Олимпиада по русскому языку

Предложены задания разного уровня сложности.

 

5 класс

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальный балл – 80

1.«Инoстpанныe cлoва»

В русскoм языке мнoжествo слoв, котoрые прoизошли oт древнегреческих и латинских кoрней. Вставь подходящие по смыслу кoрни акв- (вода), aвm- (сам), ге- (земля), микр- (малый), вит- (жизнь), дикт- (говорить), терм- (тепло), ави- (летать) в клеточки так, чтобы получились знакомые слова.

Максимальный балл – 17.

2.«Посчитай-ка!»Сколько фразеологизмов встретилось в этом тексте? Выпишите эти фразеологизмы, приведите толкование фразеологизмов. Максимальный балл –12.

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

 

3.«Знатоки фонетики»

В отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «На реке» найдите слова, в которых «спрятался» один звук [й’]. Максимальный балл – 12 б.

Вот посмотрите-ка, какое представленье!

Каждый удивляется, кто близко подойдёт!

Двадцать три разбойника в это воскресенье

Сделали на речку разбойничий налёт.

Атаман Ванюшка с Николашкой вместе

В лодку залезли, поехали на юг.

Только отъехали, а лодка ни с места:

Ребята прицепились, ехать не дают.

 

4.«Найди лишнее»

Найдите лишнее в каждом ряду слово. Объясните свой выбор. Максимальный балл – 6б.

А. Булочка, козочка, вазочка.

Б. Воротник, задачник, ночник.

В. Разодеть, разомкнуть, разобрать.

 

5.«Занимательная морфология»

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. Максимальный балл – 12 б.

Стих, белила, косой, жгут.

 

6.«Редакторы»

Перепиши предложения, исправив ошибки в употреблении слов.

Максимальный балл – 6.

 

Он написал свою автобиографию.

К счастью, Карлсон вернулся назад.

Он разговаривал, жестикулируя руками.

Он всегда вовремя оплачивал за проезд.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Еда была сытой и вкусной.

 

7.Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворения).

ОТВЕТЫ

 

6 класс

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальный балл – 50

Задание 1. Даны слова: арест, баловать, банты, брала, вербой, гербом, досуга, жалюзи, завидно, каталога, позвонишь, свеклой, торты, туфля, убрала, цемент.

Распределите их по группам (в зависимости от места ударения):

а) с ударением на первом слоге:

б) с ударением на втором слоге:

в) с ударением на третьем слоге.

Какой словарь помог бы вам правильно расставить ударения в словах?

10 баллов – максимальное количество

 

Задание 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.

1)Что-то стекло на стекло, и оно стало грязным.

2)Рыбачьей удалью блесну: поймаю щуку на блесну.

3)Рядовой Иванов применил рядовой способ укладки кирпича.

3 балла – максимальное количество.

 

Задание 3. Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей.

Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Пушкарёв, Кутьин, Троицкий, Бондарев, Толмачев, Ковалёв, Стрельцов.

6 баллов – максимальное количество

 

Задание 4. Русские пословицы перевели на английский язык, а затем на русский. Вот что получилось:

1)Не открывай рот на чужой хлеб.

2)Дьяволы в чистом бассейне.

3)Правда жалит мои глаза.

4)Позаботьтесь о своем платье, когда вы молоды, и о своей чести, когда вы молоды.

5)Где родился, и полезный.

- Восстановите русские пословицы.

5 баллов – максимальное количество

 

Задание 5. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.

2 балла – максимальное количество.

 

Задание 6. Найдите ошибки в предложении, исправьте их. Запишите предложения в исправленном виде.

1)В центре города стоит монументальный памятник Александру Невскому.

2)За этот период времени многие путешественники побывали в нашем музее.

3)В этом виде спорта ведущими лидерами являются российские спортсмены.

4)Моя автобиография пока ещё очень короткая.

5)В праздничном концерте были представлены номера народного фольклора.

5 баллов – максимальное количество.

 

Задание 7. В произведениях русской литературы читаем:

«Меня смущала строгая краса

Её чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса».

                                  (А.С. Пушкин)

«Матроска в полоску, словно леса.

Из этих лесов глядят телеса».

                                   (В.В. Маяковский)

Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа.

Приведите примеры слов среднего рода с такой особенностью (не более двух) и без неё (не более двух).

Примеры приводите парами: единственное число и множественное число одного и того же слова.

6 баллов – максимальное количество

 

Задание 8. Прочитайте текст. Переведите.

И оттолѣ князь Андрѣй разгнѣвася на Новгородъ и нача рать копити. А самъ тогда разболѣся и посла сына своего Романа к Новугороду съ всею силою сузьдальскою.

(«Сказание о битве новгородцев с суздальцам», XII в., список XIV в.)

Объясните наличие выделенного У в форме НовУгороду.

13 баллов – максимальное количество.

ОТВЕТЫ