Ученику
Ищем ценностно-смысловые ориентиры
Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.
Следуем дорогой познания
Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.
Труд отзовётся в учениках
Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Для оформления проектно-исследовательских работ можно использовать наши рекомендации.

Паспорт работы

Паспорт работы является обязательным элементом. Он представляет собой короткое описание содержания проекта или исследования. Это характеристика, отражающая суть, назначение, основные проблемы рассмотренной темы.

Функции:

  • описывает сущность содержания;
  • дает понять, стоит ли обращаться к тексту;
  • применяется для поиска в информационных системах.

Обязательные моменты работы:

  • характеристика темы исследования или проекта;
  • описание решаемой проблемы или задачи;
  • цели, поставленные автором;
  • результаты проведенного исследования.

Паспорт должен отражать новшество, внесенное автором в изучение определенной проблемы или темы, то есть актуальность изучаемых явлений по сравнению с уже имеющимися в данном направлении исследованиями.

Содержание должно быть кратким, понятным и эффективным. Поэтому паспорт располагается отдельно, пишется по окончании работы над основным текстом.

Рекомендуется следовать некоторым правилам:

  • писать научным, но понятным и доступным для широкого круга пользователей языком;
  • кратко и четко излагать необходимые характеристики исследования/проекта;
  • строго соблюдать требования, предъявляемые к содержанию по структуре, сущности и объему.

Структура паспорта работы:

  1. Название, автор, руководитель.
  2. Тема, вид работы.
  3. Задачи, цели, проблема (для проектов).
  4. Краткое содержание, выводы, этапы.
  5. Литература и источники информации.

 

Образец паспорта работы

Автор: Минаев Николай

Руководитель: Мальцева Юлия Викторовна

Тема исследования: Традиции английской литературы в романах «Гарри Поттер» и «Властелин Колец»

Подробное исследование романов «Гарри Поттер» и «Властелин Колец».

Актуальность: После урока внеклассного чтения, задались вопросом, какова связь современной молодежной культуры с традиционной фольклорной литературы, как юный читатель воспринимает современные книги, основанные на фольклоре и традиционной классической литературе.

Гипотеза: Романы Дж. Роулинг и Толкиена основаны на одной и той же традиционной английской литературе, английском фольклоре, поэтому у этих романов много сходства.

Фэнтези – жанр фантастической литературы, основанной на использовании мифологических и сказочных мотивов.

Сходства:

1) Саурон и Волдеморт начинали как обыкновенные люди.

2) Гэндальф и Дамблдор – выдающиеся личности, но в то же время таинственным образом не эффективны.

3) Демоны ужаса в капюшонах.

4) Исторические источники романов. 

 

Проблема, тема и объект исследования

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА — отражает характерные черты проблемы. ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследо­вания определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отно­шении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

Работа с литературными источниками

1. Общее ознакомление: ознакомление с оглавлением, беглый просмотр литературного источника.

2. Внимательное чтение по главам и разделам: выделение наиболее важного текста.

3. Выборочное чтение: перечитывание наиболее важного текста.

4. Составление плана прочитанного материала: впунктах плана отражается наиболее существенная мысль.

5. Выписки из прочитанного: полные и точные (цитата + ее библиографическое описание).

6. Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками: общее и отличительное в решении проблемы.
        
7. Критическая оценка прочитанного и запись замечаний: объективность суждений.

 

Требования к содержанию научной работы

Титульный лист содержит:

  • наименование учебного заведения, где выполнена работа;
  • фамилию, имя и отчество автора;
  • тему научной работы;
  • фамилию, имя и отчество научного руководителя;
  • город и год.

Оглавление состоит из следующих частей:

  1. Введение (рекомендуемый объем до двух страниц).
  2. Основная часть (не более 10 страниц).
  3. Выводы.
  4. Список литературы.

Оглавление включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Оно содержит:

  • оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;
  • обоснование необходимости проведения работы.

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих
итог выполненной работы.

Должен быть перечень источников, использованных при написании работы.

 

Виды исследовательских работ


Доклад:

  • в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы;
  • сущность темы, обоснованные научные предложения;
  • выводы и предложения.

Тезисы доклада:

  • основные положения доклада;
  • основные выводы и предложения.

Научная статья:

  • заголовок;
  • вводные замечания;
  • краткие данные о методике исследования;
  • анализ собственных научных результатов и их обобщение;
  • выводы и предложения;
  • ссылки на цитируемую литературу.

Научный отчет:

  • краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
  • значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;
  • детальная характеристика применявшихся методов;
  • существование новых научных результатов;
  • заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;
  • выводы и предложения.

 

Как подготовиться к защите проекта?

Успешная защита предполагает:

  • Представление и приветствие
  • Правильное оформление
  • Цель, структура, содержание, преимущества проекта
  • Правильная презентация
  • Подведение итогов и продукт

Структурные элементы паспорта проекта:

  • титульный лист;
  • содержание (оглавление);
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Рекомендации по содержанию и форме публичного выступления для защиты школьных научных работ

Содержание выступления должно отражать суть, краткий ход, главные итоги: теоретическую и практическую новизну, значимость результатов. Нужно поставить себе задачу  подготовить содержание доклада и аргументировать ответы на вопросы так, чтобы они были понятны широкому кругу людей.

Примерный план публичного выступления:

1. Приветствие. «Добрый день!», «Уважаемый председатель (ведущий)…! Уважаемые члены жюри и присутствующие!»

2. Представление (фамилия, имя, класс, образовательное учреждение). «Меня зовут ___________. Я учусь в  ___ классе (школы)».

3. Цель выступления. «Цель моего выступления – дать новую информацию по теме проведенного мною исследования в области __________».

