События
Школьный телецентр
Оператор и журналист снимают пилотный выпуск лицейских новостей
Лицейский бал
Посвящение в лицеисты
Виват, лицей!
Первосентябрьская линейка (фото из архива)

Семейное чтение - это один из самых давних и проверенных способов социализации человека, традиция которого в России уходит в далёкое прошлое.

Уже в таких источниках, как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой» мы находим указания по организации семейного чтения.

Читательское и слушательское поведение представлено в жизнеописаниях русских святых: читали медленно, постоянно обращаясь к прочитанному, комментируя понравившиеся или непонятные места.

Постепенно складывается и традиция семейного собирательства книг. Стоили они дорого, ценились очень высоко и передавались по наследству, что, очевидно, способствовало укреплению авторитета чтения.

Семейное чтение - это не только чтение в кругу семьи, это и домашнее чтение ребёнку и ребёнка, и чтение матери ребёнку, детей друг другу, старших младшим, детей бабушке. В процессе дети учились внимательно слушать, усваивать, естественно практиковались в пересказе прочитанного.

Семейное чтение выливалось в совместное творчество: сочинительство нескончаемых сказок, сценариев капустников, игр в буриме, издание домашних литературных журналов, постановку спектаклей, рисование иллюстраций и т. д.

Необходимость возрождения семейного чтения сегодня очевидна – и для сохранения преемственности в наследовании культуры поколений, и для удовлетворения потребности ребёнка в свободной ориентации в информационных потоках.

Рекомендуем прочитать два рассказа Анатолия Митяева.

 

А. Митяев

Репейник

«Пристал,  как репей!» — говорят о надоедливом челове­ке. «Лопух...» — говорят о человеке простоватом. А справедливо ли называть нехорошее репьём и лопухом?

Репейник чужую землю не занимает. Растёт на бросовых, никому не нужных местах. Весной вылезет из земли парой кудрявых листиков и натает расти вверх, вниз и в стороны: вверх идёт жи­листый стебель, вниз — тугой корень, в стороны — широченные листья. В рост человека вымахает, ветками обрастёт. На ветках шарики — зелёные, колю­чие, опутанные белой войлочной пау­тинкой. Летом колючки на шариках расходятся и открывают бархатные ма­линовые серединки. Репейник зацвёл.

С утра до вечера гудит куст репейника - пчёлы берут с цветов мёл. Под ли­стьями в зелёном сумраке укрываются от зноя жабы. Наседка с цыплятами рылась поблизости. Ястреб высмотрел цыплят, сложил крылья, ринулся вниз. Крикнула отчаянно наседка — и в ло­пухи с выводком. Над самыми цветами ястреб раскрыл крылья, полетел в по­ле — не пробьёшься сквозь густой ре­пейник к добыче.

Бабушка Дуня собралась проращивать огуречные семена. Можно прора­стить в тряпочке, но лучше в лопушке — в нём ни один росточек не завязнет и не обломится. Сорвала бабушка лопушок. Дочка её Капитолина кипя­тит репейный корень и этой водой мо­ет голову - у Капы волосы густые, шёлковые, и сама она красавица.

Осенью одеревенел стебель репейни­ка. Пожухли, пропали листья. В репь­ях дозрели семена — маленькие корич­невые подсолнушки

...Пошли над землёй снеговые тучи. Метели метут - со свистом, со звоном. Всё замели, всё засыпали. Но возвы­шается над сугробами репейник. Чуть постих ветер — прилетели к нему сне­гири. Висят на ветках, качаются, выклёвывают из репьёв семечки. И живы.

— Репейник — наш спаситель! — сказала бы наседка.

— Репейник — наш кормилец! — сказали бы пчёлы и снегири.

Бабушка Дуня, красавица Капитолина тоже хвалят его.

Так справедливо ли называть репьём и лопухом нехорошее?

 

Щеглы для флота

Саша Клоков до военной службы был механизатором. Он умел управлять любой колхозной машиной.

Весной па тракторе пахал поле.

Летом убирал комбайном пшеницу.

Осенью картофелекопалкой выкапы­вал картошку.

Зимой бульдозером расчищал дороги от снега.

В деревне все думали, что в армии Саша будет танкистом.

— Ему только научиться из пушки стрелять, — говорили о Саше, а ма­шины он знает.

Но Сашу взяли на флот, там тоже нужны люди, которые знают машины. Однажды Саша приехал домой — в отпуск за отличную службу. Он ходил по деревне в бушлате, брюках клеш и в бескозырке с лентами. Саша гордил­ся морской формой. Да и моряк он был особый: плавал на подводной лодке, на атомном ракетоносце.

Саша зашёл повидаться к деду Сергею. Дед Сергей, бабушка Дуня и внук Сергей обрадовались. Поставили само­вар. Достали мёду. За чаем расспра­шивали: большая ли она, атомная лод­ка? Глубоко ли опускается? Какой си­лы ракеты?

— Не полагается рассказывать о лодке, — отвечал Саша. — Это воен­ная тайна. Скажу только: плаваем глу­боко. Месяцами не поднимаемся на по­верхность океана. Лодка большая. Есть даже садик в ней: там цветы, фонтан­чик бьёт, птицы летают. Товарищи про­сили привезти ещё парочку щеглов. Щеглы поют хорошо. Да не помню, как поймать их.

— Ну и задача! — засмеялся дед Сергей. — Для флота мы с внуком поймаем хоть сотню.

Вечером дед Сергей и внук Сергей делали петлянку: из конского волоса вязали петли, закрепляли их на леске. Утром дед и внук полезли через сугро­бы в огород. Около бурьяна петлянку положили на снег,  насыпали конопли и стали ждать, стоя поодаль. Недолго ждали. На бурьян опустилась стайка: снегири, щеглы, чечётки. Самые бойкие кинулись на коноплю. И запутались лапками в петлях.

— Беги, Серёга, лови моряка! — «сказал дед. — Пусть сам выберет, какие нужны. Да чтобы валенки обул, иначе клеши в сугробах испортит.

У Саши была припасена клетка. По­садили в неё щегла и щеглиху. Других птиц отпустили.

Скоро Саша уехал.

Бабушка Дуня, когда проводили моряка, сказала деду и внуку:

— Я думала, он посмеялся над ва­ми. А он и вправду птиц повёз на море.

— На чужой сторонушке рад родной сторонушке, — ответил дед Сергей. — Шутка ли, месяцами под водой да под водой, у машин да у ракет. А тут зашёл в садик — щеглы поют. Всё полег­че станет. Правильно я говорю?

— Правильно! — подтвердил внук Сергей.

Про себя-то маленький Сергей ду­мал, что совсем правильно было бы, если Саша взял бы и его с собой. На тракторе он с Сашей ездил, на комбайне, на бульдозере тоже. Почему бы не поплавать на подводной лодке? Лодка большая — всем хватит места.

 

Литература

  1. Митяев А. Щеглы для флота // Мурзилка. - 1978. - № 11.
  2. О войне мы узнали из книг // Рекомендательный список литературы для детей младшего и среднего школьного возраста // Южно-Сахалинск, 2016.

Рассказы М. Зощенко
Эту книжку он написал для неразумных детишек.
«Когда я был мальчишкой...»
Какие проблемы решают герои Сергея Вольфа?
Самостоятельная работа по словосочетанию
Это одна из трудных тем.
Как описать фотографию?
Монологическое высказывание по фотографии.
Грамматическое задание
Предлагаем образцы разборов.
Как появился современный дом?
Человек не мыслит себя без дома.