамент интеллекта». Если взглянуть на нашу современность, сравнивая её с жизнью, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далёкой от нормы стала жизнь сейчас.

Понятия авторитета, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни – всё кардинально изменилось. Под влиянием  глобализации человек всё более и более превращается в существо постоянно лгущее. Всепроникающая ложь, которая сквозит как в словах, так и действиях политиков, чиновников, учёных, представителей интеллигенции и духовенства, развращает людей. Самой распространённой сегодня является одна из её основных форм – ложь умолчанием, т.е. сокрытие информации.

Подобная ситуация наблюдается сейчас во всём мире. Достоверная информация всё больше становится недоступной для ориентирующегося человека.

Для того, чтобы остановить разрушительные процессы, необходимо вернуть христианское понимание мира. Вернуть его туда, где оно было изначально – в учебные заведения, в науку. Педагогика должна стать христианской, а содержанием образования и воспитания должны стать вечные ценности христианства. Отсутствие веры в Бога – как Источника абсолютного Добра, в Его заповеди – как единственной основы нравственности и «собственно человеческого в человеке» привело к тому, что наше сознание, особенно у молодёжи, оказалось практически беззащитным. Только знание христианских законов может направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодёжи на христианских ценностях создаёт благоприятные предпосылки для формирования высококвалифицированного специалиста.

 

1.3.Кризис личности - редукция личности.

Ученые определяют несколько кризисов за годы взросления человека. Возрастная психология подробно рассказывает о каждом из них, но все они состоят в том, чтобы разрешить какое-либо противоречие. Как бы нам хотелось, как было бы хорошо, если бы личность могла вырастить себя сама, преодолев рамки собственного детского мировоззрения. Каждый из этих кризисов имеет духовные корни, основу веры ребенка. 

 Каждый из нас на протяжении жизни периодически испытывает некий внутренний дискомфорт от недовольства самим собой, который приводит к появлению вопросов о смысле собственного существования и правильности своих поступков и действий. Это как раз и есть личностный кризис.

Переживание переломного момента, который влияет на дальнейший ход жизни. Такие периоды обычно отличаются сильными негативно окрашенными эмоциональными переживаниями и чаще всего связаны с возрастными изменениями социального характера.

Первый, уже взрослый кризис, обычно случается на пороге совершеннолетия, когда юношеская «безбашенность» позади, а на горизонте поднимается призрак личной ответственности за собственную жизнь. Когда появляется вполне реальная вероятность принятия судьбоносных решений в плане образования, работы и личной жизни.

Дальше идет пресловутый «кризис среднего возраста». Ему в основном подвержены люди, достигшие 35-40 лет. Это время подведения предварительных итогов жизненного пути, оценки полученного опыта, успехов, поражений и разочарований. Но нельзя не учитывать, что одновременно это момент и для планирования дальнейшего пути. Следующий кризис связан с неизбежным выходом на пенсию. Пенсия – это смена привычного образа жизни, необходимость снова искать свое место в нашем непростом мире.

Кризисное состояние является испытанием на соответствие новой ситуации в материальном, социальном, духовном смысле. Психологически кризисное состояние требует концентрации воедино всех сил для решения задач, которые ставятся перед личностью. Позитивная дезинтеграция происходят тогда, когда у личности имеются силы и навыки организации активности по преодолению испытания, а также когда она может и умеет собрать их в одно целое в данный момент. Для преодоления редукции - разрушения, распада,  необходимы навыки осознания, самоконтроля, саморегуляции. Кризисное состояние всегда угрожает неким лишением, расстройством. Кризис не всегда приводит к редукции.

Кризис в некотором смысле является состоянием душевного сознания, непрестанно сигнализирующем и настоятельно требующим хирургического вмешательства в структуру личности, требующим редукции. Человек привыкает к определенной структуре своей жизни и распознаванию, которые в основном являются внешними по отношению к психической реальности – образ и состояние тела, пища, одежда, более или менее комфортные условия существования, счет в банке, автомобиль, жена, дети, социальный статус, духовные ценности. Кризисное состояние предполагает лишение некоторых элементов внешней и внутренней опоры и именно при этом вычленяет, что человеческого останется от человека, что у него останется внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только убрать внешнюю поддержку. Редукция – это результат кризиса, реальность, одна из вероятностей его разрешения.

В психологии существует красивая метафора формирования «внутренней матери». При полноценном развитии ребенка у него формируется образ внутренней матери. Сначала есть реальная, “внешняя” мать, она любит ребенка, поддерживает, помогает, и ребенок знает, что всегда может к ней обратиться в трудную минуту, и она придет и поможет. И вот при правильном развитии у ребенка постепенно формируется образ внутренней матери.

Он как бы вбирает в себя свою реальную мать и сам себе оказывает поддержку. Сначала мать оставляет после себя различные заместители (игрушки, например, которые напоминают ребенку о присутствии матери), затем постепенно формируется и внутренний образ матери. Мать свою любовь, свои навыки оказания помощи и правила принятия решения в трудную минуту оставляет ребенку. Так ребенок остается с матерью на всю жизнь. Если такого образа у человека внутри нет, то он будет все время цепляться за внешнее, искать поддержки и утешения вне себя. Он будет легко подвержен редукции духовного.

Кризис всегда является вызовом для личности. Он является испытанием на укрепленность каких-то важных установок личности. Хорошо укрепленную крепость собственного сознания никакой кризис не способен привести к редукции и разрушению. Однако развитие личности предполагает самостоятельный выход за её стены. Личность сама формирует свой кризис.

Любой значимый шаг в развитии личности предполагает понимание своей ограниченности и выхода за свои пределы. Это не война всех против всех или бунт. Это изменение места восприятия себя в жизни, смотрения на себя из-за пределов себя и честное признание своей ограниченности, беспочвенности своих иллюзий или амбиций. Западный человек тешит себя надеждой, что преодоление личностного кризиса по силам каждому человеку: главное -  не терять контроль и добиваться постепенно своей цели. Необходимо оценить ситуацию и составить поэтапный план для выхода из кризиса. Постараться «отключить» чувства.

Если чувствуешь, что осуществить это сложно, или считаешь, что это невозможно, тогда можно попросить помощи. Русский человек не находится в плену гордыни и иллюзии  собственного всесилия. Он заранее, прежде чем составлять алгоритм действий, просит помощи  у близкого человека, у всех родных, у всех друзей, у отца, у сына, у Духа святого. Русский православный человек, определяя свой личностный выбор, надеясь только на себя в любой кризисной ситуации, глубоко уверен, что именно на этот выбор и надеялся Господь Бог, провиденциально моделируя всю ситуацию.

