Top.Mail.Ru
Литературный квартирник
События

Семейное чтение - это один из самых давних и проверенных способов социализации человека, традиция которого в России уходит в далёкое прошлое.

Уже в таких источниках, как «Поучение князя Владимира Мономаха детям» и «Домострой» мы находим указания по организации семейного чтения.

Читательское и слушательское поведение представлено в жизнеописаниях русских святых: читали медленно, постоянно обращаясь к прочитанному, комментируя понравившиеся или непонятные места.

Постепенно складывается и традиция семейного собирательства книг. Стоили они дорого, ценились очень высоко и передавались по наследству, что, очевидно, способствовало укреплению авторитета чтения.

Семейное чтение - это не только чтение в кругу семьи, это и домашнее чтение ребёнку и ребёнка, и чтение матери ребёнку, детей друг другу, старших младшим, детей бабушке. В процессе дети учились внимательно слушать, усваивать, естественно практиковались в пересказе прочитанного.

Семейное чтение выливалось в совместное творчество: сочинительство нескончаемых сказок, сценариев капустников, игр в буриме, издание домашних литературных журналов, постановку спектаклей, рисование иллюстраций и т. д.

Необходимость возрождения семейного чтения сегодня очевидна – и для сохранения преемственности в наследовании культуры поколений, и для удовлетворения потребности ребёнка в свободной ориентации в информационных потоках.

Рекомендуем прочитать два рассказа Анатолия Митяева.

 

А. Митяев

Репейник

«Пристал,  как репей!» — говорят о надоедливом челове­ке. «Лопух...» — говорят о человеке простоватом. А справедливо ли называть нехорошее репьём и лопухом?

Репейник чужую землю не занимает. Растёт на бросовых, никому не нужных местах. Весной вылезет из земли парой кудрявых листиков и натает расти вверх, вниз и в стороны: вверх идёт жи­листый стебель, вниз — тугой корень, в стороны — широченные листья. В рост человека вымахает, ветками обрастёт. На ветках шарики — зелёные, колю­чие, опутанные белой войлочной пау­тинкой. Летом колючки на шариках расходятся и открывают бархатные ма­линовые серединки. Репейник зацвёл.

С утра до вечера гудит куст репейника - пчёлы берут с цветов мёл. Под ли­стьями в зелёном сумраке укрываются от зноя жабы. Наседка с цыплятами рылась поблизости. Ястреб высмотрел цыплят, сложил крылья, ринулся вниз. Крикнула отчаянно наседка — и в ло­пухи с выводком. Над самыми цветами ястреб раскрыл крылья, полетел в по­ле — не пробьёшься сквозь густой ре­пейник к добыче.

Бабушка Дуня собралась проращивать огуречные семена. Можно прора­стить в тряпочке, но лучше в лопушке — в нём ни один росточек не завязнет и не обломится. Сорвала бабушка лопушок. Дочка её Капитолина кипя­тит репейный корень и этой водой мо­ет голову - у Капы волосы густые, шёлковые, и сама она красавица.

Осенью одеревенел стебель репейни­ка. Пожухли, пропали листья. В репь­ях дозрели семена — маленькие корич­невые подсолнушки

...Пошли над землёй снеговые тучи. Метели метут - со свистом, со звоном. Всё замели, всё засыпали. Но возвы­шается над сугробами репейник. Чуть постих ветер — прилетели к нему сне­гири. Висят на ветках, качаются, выклёвывают из репьёв семечки. И живы.

— Репейник — наш спаситель! — сказала бы наседка.

— Репейник — наш кормилец! — сказали бы пчёлы и снегири.

Бабушка Дуня, красавица Капитолина тоже хвалят его.

Так справедливо ли называть репьём и лопухом нехорошее?

 

Щеглы для флота

Саша Клоков до военной службы был механизатором. Он умел управлять любой колхозной машиной.

Весной па тракторе пахал поле.

Летом убирал комбайном пшеницу.

Осенью картофелекопалкой выкапы­вал картошку.

Зимой бульдозером расчищал дороги от снега.

В деревне все думали, что в армии Саша будет танкистом.

— Ему только научиться из пушки стрелять, — говорили о Саше, а ма­шины он знает.

Но Сашу взяли на флот, там тоже нужны люди, которые знают машины. Однажды Саша приехал домой — в отпуск за отличную службу. Он ходил по деревне в бушлате, брюках клеш и в бескозырке с лентами. Саша гордил­ся морской формой. Да и моряк он был особый: плавал на подводной лодке, на атомном ракетоносце.

Саша зашёл повидаться к деду Сергею. Дед Сергей, бабушка Дуня и внук Сергей обрадовались. Поставили само­вар. Достали мёду. За чаем расспра­шивали: большая ли она, атомная лод­ка? Глубоко ли опускается? Какой си­лы ракеты?

— Не полагается рассказывать о лодке, — отвечал Саша. — Это воен­ная тайна. Скажу только: плаваем глу­боко. Месяцами не поднимаемся на по­верхность океана. Лодка большая. Есть даже садик в ней: там цветы, фонтан­чик бьёт, птицы летают. Товарищи про­сили привезти ещё парочку щеглов. Щеглы поют хорошо. Да не помню, как поймать их.

— Ну и задача! — засмеялся дед Сергей. — Для флота мы с внуком поймаем хоть сотню.

Вечером дед Сергей и внук Сергей делали петлянку: из конского волоса вязали петли, закрепляли их на леске. Утром дед и внук полезли через сугро­бы в огород. Около бурьяна петлянку положили на снег,  насыпали конопли и стали ждать, стоя поодаль. Недолго ждали. На бурьян опустилась стайка: снегири, щеглы, чечётки. Самые бойкие кинулись на коноплю. И запутались лапками в петлях.

— Беги, Серёга, лови моряка! — «сказал дед. — Пусть сам выберет, какие нужны. Да чтобы валенки обул, иначе клеши в сугробах испортит.

У Саши была припасена клетка. По­садили в неё щегла и щеглиху. Других птиц отпустили.

Скоро Саша уехал.

Бабушка Дуня, когда проводили моряка, сказала деду и внуку:

— Я думала, он посмеялся над ва­ми. А он и вправду птиц повёз на море.

— На чужой сторонушке рад родной сторонушке, — ответил дед Сергей. — Шутка ли, месяцами под водой да под водой, у машин да у ракет. А тут зашёл в садик — щеглы поют. Всё полег­че станет. Правильно я говорю?

— Правильно! — подтвердил внук Сергей.

Про себя-то маленький Сергей ду­мал, что совсем правильно было бы, если Саша взял бы и его с собой. На тракторе он с Сашей ездил, на комбайне, на бульдозере тоже. Почему бы не поплавать на подводной лодке? Лодка большая — всем хватит места.

 

Литература

  1. Митяев А. Щеглы для флота // Мурзилка. - 1978. - № 11.
  2. О войне мы узнали из книг // Рекомендательный список литературы для детей младшего и среднего школьного возраста // Южно-Сахалинск, 2016.