События
Школьный телецентр
Оператор и журналист снимают пилотный выпуск лицейских новостей
Лицейский бал
Посвящение в лицеисты
Виват, лицей!
Первосентябрьская линейка (фото из архива)

Конкурс «Учитель года – 2019»

Конкурс «Учитель года» – это праздник профессионального общения, профессионального и личностного роста педагогов и педагогического единения, которое открывает простор для педагогической мысли.

Это так, однако, путь любого учителя к победе в конкурсе – это чрезвычайно трудная работа по преобразованию себя. Ни пол, ни возраст, ни  стаж работы преимуществ в победе не дают.

Учитель, претендующий на титул финалиста, призёра, а может, и победителя, должен быть не просто отличным предметником с энциклопедическими знаниями, не только владеть самыми современными технологиями и методиками, но и быть яркой личностью.

Каждый этап конкурса ставит перед конкурсантом следующие задачи:

  • систематизировать материалы о собственном педагогическом опыте;
  • представить педагогический опыт в логической последовательности (Что я делаю? Для чего я делаю это? Как я делаю это? Какой результат получаю, используя это?);
  • отобрать практические материалы (разработки уроков, дидактический материал и др.), наиболее полно раскрывающие систему работы учителя;
  • создать пакет документов, содержащих полную картину педагогической деятельности;
  • подготовиться к публичному представлению своего педагогического опыта, проведению конкурсного учебного занятия.

Но, цитируя педагога Е. Ямбурга, «один педагог в школе не воин», чтобы добиться высоких результатов, необходимо заручиться поддержкой администрации школы и коллег. Только тогда результат участия в конкурсе будет высоким, а само участие – продуктивным и интересным.

В лицее поддержка конкурсанта начинается с сокращения администрацией учебной нагрузки (на время проведения конкурса). Ведь если участник будете готовиться к конкурсу пресловутыми «ночами», то ничего интересного у него не выйдет. Поддержка администрации во время конкурса, доброжелательная атмосфера, психологический настрой на успех – важнейший элемент высокого конкурсного результата (чувствуешь себя Юрием Гагариным, не меньше!).

Каждый учитель-предметник в лицее входит в педагогическое сообщество (методическое объединение, кафедры). Помощь коллег-предметников важна на  этапе т. н. «тестирования». Всё-таки все составные элементы конкурса надо заранее продемонстрировать коллегам: рассказать о структуре урока, показать свой методический семинар. После таких «показов» многое меняется и в уроке, и в тексте выступления, и в презентации. На таких показательных выступлениях очень важны комментарии и советы учителей информатики (по оформлению презентации), заместителей директоров по УВР и педагогов-психологов (по навыкам публичного выступления, умению держаться на сцене и отвечать на каверзные вопросы).

В лицее существует обязательная система конкурсного «наставничества». Приглашаются победители и участники профессиональны конкурсов прошлых лет, которые дают ценные советы о том, на что обратить внимание и чего следует избегать и в уроке, и в выступлении, и в мастер-классе.

Педагоги, в прошлом участвующие в конкурсе «Учитель года», дают ценные советы и по уроку: 

1. Не пытайтесь вместить в конкурсный урок максимум материала (например, весь материал одного параграфа). Это же не обычный урок, это конкурс (не следует после урока говорить о том, чего не успел на уроке, это утомляет). Конкурсный урок должен быть четким и ясным.

2. Не пытайтесь исполнить все известные вам модные в этом сезоне «элементы урока».

3. Помните, что конкурсный урок – это 30 минут чудес, поэтому заранее продумывайте разные варианты развития урока.

Что же касается конкретной подготовки к конкурсному уроку, то она может проводиться по-разному. Конечно, можно, например, взять за основу урок, уже проведённый и написанный кем-то. Дан­ный вариант подготовки самый простой. Он не требует особых усилий со стороны учителя. Но...Такой урок не будет ярким, наполненным индивидуальностью учителя.

Нужен другой путь. Переворошив литературу, обновив ранее полученные знания с учетом информации об учащих­ся и условиях материальной базы школы, учи­тель сам составляет план урока, который потом четко будет выдерживать во время за­нятия. Этот путь подготовки к уроку сложнее предыдущего, но все же он более оп­равдан, так как значительно ближе к ученикам и собственному представлению об уроке.

На этом этапе (после создания конкурсантом урока) собираются учителя-предметники, конкурсанты прошлых лет, администрация, и расставляются важные акценты:

необходимо мысленно представить себе весь ход урока, его начало и окончание;

корректируются личностные и поведенческие черты учителя – внешний вид, умение чётко выражать свои мысли, владеть голосом, определять наиболее выгодное место расположения по отношению к учащимся и т.п.

Всё это несколько раз обговаривается совместно на таких мини-совещаниях.

Рассказы М. Зощенко
Эту книжку он написал для неразумных детишек.
«Когда я был мальчишкой...»
Какие проблемы решают герои Сергея Вольфа?
Самостоятельная работа по словосочетанию
Это одна из трудных тем.
Как описать фотографию?
Монологическое высказывание по фотографии.
Грамматическое задание
Предлагаем образцы разборов.
Как появился современный дом?
Человек не мыслит себя без дома.