Подводя итоги, можно сказать, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью. Это время прощания, печали и отверженности; время нескончаемых вопросов и бесконечного непонимания. Это время поиска той тонкой грани, которая отделяет смирение и преодоление, волю к жизни и безнадежность, препятствие и награду, движение вперед и безмолвный покой. Это время, которое укрепляет наш дух верой и открывает сердце любви; время, позволяющее учиться понимать и принимать изменчивость жизни и саму жизнь. Кризис - это время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку.

 

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРА О РЕДУКЦИИ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБАХ  ИСЦЕЛЕНИЯ.

2.1. Европейская авторская сказка – самая популярная литература всех слоёв населения России ХХI века.

Литература – это одно из арсенала средств познания мира человеком. Она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов. Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого глубокого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы. Литература – это могучее оружие, которое может ранить душу, но может и исцелить. С древности известно исцеляющее духовное воздействие литературы, называемое катарсис. Однако, только литература христианского времени указывает нам пути самосовершенствования личности, и все они проходят через познание духовного.

Европейская литература отличается от русской литературы духовным посылом. Пути развития европейской литературы  на два века раньше свернули на дорогу гуманизма и рационального познания,  превозносящие сиюминутные истины над вечной Истиной, проповедующие страсти человеческие в ущерб добродетелям и чистоте сердца.

Среди достоинств русской литературы есть одно, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры. Авторы, представители великой русской литературы в призыве к милосердию и состраданию стремится не к воздействию на читателя, как многие европейские писатели, а к взаимодействию с ним в Слове, в смысле жизни, в торжестве Истины.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является выражениям духовности и мировоззрения писателя и, в то же самое время, - отражением действительности современного мира в восприятии читателя.

Мы не просто знакомимся с литературным произведением и его эпохой, мы переживаем и проживаем его одновременно с персонажами в своей реальности ХХI века. Автор не просто делится с нами душевными и духовными проблемами своих персонажей, он вместе  с нами исцеляет редукцию нашего восприятия мировоззрения персонажа, тем самым включая читателя в беседу по проблемам своего романа и исцеляя редукцию самого персонажа.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш собеседник, наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Художественная литература рассказывает о труде и жизни людей, об их делах и подвигах, о событиях из детской жизни, об играх, забавах и труде ребят. Большое и малое, серьезное и смешное, веселое и грустное — все находит отражение в произведениях детской художественной литературы.

Художественная литература объясняет жизнь и тем расширяет жизненный опыт ребенка. Раскрывая внутренний мир людей, показывая их характеры, чувства, мотивы поступков, а также отношение писателя к изображаемым явлениям, произведения художественной литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Сопереживание помогают формировать у детей нравственные оценки в доступной для них форме: хорошо - плохо, справедливо - несправедливо, честно - нечестно, хорошо - плохо. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, призывая его к глубокому внутреннему соучастию в чудесных событиях.

Европейская авторская сказка – самая популярная литература всех слоёв населения России ХХI века. Во-первых, жанр сказки демократичен. Во-вторых, сказка мудра, символична и существует одновременно во многих пластах времени. Сказка - это литература, которую познает человек, по меньшей мере, в три различных временных периода своей жизни: в детстве, когда сказку читает ему его мама, во взрослой жизни, читая сказку своим детям и в пожилом возрасте, перечитывая её же своим внукам. Сказка позволяет нам видеть то, что ускользает от нас в обычной жизни – духовность человека, редукцию его сознания и пути исцеления души.  

 

2.2. А.Н.Толстой «Буратино»

В повести-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» прослеживается много тем: преданность своему делу, верность друзьям, честность перед окружающими, справедливость по отношению к слабым и беззащитным и, конечно, любовь. Автор книги очень тонко и понятно рассказывает читателю-ребенку о влюбленности, которая может возникнуть в любом возрасте. Невероятно поучительное произведение наполнено атмосферой добра, волшебства и радости. Все невзгоды, многочисленные препятствия и хитрости злодеев, которые предстоит преодолеть Буратино и его разнохарактерным друзьям сделают героев сильными, отважными и смелыми. Крепкая дружба и вера в справедливость помогут персонажам сказки стать взрослее и умнее, а счастливый финал истории – награда за честность.

Я считаю, кризис духовности существует у многих взрослых персонажей сказки, но нам интересно проследить, как он зарождается, происходит и исцеляется в душе главного героя - Буратино. Также, редукции подвергается семья Буратино. Эта сказка чем-то напоминает сюжет евангельской притче «о блудном сыне». Буратино сам разрушает свою семью. Он маленький, его личность еще не сформулирована.

Она легковерно поддается соблазну развлечений, подвергается искушению деньгами и откровенному шантажу со стороны Карабаса Барабаса, мошенническому обману и предательству «новых друзей» - Алисы и Базилио. Возрастая как личность, утверждая свою личность в дружбе с Мальвиной, Артемоном, Пьеро, Арлекином, Буратино находит новую семью - семью кукол, вместе с которой он раскрывает чудесную тайну и вся эта история вылечивают душевные раны – редукцию чувства отцовства папы Карло. Происходит чудо: все разрозненные и редуцированные части душевного мира читателя воссоединяются в счастье и любви в целостном единстве прочтения сказки мамой дочери, дедом внуку.

 

2.3. Г.Х.Андерсен  сказка « Снежная королева».

Это сказка о преданности, дружбе и самоотверженности. Основная тема — противостояние добра и зла, лета и зимы, сердца и ума, жизни и смерти. Отрицательному персонажу, Снежной Королеве, противопоставлена девочка Герда. Это живая, добрая, сердечная девочка. Кажется, что там, где Герда – всегда царит лето. Всё зло - смерть и зима - сосредоточены в образе Снежной Королевы.

Я считаю, давным-давно редукция духовности произошла у Снежной Королевы. Мы не знаем, что она потеряла, потому что при первой встрече видим только то, что её образ внешне прекрасен. Лишь в конце сказки мы понимаем, что она утеряла способность любить. Её забота о Кае так не похожа на всем понятную любовь матери. Нельзя назвать любовью её стремление к строгой логичности разумного, к познанию красоты ледяного кристалла, красоты снежинки, к пониманию смысла слова «вечность».

Всё живое в сознании Снежной Королевы и вокруг неё превратилось в лёд и стужу. Все живые чувства стали мертвы. Андерсен не даёт ей надежды на исцеление, ведь из-за неё были «разорваны» два любящих сердца: подверглись редукции судьбы и души хороших людей – мальчика, девочки и их дружбы.