4. Название темы исследования    «Название темы исследования: ________»

5. Актуальность исследования (обоснование выбора темы). «Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:

во-первых, _________

во-вторых, _________

в третьих, ___________... »

6. Кратко о поставленной теме исследования и способах ее достижения. «Цель моего исследования – ___________.

Основные задачи  и способы их решения:

1.________________,

2._________________.

3._________________...»

7. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования. «В ходе проведенного исследования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты:

  1. Получены новые знания следующего характера: _______,
  2. Выдвинуты новые гипотезы и идеи: __________,
  3. Созданы новые продукты в виде: ______,
  4. Определены новые проблемы (задачи): _________.»

8.Выводы по результатам проведенного исследования. «На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

1. _________, 2. _________, 3. ________.»          

9. Кратко о дальнейших шагах по теме проведенного исследования. «Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

1. _____, 2. _________, 3. ____________.»

10. Благодарность за внимание к выступлению. «Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению».

Дискуссия по теме работы.

11.Ответы на вопросы. «Спасибо, благодарю за вопрос,

а) мой ответ…

б) у меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось.

- «Спасибо, Ваш вопрос понятен (интересен)…»

- «Простите, я не понял(-а) вопроса, повторите его пожалуйста!»

- «Ответ на данный вопрос требует достаточно подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов(-ва) ответить».

12. Благодарность за интерес и вопросы по теме исследования    «Благодарю за интерес и вопросы по теме проведенного мной исследования. Всего доброго».

Те же рекомендации могут быть учтены и при защите ПРОЕКТНОЙ работы.

На успех публичного выступления кроме формы и содержания публичного выступления влияют и другие факторы. Это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а так же форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Что касается внешнего вида учащихся, выступающих с защитой исследовательских работ, то он должен быть безупречен с точки зрения эстетики и культуры: чистая элегантная деловая одежда, аккуратная причёска.

Речь докладчика должна быть доступной для восприятия, то есть достаточно громкой, произношение слов внятным, чётким, уверенным. Темп речи должен меняться в зависимости от содержания выступления: медленный – в значимых местах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.

Для восприятия очень важна интонация, с которой говорит докладчик. Желательно, чтобы она была дружественной, спокойной, убедительной.

Сопровождать своё выступление можно  различными демонстрационными материалами: приборами, компьютерными презентациями, плакатами, схемами, чертежами, таблицами, графиками,  рисунками, оформленными на бумажном носителе.

После выступления могут задаваться вопросы. Желательно, чтобы докладчик отвечал на них сразу кратко, чётко и убедительно. Дискуссия по теме доклада очень ответственный этап в публичном выступлении. Она даёт возможность слушателям оценить глубину изучения рассматриваемого вопроса, докладчику – возможность продемонстрировать эту глубину.

Методически грамотно подготовленное публичное выступление даёт возможность взглянуть на себя со стороны, побороть страх публичных выступлений, развить чувство уверенности в себе и, наконец, довести дело до логического завершения.

Общие требования

Экземпляр  работы  представляется  в  отдельной  папке, которая не допускает самопроизвольного выпадения материалов.  В  состав  работы  входит научная статья, содержащая описание работы.

Научная работа выполняется  на  отдельных  листах формата А4 (прилагается электронный носитель). 

Титульный лист

Титульный лист содержит следующие элементы:

  • наименование мероприятия;
  • название работы;
  • предметная секция;
  • ФИО автора работы;
  • возрастная категория (класс);
  • ФИО научного руководителя;
  • образовательное учреждение.

Состав работы

Научная  работа в  сопровождении  иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской практико-ориентированной, творческой, экспериментальной работы. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста,  включая  формулы  и  список  литературы,  не  должен  превышать 10 стандартных страниц формата А4. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц формата А4. 

Все страницы, кроме титульного листа, нумеруются.

Напечатанная работа и иллюстрации скрепляются вместе с титульным листом.

Работа должна содержать список информационных ресурсов (литература и электронные источники).

Если в состав работы входит компьютерная программа или продукт, то он также прилагается на электронном носителе.

Общие рекомендации к содержанию работ

В  науке  существуют  традиции  описания  исследовательских  результатов.  Эти традиции достаточно универсальны и действуют в самых различных областях творчества.

Ниже приводятся некоторые общие рекомендации, которых следует придерживаться.

В описании работы должны быть четко разделены следующие части:

  • постановка проблемы (задачи);
  • методы ее решения;
  • выводы.

В работе должны быть освещены:

  • актуальность решаемой проблемы;
  • предложения по практическому использованию результатов.

Требования к тексту

Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (поля: левое – 3 см, верхнее, нижнее – 2см, правое – 1,5 см.). Текст печатается шрифтом Times New Roman (размер шрифта - 14 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа.

За электричество спасибо!

В чулане деревенского дома нашлась медная керосиновая лампа, старая, закоптелая, в пыли.

Как свеча перестала быть нужной

Представьте себе: гремит музыка, горят ярко свечи, шумный бал длится и длится. А вот зеркало: в него глядит девушка, в тусклом свете свечи пытаясь разглядеть суженого.

Макать перо в чернила…

Чтобы строчку написать, надо иметь бумагу и ручку или карандаш. Ручки теперь не перьевые, а шариковые или гелиевые, да и карандаши не химические, а простые.

Былина о Сухмане

До нашего времени дошло немного былин. Часть из них нам хорошо известна по изучению в школе, по циклу мультфильмов.

Былинные богатыри

События давних лет оставили следы времени в былинах. Былины на­чали создаваться ещё во времена Киев­ской Руси.

Мастерство оружейников Древней Руси

Чем сражались древнерусские воины? Из уроков по истории и литературе помнится меч, копьё, сабля, щит, лук и булава.