Они жили в большом городе по соседству – Кай и Герда, которые любили друг друга, как брат и сестра. Однажды, когда дети рассматривали книжку с картинками, Кай почувствовал, как что-то кольнуло его в глаз и сердце – это были осколки «дьявольского зеркала» - причины начинающегося кризиса и последующей редукции души мальчика. Изменилось его видение мира: то, что он считал ранее красивым – розы, Герду – представлялось ему смешным, то, что его радовало раньше, теперь навеивало скуку. С тех пор поведение мальчика резко изменилось – он стал злым, грубым и эгоистичным.

Закономерный, логичный итог: Кай  был похищен Снежной королевой, поцелуй которой заставил позабыть Кая «Герду, и бабушку, и всех домашних». Герда долго плакала, узнав об исчезновении Кая. Её душа не была подвержена редукции, она по-прежнему любила Кая. Не веря в смерть своего друга, девочка решила отправиться на его поиски. Самоотверженный подвиг Герды, её верное, отважное, бескорыстное сердце сотворили чудо: помогли ей преодолеть много испытаний, спасти и исцелить Кая, и излечить от редукции души многих других персонажей сказки, которые встречались ей по дороге.  

В советском издании сказок Андерсена тоже была произведена своеобразная редукция: были вырезаны все эпизоды, в которых Кай или Герда обращаются к Богу. Характерна  деталь: когда Кай ехал на салазках за санями снежной Королевы и пытался отцепиться, он силился вспомнить молитву «Отче наш», но не вспомнил, потому что на память приходила таблица умножения. Андерсен говорит, что наука не может заменить веры, ибо спасает и исцеляет Христос, а не таблица умножения.

 

2.4. Ш.Перро «Золушка».

В сказке Шарля Перро сохраняется чудесное понимание христианства, но не как источника чуда, а как источника волшебства. Здесь понятия чуда и волшебства сливаются воедино: чудеса творит фея, которая носит титул - «крестная», что само по себе парадоксально.

 «Золушка» – поучительная сказка о доброй, красивой Золушке, которая, несмотря на происки злой мачехи и сестёр, оказалась на королевском балу, завоевала сердце принца и стала его женой.

У Золушки была счастливая жизнь до тех пор, пока не умерла её мама. Отец погоревал и спустя два года женился на другой женщине, у которой были свои дочери. Мачеха сразу невзлюбила Золушку, и заставляла её выполнять самую грязную работу по дому, поэтому она вечно ходила в грязной одежде, перепачканная золой.

Однажды в королевском дворце должен был состояться бал, куда были приглашены все знатные жители. Мачеха очень обрадовалась – она собиралась выгодно выдать замуж своих дочерей. Нарядные и красивые, они отправились на бал, оставив Золушку заниматься домашней работой. От обиды девушка заплакала: она тоже очень хотела попасть на бал. В этот миг перед ней явилась добрая фея-крестная, которая пообещала Золушке помочь её горю. Из большой тыквы она сделала чудесную карету, мыши стали лошадьми, ящерицы – лакеями, а крыса – кучером. Фея превратила жалкие обноски Золушки в роскошное парчовое платье и подарила чудесные туфельки. Но она строго предупредила, что волшебство утратит свою силу ровно в полночь.

В сказке мы видим последствия семейного кризиса - редукцию целостности семьи, потерю семейного благополучия. Девочка теряет маму и её любовь. О маме напоминает лишь фея крестная. Отец находит новую жену, с которой у его дочки не складываются отношения. Мы видим редукцию душевности - потерю социального статуса Золушки в семье. Она перестала быть любимой малышкой, которую все балуют.

Только чудо могло восстановить душевное спокойствие и семейную целостность. Обида на мачеху и зависть к сестрам не мучили Золушку, потому что в душе, несмотря ни на что, не случилось редукции духовности, редукции любви. Память о любви мамы к ней сохранила её душу в целостности, сохранила в душе Золушки способность к любви и помогла преодолеть страдания и испытания, которые посылала  ей судьба. Целостность духовности помогла восстановить душевный мир и привела к повышению социального статуса в рамках новой семьи - собственной.

 

2.5. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

«Три повести о Малыше и Карлсоне» – сказочная трилогия шведской писательницы Астрид Линдгрен, главным героем которой все дети считают Карлсона – маленького летающего человечка, невероятно обаятельного, веселого и озорного.

Однако это история Сванте Свантенсона, которого все звали просто: Малыш. Малыш жил на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, в самой обыкновенной шведской семье, с самыми обыкновенными мамой и папой, с самыми обыкновенными братом и сестрой. «Я вовсе не самый обыкновенный малыш» - говорил Малыш. Он словно ждал чего-то совсем необыкновенного. Семилетний Малыш часто скучал в одиночестве, ему казалось, что старшие сестра Бетан и брат Боссе, обращают на него внимания только для того, чтобы подшутить над ним. Малыш очень хотел иметь верного друга и мечтал о собаке, однако родители не собирались заводить домашнего питомца. Они не понимали, зачем нужна собака.

Мы видим редукцию любви у всех Свантенсонов, наблюдается редукция семейных взаимоотношений и в сознании Малыша. Можно назвать это заурядным кризисом обыкновенности в обществе потребительского социализма. Дефицит доверия, дружбы, любви, которые испытывал Малыш, все вокруг считали обычным явлением - нормой. В сказке эта травма врачуется присутствием чудесного персонажа – Карлсона. Карлсон нарушал все нормы обыкновенности. Малыш поверил Карлсону сразу и с тех пор безоговорочно принимал все его условия игры, даже если они выходили за рамки установленных папой и мамой правил, приводили дом в полнейший беспорядок, портили мебель и взрывали игрушки.

Карлсон частенько прилетал к Малышу, вовлекая его в новые игры. Однажды он предложил отправиться к нему в гости. Во время прогулки по крышам друзья совершили немало добрых дел: покормили ребенка, оставленного без присмотра, не дали квартирным ворам Филле и Рулле совершить ограбление. Карлсон познакомился с друзьями Малыша и все вместе играли в увлекательную игру «Привидение».

Его сердце исцеляется доверием и любовью. В результате его личность возрастает. Малыш взрослеет. И это чудесно. Вместе с Малышом обыденность покидает и всю его семью: мама, папа, Боссе и Бетан принимают Карлсона как данность. Это состояние ещё не вера, но уже доверие  к чудесному миру души.  

 

2.6. Ш.Перро «Кот в сапогах»

Сказка «Кот в сапогах» Перро была написана в XVII веке. Это одно из наиболее известных произведений французского писателя, которое на протяжении нескольких столетий пользуется большой популярностью среди маленьких читателей во всем мире.

Умер старый мельник, оставив своим сыновьям «небольшое наследство – мельницу, осла и кота. Братья тут же поделили отцовское добро: старший забрал себе мельницу, среднему достался осел, а младшему пришлось забрать себе кота. Он был очень опечален тем, что ему досталось такое плохое наследство», ведь с его помощью не заработаешь денег и не прокормишь себя.

В сказке наблюдается редукция семейного счастья, разделение семьи и наследства. Казалось бы,  несправедливый раздел имущества должен разрушить и погубить душу младшего сына. Но редукция не наступает. Потому что, всю свою нерастраченную любовь младший сын направляет на кота. Он слушается кота во всем, как будто выполняет послушание своего отца. Кот, в свою очередь, «как будто бы» чудесным образом приносит младшему сыну социальный успех, богатство и семейное счастье. Причем мы видим, что всё это происходит не столько от ловкости плутоватого кота, сколько от наивного доверия сына, его детской веры в чудо. В душе младшего сына происходит переоценка ценностей: он принимает как должное несправедливый в материальном плане раздел имущества, ибо получает не с чем не сравнимое духовное наследство – смирение, веру, любовь.

Эта сказка о сокровенности истинных ценностей. Сказка учит никогда не унывать, и с улыбкой преодолевать все жизненные трудности. Смекалка и оптимизм помогут выкрутиться из любого положения.

Подводя итог этой главе, могу сказать, что во всех сказках, абсолютно везде, в завязке конфликта присутствует духовный кризис личности и возникает опасность  редукции душевного мира главного героя. Разными способами происходит исцеление, исцелению подлежат разные объекты, однако во всех чудесах исцеления в сказках присутствуют одинаковые черты. Это:

  • внешнее давление обстоятельств,
  • внутренний кризис, первоначальное внутреннее неприятие внешних обстоятельств
  • внутреннее проявление смирения и терпения в невзгодах главного героя
  • благодаря внешней чудесной помощи происходит преодоление внешних преград, одновременное исцеление внутреннего душевного мира героя и переход на новый уровень развития.

Именно такой алгоритм возрастания личности и снискания Духа Святого исповедуется святыми отцами христианства. Это алгоритм духовности, раскрываемый в сказке. Полагаю, что это и есть главный смысл, главная цель и главное чудо феномена европейской сказки, которая в прошлых веках  произрастала на почве христианства.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА РЕДУКЦИИ ДУХОВНОГО, РАСКРЫВАЕМАЯ В СКАЗКЕ  К.С.ЛЬЮИСА «ПЛЕМЯННИК ЧАРОДЕЯ».

3.1. Преодоление редукции целостностью веры.

Метафору целостности веры лучше всего объяснить на примере какого-то живого организма. В Евангелие целостность объясняется через метафору виноградной лозы, метафору колоса или метафору смоковницы – плодового дерева. Целостность человеческого сознания, души человека подразумевает живую причинно-следственную связь развивающихся отношений между Богом и человеком. Целостность души это результат перспективного видения того, зачем совершается какое-то действие, процесс, и одновременно причина того, во имя чего свершается этот процесс. Мы постараемся описать метафору понятия целостности на материале произведения К.С.Льюиса «Племянник чародея». Полагаю, что полный анализ произведения не нужен, ведь он может разрушить целостное впечатление чуда, которое мы получили от прочтения сказки, от погружения в новый мир. В чудесную страну Нарния – в мир Аслана, а вовсе не в мир К.Льюиса. Нарния – добрая страна, где живут говорящие звери, летающие лошади, а деревья вырастают за одну ночь.

Трудно понять, что именно учит нас доброте и милосердию –произведение К.Льюиса или погружение в Нарнию. При прочтении сказки  Льюиса мы внезапно могли почувствовать ту чудесность, ту силу и красоту, которые, оказывается, живут в наших сердцах – сердцах жителей земного мира, сердцах христиан, сердцах детей, отцов и матерей, любящих друг друга, наш мир и его Творца. Современным детям, как никогда, необходимо чтение цикла повестей «Хроники Нарнии», и не только потому, что это сказочные повести, фэнтези, которое популярно в наши дни и может увлечь читателя-ребёнка, но и потому, что это дидактическая книга, которая учит нравственности и морали. Книга нуждается не только в прочтении, но и в обязательном её объяснении, иначе дети не увидят тот нравственный компонент, который должен учить жизни.  Однако проблема заключается ещё и в том, что порой даже взрослые не могут увидеть его, а, следовательно, не могут разъяснить «детскую книжку» своим детям.

Тот нравственный компонент, который заключён в «Хрониках Нарнии», -  параллели с самой главной дидактической книгой – Евангелием. Никакая другая книга не учит нас всему тому, чему учит Библия. Несмотря на всё это, мы не можем не понимать, что в современном мире проблема религии стоит очень остро.

Многие перестают верить, становятся атеистами, а отсюда и все остальные проблемы и  преступления разного характера, угрожающие человечеству. А ведь воспитание начинается с самого детства. И если «Библию» родители и дети воспринимают как текст всецело поучительный, то «Хроники Нарнии» воспринимаются как обыкновенные сказочные повести, в которых есть мораль. Поэтому чтение книг К. С. Льюиса – попытка приблизиться к вере хотя бы путем сказочной фантазии. Нужно предлагать детям это как сказку, ведь цикл не является чистым переложением Евангелия на сказочную основу, а лишь содержит намёки, аллюзии на некоторые сюжеты Библии, на которые и нужно указывать детям. Сказки К. Льюиса проповедуют, не наставляя, и  написаны с любовью о Книге Любви – Святом Евангелии.

В этих книгах, написанных англичанином и протестантом, более всего имеем нужду мы, русские христиане. У нас практически не актуальна  христианская литература для детей, а традиция проповеди и духовного образования всегда была поучительна. Льюис написал сказку о том мире, который реален и жив в сердцах человеческих. И этому миру никак не способен повредить никакой анализ, потому что мы не способны пустить его туда. Мы не способны принести вред этому чудесному миру, миру Аслана, ни Божьему миру, но мы можем принести вред и разрушить наше отношение к нему, а заодно и собственное сердце, в котором зреют ростки любви. Бог велик, в своей целостности он не подвержен ни анализу, ни редукции. Но не таковы Его творения и не столь устойчивы наши сердца и мы прекрасно понимаем, как легко поддаётся редукции (или упрощению, оптимизации) тот мир, который мы создаём своими мыслями, впечатлениями, словами, поступками.

Мы не хотим его разрушать, но не знаем, как этого избежать. Я считаю, в этом и состоит главная мысль сказки - как взаимодействовать не разрушая. Как быть послушным,  не разрушая. Как дружить, не разрушая. Как жить, не разрушая и не причиняя боли своим близким. На примере произведения «Племянник Чародея» мы видим, что это возможно, ведь даже маленькие дети, Полли и Дигори, нашли способ. Эта история о всепобеждающей верности, которая соединяет и создаёт. Если дети нашли  способ, следовательно, он  известен и нам, только найти его в своём сердце, размышляя о прочитанном, очень сложно.

 

3.1.1.Встреча Дигори и Полли с чудесным в обыденном.

Полли Пламмер и Дигори Керк — обыкновенные одиннадцатилетние дети. Они живут по соседству в Лондоне. Полли очень смышленая, рассудительная и отважная. Она лучший друг Дигори. Юный мистер Керк переехал в английскую столицу из провинции совсем недавно. Его отец отправился на заработки в Индию, а мама тяжело больна. Именно поэтому мальчик вынужден жить на попечении тети и дяди.

Казалось бы, в жизни одиннадцатилетнего школьника, оставшегося в городе на каникулах, нет ничего чудесного. Мир взрослых проблем своей неотвратимой бессердечностью пугает Дигори. В его душе уже поселилось уныние. Встреча с Полли меняет всё. Они вместе перешагивают границы реального и попадают в чудесное. Первый шаг делает Дигори.

Мы часто делаем надрез на теле нашего, дарованного нам мира скальпелем своего любопытства, как сделал это Дигори. Но, с другой стороны, если бы он не согрешил в любопытстве, то он не подружился бы с Полли, никогда не попал бы в чудесные миры, и у него, ни за что  не возник бы вопрос о предательстве поручения Аслана, который поставила перед мальчиком злая колдунья, и который он мужественно разрешил, отринув всяческие сомнения. Однако, не только легкомысленное любопытство Дигори и желание поразить воображение Полли своей смелостью привели детей в волшебный мир, но и каверзное давление обстоятельств: долгое отсутствие отца, болезнь мамы, коварство дяди Эндрю. Чудесный мир втянул детей в свою орбиту, потому что они уже были в состоянии внутреннего и внешнего душевного кризиса. Чудо было закономерно, но наступило для детей неожиданно.

 

3.1.2. Воспитание Дигори и Полли испытанием.

Душевный кризис поразил Дигори еще до того, как начались все его приключения. Но он не подозревал о начавшейся редукции духовности в его душе, а только плакал, как любой маленький мальчик в его ситуации. Дигори не избежал редукции души, доставленной любопытством, желанием покрасоваться и быть первым, разжигаемой чувством противоречия и несогласия. Всё это подхлестывало соперничество между детьми, и, выстраивая их независимость, отдаляло Дигори от Полли, которая с молчаливым сожалением взрослого прощала своему другу легкомыслие. Казалось,  всё в порядке, все эти споры и примирения - даже не испытание.

Но когда Дигори встаёт лицом к лицу со львом, когда он отвечает на вопросы Аслана, он вдруг понимает и осознаёт всё своё лукавство перед всем миром, перед самим собой, перед Полли, видит всё самооправдание, всё своё притворство, в чём честно признаётся Аслану. Дигори осуждает себя и раскаивается во всех этих мелких и постыдных грешках. В разговоре с Асланом, внезапно оказывается, что эти самые «мелкие» ошибки выглядят совсем не мелкими, а катастрофически серьёзными проблемами для всего нового мира. И вина Дигори - сына Адама в том, что именно его легкомысленные действия привлекли в новорожденный мир Зло. Значит, именно ему должно и предстоит поставить защиту злу, чтобы как-то нейтрализовать вредоносные последствия, редукцию всего мира.

Дети оказываются в положении необходимости принятия решения. Их выбор свободен. Они могут в любой момент вернуться домой, отказавшись от опасного испытания. Но каждый из детей готов к испытанию. Они всем сердцем полюбили этот мир. Они уже вместе. Они ещё не знают, что и как нужно делать, но сердце уже приняло решение.

Испытание для Дигори начинается с его разговора С Асланом. Дигори преодолевает свой собственный страх, свою боль за маму, свой стыд перед новым миром, свои сомнения и нерешительность, что становится для него более тяжким испытанием, чем все последующие, в которых он нашёл своего верного друга Полли, устоял перед искушениями врага, совершил подвиг для защиты новорожденного мира – волшебной страны Нарнии.

 

3.1.3.Взросление личности Диггори самоотвержением.

Мальчик предпринимает подвиг смирения и послушания по созданию защиты нового мира, прекрасно понимая, что в его собственном родном мире тяжело болеет и, возможно, умирает самый дорогой и любимый для него человек – его мама. Дигори забывает, что он ещё ребенок, и проявляет в выполнении своего долга мужество, самоотверженность и бескорыстие.

Джадис искушает Дигори, предлагая ему взять несколько яблок — одно спасет от гибели Нарнию, а другое — вылечит его умирающую мать. Однако мальчик проявляет стойкость. Он помнит мудрые слова Аслана — одно яблоко несет мир, другое — раздор и горе. И самая малость – мимолетное упоминание Колдуньи о том, чтобы мальчик оставил свою подругу Полли, - открыли для Дигори всё злобу её помыслов. Дигори без размышления отвергает путь предательства, саму мысль о расставании с Полли, он интуитивно решает ту проблему, которую когда-то не смог решить библейский Адам при виде яблока соблазна.

Из волшебного яблока, принесенного Полли и Дигори, вырастает дерево, что становится защитником Нарнии. И, о, чудо! Оно плодоносит! Обитатели Нарнии позволяют своему спасителю взять одно яблоко. Полученное в дар, оно больше не несет угрозы.

Когда ребята возвращаются в Лондон, то сразу же дают маме Дигори попробовать кусочек живительного плода, и умирающая женщина чудесным образом выздоравливает. Косточки яблока Дигори закапывает в саду, а уже через некоторое время на этом месте вырастает дерево, каких никогда не видела земля людей. Правда, когда Дигори стал взрослым, яблоня упала из-за урагана. Хозяин приказал сделать из древесины платяной шкаф, которому еще предстояло сыграть важную роль в жизни обоих миров. Эти события получат отражение во второй части цикла «Лев, Колдунья и Платяной шкаф». Чудесность волшебного мира Нарнии мы чувствуем сами, когда становимся свидетелями и участниками самоотверженности Дигори и других героев сказки. Мы видим как они взрослеют на глазах, как созревают в личность.

 

3.2. Целостность формирует личность.

Удивительная сказка Льюиса позволяет нам определить то, что противостоит злу и побеждает его и в сказке и в нашей жизни. На удивление, Зло побеждается отнюдь не Добром. Дигори и Полли не совершают добрых поступков. Их действия можно назвать – работой над собственными ошибками, хотя их самих мы признаём мужественными, верными, бескорыстными, но не добрыми. Не желание добра направляет их. Они еще маленькие и не очень хорошо понимают, где добро, где зло. В сказке возникает не истинное добро, иллюзия добра, которую они должны разоблачить в сердце своём и преодолеть. Вспомним, что Колдунья у ворот чудесного сада предлагает Дигори избрать именно путь добра – путь самоотверженного спасения своей матери – что может быть добрее и благочестивее?

Мы можем сделать вывод о том, что не добро противопоставил Дигори во внутреннем борении против зла, а верность. Верность безоценочную, не поддающуюся анализу, цельную, как и сама душа. С самого начала мы видим эту цельность и искренность детской дружбы. Полли и Дигори, взявшись за руки, попадают в мир между мирами, в Нарнию, в Чарн, и так же вместе с благодатным Светом Аслана они возвращаются домой. Пока они были вместе, одна мысль о дивном блаженстве рождения Нарнии смывала страх, раздражение и горечь. Эта история о всепобеждающей верности, которая соединяет и создаёт. Верность начало веры, основа целостности. Мы видим, в течении всего повествования дети растут – они меняются духовно. В самом начале – это маленькие плаксивые детки, которые ссорятся и поддразнивают друг друга, в конце сказки - даже не представляешь их в этом амплуа.

Если в начале сказки Полли и Дигори готовы спорить, отстаивать своё мнение и  поступать по-своему независимо, отдельно от другого, то в конце произведения они без слов понимают друг друга. Полагаю, это произошло потому, что нечто большее, чем они сами, объединило их -  целый мир Нарнии, который родился у них на глазах. Целостностью и первозданностью этого невинного, чистого нового мира, животворящей мощью, дарованной Асланом побеждается всё зло, которое привязалось к нему от  воспоминаний старых умирающих миров. Целостностью чудесного мира исцеляется редукция души Дигори. Целостностью новорожденного мира врачуется и выращивается цельность личности Полли и  личности Дигори. Это становится возможным, когда они внезапно понимают, что они сами могут принимать решение защитить свою дружбу, свой мир от зла и редукции, когда перестают чувствовать себя маленькими, когда они начинают чувствовать себя самостоятельными полноценными людьми.

 

3.3.Редукция личности дяди Эндрю.

Сумасшедший дядя Дигори – Эндрю Кеттерли – вот персонаж сказки, своим образом, воплощающий редукцию современного мира. Этот образ пополнил собой череду образов ученых популярной европейской литературы ХIХ-ХХ веков: Шерлок Холмс, Жак Паганель, Гриффин, инженер Гарин, Бенедикт, Челенджер, Фауст и т.д.  Дядя Дядя Эндрю продолжает традицию раскрытия духовной ущербности и редукции личности, поглощенной какой либо научной идеей. Дигори Эндрю Кеттери известен на всю округу своими странными псевдонаучными опытами. Большую часть своей жизни он посвятил изучению шкатулки из Атлантиды, а затем пыли, которая в ней содержалась.

В ходе одного из лабораторных экспериментов дядя Эндрю по воле случая создал разноцветные кольца. Зеленые и желтые, они являются не просто диковинными украшениями, а настоящими магическими артефактами — кольца функционируют как своеобразные порталы между параллельными мирами. Нас не удивляет то, что это чудо мог создать столь ограниченный человек. Мы уже верим в силу Его Величества Случая.

Эндрю чрезвычайно эгоистичен, самолюбив и труслив. Люди для него делятся на две категории: на тех, кто ниже его по статусу, кем он может легко помыкать и использовать в своих целях, и на тех, кто выше его по статусу - перед ними он "ползает на коленях" и льстит. Всю свою жизнь Эндрю стремился стать кем-то, выделиться из толпы, занять высшее положение в обществе. Для того, чтобы добиться этого, он не стеснялся любых методов, в том числе, тратить наследство своей сестры. Дядя Эндрю буквально одержим магией и возможностями, которая она ему даёт. Оказавшись в Нарнии, он сразу обращает внимание на «воскрешающее» действие местного воздуха и земли и начинает мыслить о деньгах, которые  принесет ему это «открытие». Эндрю уверен, что чародеи не подпадают под моральные принципы, которыми подчиняются другие люди. Таким образом, он без зазрения совести использовал своего племянника Дигори и его подругу Полли в своих магических экспериментах.

Дядя Эндрю - человек-надрез или человек-рана, через которого в любой мир - в наш или в волшебный, - приходит зло. Он не само зло. Он проводник зла. Он сам не понимает последствий своего поведения. «Дядя Эндрю был глуп в самом взрослом духе», - говорит Льюис. Взрослые оценивают его как человека «не от мира сего», неконтактного, не приветливого, чудаковатого, но не опасного, если не позволять говорить ему с детьми и заниматься его чудачествами. Непредвзятому взгляду детей он представляется всей глубиной своей бесчеловечной сущности. Это эгоист до мозга костей. Человек, который ради удовлетворения собственных честолюбивых амбиций и болезненного самолюбия непризнанного гения готов хладнокровно ставить опыты над детьми, подвергать их неведомой опасности и жертвовать их жизнями.

Он сам жесток, как большой ребенок, и не ведает, в чем может состоять реальная опасность, с чем можно играть, а с чем нельзя ни при каких обстоятельствах. Дядя Эндрю всю свою жизнь растратил ради утех своего самолюбия. Он занимался исследованиями не ради истины, а ради себя, ради  тщеславия, ради собственного обладания истиной, что в принципе невозможно. Он не самостоятелен, как любой взрослый человек – он вечно клянчит деньги у своей сестры. Он не может сам закончить свои опыты. Он боится и сомневается, и хочет, чтобы кто угодно сделал это вместо него. Он не готов совершить Поступок и отправиться в Неизведанное. Дядя Эндрю не готов к сюрпризам и неожиданностям, которые так часто нам преподносит жизнь.  Он не готов служить даже Королеве, хотя искренне восторгается её красотой и властностью. Он как будто намеренно не замечает её способности превратить в мертвое всё, к чему бы она ни прикоснулась, умертвить всё, чем бы она ни владела. Но именно эта способность к редукции живого мира, к отторжению и неприятию реальности, отличает и самого дядю Эндрю: он не способен поддержать, продолжить или продлить жизнь. Он сам не обладает целостностью.

Всё «не нужное» оказалось удалено, вычеркнуто из его души. Милосердие, уважение, благодарность, добрые намерения, любовь, душевность, жалость давно спят или изгнаны из его души. Он сам привел свою душу к тому, что она оказалась подвергнутой редукции. Он смотрит на всё, окружающее его в мире Аслана, со страхом, ненавистью и нездоровым практицизмом. «Как и колдунья, он был на удивление практичным.  Он замечал лишь то, что его касалось». Он не видел и не слушал того, что происходит вокруг, вероятно потому, что не мог прислушаться к другой душе, к другому человеку, сопереживать ему и относиться со вниманием и благодарностью. Это очевидный пример того, кто «имеющий уши, да не слышит, имеющий глаза, да не видит». Дядя Эндрю как будто не слышит чудесного пения Аслана. Дядя Эндрю противопоставляет себя миру. Подходит к миру не как к собеседнику, а как к предмету исследования. Звери, напротив, пытаются общаться с дядей Эндрю как с одушевленным и одухотворенным существом. Они взаимодействуют с ним, пытаясь оценить, кто он такой. Они весьма своеобразно заботятся о нём. Но никто не помышляет о нём, как о предмете, несмотря на то, что все манипуляции, которым он подвергается, похожи на то, как дети играют с куклой, представляя в кукле образ живого человека. Звери упорно борются за его жизнь. Методы редукции, с которыми дядя Эндрю подходит ко всему миру, огорчают нас своей очевидной глупостью и бесчувствием. Мы понимаем, что дядя своими долгими усилиями одинокой жизни, отрезанной от всего нормального мира, разломал и развалил свой собственный душевный мир, редуцировал своё восприятие реального мира.

Расчеловечивание личности у человека происходит из-за совершения какого-либо серьезного греха. Например, отречения душевности, любви, человечности. Как, например, у Дяди Эндрю. Он полностью отграничил, отрезал от себя весь окружающий его мир. Для него все стали чужими. Даже его сестра, которая обеспечивала его всем необходимым.

Но он всё-таки живой человек, он - не Королева.

 

3.4. Редукция личности Злой Королевы.

Исследуя Чарн, Полли и Дигори наталкиваются на старый королевский колокол. Надпись на нем гласит, что тот, кто не позвонит в него, сойдет с ума от любопытства. Невзирая на уговоры Полли, Дигори ударяет в колокол и пробуждает страшное зло — королеву Джадис.

Много лет назад она пошла войной на свою сестру, которая в тот момент находилась на троне. Продолжительная война так и не приносила Джадис победы. Тогда мятежная колдунья произнесла Страшное Слово, и заклятие уничтожило все живое в Чарне.

Все чарнийские короли были наделены магическими способностями. Изначально Чарн славился благородными, доблестными, могущественными правителями. Но, как только короли фанатично занялись писками источника бессмертия, их династия стала вырождаться. Мир заполонили раздоры, войны и такие предводители, как Белая Королева Джадис.

Оказавшись в полном одиночестве, грозная победительница отправилась в королевский зал образов и стала одним из них. С тех пор она пребывала в глубоком сне, но с ударом колокола темная сущность Джадис вырвалась на свободу.

Образ Королевы говорит о страшном: о том, как человек может убивать всякий мир, который окружает его, и при этом не понимать ужаса и зла содеянного. Если у дяди Эндрю добрые чувства или спят под гнетом, или он в молодости потерял их, поскольку пренебрегал ими, то Колдунья патологично зла. Она зла убежденно и изначально. Редукция уничтожила всё живое в ней. Она не может остановиться, не может прекратить обижать людей и творить зло, потому что она не видит иного. Её сознание изувечено давно и навсегда. Лечение невозможно. Можно только изолировать её от всего мира и весь мир от её притязаний, от вируса гордыни и всевластия.

Происходит обратное: с помощью детей и волшебных колец Джадис попадает в Лондон.  Как черная дыра, она сразу начинает поглощать наш мир, подвергая Лондон и его жителей опасности редукции. Джадис не обращает ни малейшего внимания на протесты и увещевания окружающих. Несмотря на то, что она потеряла свою магическую силу в мире людей, Джадис продолжает творить, что ей вздумается и всюду сеять агрессию и зло. Когда она исчезает, вместе с ней в портал попадают дядя Эндрю, случайный кэбмен с лошадью и ни в чем не повинный городской фонарь.

Следующий объект злой колдуньи — молодая страна Нарния. Главная цель королевы — уничтожить и покорить этот край. Здесь она встречается с Асланом, бросает в него железкой и убегает, как нашкодивший ребенок. Здесь она встречает Дигори и подвергает его искушениям, которые мальчик разоблачает и отвергает. Джадис не в силах разлучить Полли и Дигори. Она не может сердца  детей отлучить от их разума.  Она бессильна перед целомудрием их душ.

Мы понимаем, что злой Королеве может противостоять только целостная личность. Личность не подверженная  греховности и бездушию современного мира. Личность, которая множеством невидимых духовных нитей привязана к тому миру, который тоже обладает ненарушимой целостностью. Когда незримая связь жива в сердце, только тогда далекий и чудесный духовный мир поможет человеку устоять против ударов зла в реальном мире. В сказке Льюиса таков реальный мир Дигори и фантастический мир Аслана.

 

3.5. Гордыня - первое условие редукции личности, а смирение - исцеления.

Каков духовный мир в нашей реальности, каждый человек определяет в меру своего восприятия духовности и в меру целостности своей личности.

Мы должны последовать по пути его познания. Откинуть  в сторону свои эмоции, симпатии и предпочтения ради понимания истины.

Удивительная сказка Льюиса позволяет нам определить то, что противостоит злу и побеждает его и в сказке, и в нашей жизни. На удивление, Зло побеждается отнюдь не Добром. Полагаю, добро – это причина поступка, мотив собственного намерения, предполагаемая цель, к которой приведут действия в определенном направлении. Если говорить о добре, как о духовно-нравственной максиме, то добро - это, то на чем держится мир, ведь если бы не было добра, то не было бы мира на земле, дружбы, радости, друзей и всего того, чем мы дорожим. Добро – светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость. Иногда оно вызывает замирание сердца. Добро это побудительная причина действия, а не само действие.

Я могу сделать вывод о том, что зло побеждается целостностью, ведь Редукция – это упрощение, разрыв, разделение, разрез, иногда надрез на теле целостного организма или мира, через который в него проникает инородное тело. Изучать разрез, как делал Дядя Эндрю - всё равно, что расширять рану мира, вместо того, чтобы его уврачевать. Исцелять надо не рану, а мир в целом.

Самая большая духовно-нравственная проблема христианства - это гордыня. Мудрецы древности, святые отцы христианства неустанно проповедовали простую истину: «Гордыня - мать всех грехов». Если человек очарован самим собой, значит, душа его сдалась в плен гордыне, следовательно, можно ожидать, что в скором времени она окажется под влиянием многих других грехов, повреждающих душу и приводящих к редукции личности. Наблюдая поведение Дяди Эндрю и Королевы Джадис в различных сюжетных ситуациях сказки, мы не можем не прийти к выводу о масштабной редукции личности, которая поразила эти персонажи. Гордыня, безусловно, пленила Дядю Эндрю и подчинила Королеву Джадис.

Все знают, что безгрешных людей не бывает потому, что очень трудно сохранить свою душу от греха, от душевной боли, которые приводит к редукции. Сохранить духовную целостность, душевное целомудрие, может только личность не подверженная греховности и бездушию современного мира. Однако, излечить душу от уже полученной душевной травмы, не доводя дело до редукции возможно. Это знает любой православный священник. Один из путей исцеления показал нам К.Льюис в своей сказке. Исцеление может получить личность, которая множеством невидимых духовных нитей привязана к тому миру, который сам обладает ненарушимой целостностью. В момент душевного кризиса этот духовный мир помогает человеку устоять против ударов зла в реальном мире. В сказке Льюиса таковы реальный мир Дигори и фантастический мир Аслана. Каков духовный мир в нашей реальности, каждый человек определяет в меру своей духовности и целостности своего восприятия.

Почему же именно у детей - Полли и Диггори не произошла редукция? У них было  смирение - это одно из важнейших качеств необходимых для исцеления от редукции души. Смирение – это чувство меры, такой же талант, как музыкальный слух. Музыкальный слух позволяет слышать музыку смыслов в хаосе звуков окружающего мира, а смирение позволяет понимать Божий промысел. Дети  приняли на себя всю меру ответственности смирением - чувством веры, а не из осознания чувства долга. Не зная в полной мере своих сил и возможностей, они по своей воле доверились Аслану и его воле. Они доверили свой выбор тому, кого сочли наиболее реальным, добрым и цельным во всех его проявлениях. В результате любовь Аслана каким-то чудесным образом передалась Полли и Дигори, сплотила их и организовала их действия в общих интересах. В конечном итоге они достигли общей цели  - защиты, создавшей целостность Нарнии - и как дополнительный бонус получили исцеление души. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе написания исследовательского проекта его гипотеза была подтверждена. С помощью творчества К.С.Льюиса, взаимодействуя с положительными героями сказки, при выявлении способов защиты от редукции духовного, мы открываем методы исцеления души и сознания.

Для этого человечество должно обрести необходимый уровень понимания сложности и опасности возникшей ситуации и найти новые формы общественной организации.

Бог специально «дал» нам глобальные проблемы, чтобы мы наконец-то объединились, забыли внутренние распри и вспомнили, что все мы являемся потомками единых предков – Адама и Евы.

В настоящее время, когда российское общество находится в процессе относительной стабилизации и есть уже достаточно заметные достижения в экономике и внешней политике, духовный кризис общества продолжается и не может не вызывать тревогу, но объединение общества вокруг духовной Истины  русского мира – Христа поможет решить все назревающие кризисы.

При написании исследовательской работы мне довелось познакомиться с творчеством Клайва Стейплза Льюиса. Это было очень красочное знакомство. Твое сердце наполняется чем-то светлым, окрыляется, пытается стать добрее.

Несомненно, книга весьма поучительна для детей, поскольку хорошо показаны примеры честности, верности, умения держать обещание, бескорыстности. Предполагаю, что и взрослым тоже эта книга будет полезна: некоторые из них уже давно забыли, что такое верность, выполнение обещаний или бескорыстные поступки. И, что не менее важно, забыли, как всё на самом деле просто.

Может быть, именно поэтому «Племянник чародея» стоит прочитать или перечитать в гораздо более сознательном возрасте, дабы воскресить в себе ту прекрасную частичку детства, которая напомнит взрослым об искренности и вере в чудеса. Взрослые не могут попадать в волшебную страну, потому что разучились мечтать. Не только мечтать. Разучились верить в чудо. В этом отношении их личность подверглась редукции.

Главная мысль произведения состоит в мысли: для того, чтобы беречь и сохранять в целостности и сохранности то счастье, которое тебе дано, теми силами, которые имеешь, прежде необходимо преодолеть самого себя, свои ошибки и свои пристрастия, стать  единственной и необходимой частью целого мира в осознании своего счастья и своего соучастия с ним. Быть цельным в целостном мире, быть частью счастия – вот в чем заключается победа над любой редукцией духовности личности.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1.Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы [Электронный ресурс] // Ассоциация исследователей Психической Энергии [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/qtb82L (дата обращения: 15.11.2017).

2.Г.Х.Андерсен «Сказка о Снежной королеве». 1844 год. – С. 91.

3.А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». 1957 год. – С. 176.

4.Ш.Перро «Золушка». 1950 год. – С. 144.

5.Ш.Перро «Кот в сапогах». 1697 год. – С. 78.

6.А.Н.Толстой «Буратино». 1936 год. – С. 120.

7.Гуревич, П. С. Расколотость человеческого бытия. – М., 2009.

8.Гроф С. Современный глобальный кризис есть, в сущности, кризис духовный. Интервью Московскому психотерапевтическому журналу // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. С. 68-81.

9.Гилязитдинов, Д. М. Интегративное маятниковое общество П. Сорокина и альтернативы развития России // Социс. – 2001. – № 3. – с. 17.

10.Елгина, С. Л. Фундаментализация современного образования в рамках концепции устойчивого развития // Человек в современных философских концепциях… – Т. 1. – С. 735.

11.Зубаков, В. А. Куда мы идем: к экокатастрофе или к экореволюции? (Контуры экогеософской парадигмы) // Философия и общество. – 1998. – № 1. – С. 194.

12.Золотарёва Ю. Кризис культуры и его определение в свете теории социокультурных трансформаций // Международный научный журнал «Инновационная наука» 2016. № 9. С. 36-362.

13.Ивановская, О. В., Скворцова, Т. В. К проблеме гуманизации личности как стабилизирующего фактора в гражданском обществе // Человек в современных философских концепциях... – Т. 1. – С. 220.

14.Н. И. Ильминский и его основные педагогические взгляды // Смоленские епархиальные ведомости. – 1897. – № 2. 6. Ильин И. А. Путь духа.

15.Кенжеева, З. Е. Агни Йога: ключ к разгадкам тайны человека // Человек в современных философских концепциях… – Т. 2. – С. 262.

16.Коробко, Е. В., Платонова, М. В. Бытие человека в техногенном мире // Человек в современных философских концепциях... – Т. 1. – С. 668.

17.Моисеев, Н. Н. На пути к новой цивилизации // Свободная мысль. – 1999. – № 10. – С. 100.

18.Осипов, Н. Е. Генезис и историческая эволюция ментальных ценностей человека от первобытности к новому времени (западноевропейский контекст) // Философия и общество. – 2009. – № 1. – С. 124–137.

19.Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. – М., 2005.

Полный текст исследовательского проекта

Лето чудесное

ЛЕТО

Многоцветная осень

ОСЕНЬ

Зимний плен

ЗИМА

Весенняя жизнь

ВЕСНА