Олимпиада по литературе
images/banners/knigi.jpg

Знаний текстов художественных произведений - одно из самых частых в олимпиаде по литературе.

 

9 класс

1.Знание текстов художественных произведений

О каких исторических деятелях идёт речь в этих отрывках?

Ответ запишите  по схеме: герой – произведение – автор.

  1. Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан  был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

  1. Диво ль старцу – мне помолодеть?

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

  1. Сим извещаю вас, что убежавший из-под караула казак и раскольник…, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III , собрал злодейскую шайку, произвёл возмущения в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей…

       

2.Знание истории литературы

Кто из представителей царского рода Романовых проявил себя на литературном поприще? Назовите этого человека. Дополнительный балл можно получить, если укажете произведение этого автора.

Кого критик В.Г. Белинский назвал «Петром Великим русской литературы»?

Внимательно изучите отрывки из художественных произведений и  определите «иерархию орденов», существовавшую в России в XIX веке. Имейте в виду, что речь в отрывках идёт только об орденах.

  • Г о р о д н и  ч и й. А, чёрт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна:  красную или голубую?

       А н н а  А н д р е е в н а. Уж конечно, голубую лучше.

       Г о р о д н и  ч и й. Э? вишь, чего захотела! Хорошо и красную.  

                                                            (Н.В. Гоголь «Ревизор»)                

Прим.: Кавалерия – орденская лента. Голубая лента давалась при  

высших  орденах, красная – лента ордена Святой Анны.                                

  • Станиславу 2-й степени в то время была присвоена звезда (но без ленты)… Звезда, хотя бы и не особенно доброкачественная,  считалась непременным условием генеральства; из-за этого слуги его,  статского генерала, таковым не считали. (М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»)

 

  • -Значит, у вас теперь три Анны … Одна в петлице, две на шее.

- Теперь  остаётся ожидать на свет  маленького Владимира. (А.П. Чехов «Анна на шее»)

- Нет, вы только скажите, Василий Лукич, … что больше Александра Невского?

Василий Лукич отвечал, что больше Александра Невского есть Владимир.

- А выше?

- А выше всего Андрей Первозванный. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина» 5ч.)

3.Знание теории литературы

1)Заполните пустые ячейки таблицы (1 балл за каждый правильный ответ):

эпос

   
 

Поэма, элегия, послание, эпиграмма

 
   

Д.И.Фонвизин    

 «Недоросль»

2)Определите средства художественной выразительности  в данном фрагменте из «Слова о полку Игореве» (перевод  Д.С. Лихачёва).

    На другой день спозаранок

кровавые зори свет предвещают,

      чёрные тучи с моря идут,

   хотят прикрыть четыре солнца

    …    Быть грому великому,

пойти дождю стрелами с Дона великого!

3)Определите стихотворный размер.

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим;

Тоска блуждает на моём челе.

Я холоден и горд; и даже злым

Толпе кажуся; но ужель она

Проникнуть дерзко  в сердце мне должна?

Зачем ей знать, что в нём заключено?

Огонь иль сумрак там – ей всё равно. (М.Ю. Лермонтов)

4.Творческая работа

Как известно, стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком …» является переводом стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Несколько раньше это же стихотворение перевёл Ф.И. Тютчев. Сравните два перевода. Чем  лермонтовский  вариант отличается от тютчевского, как в нём проявилось мироощущение Лермонтова? Какой перевод понравился вам больше, почему?

Г.Гейне  «Сосна»

(Подстрочный перевод)

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале. (1822г.)

 

Ф.М. Тютчев  « На чужой стороне»

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

и сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму всё снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом,

на  знойном   холму

Стоит и цветёт одиноко. (1823г.)

 

М.Ю. Лермонтов «На севере диком»

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна  на утесе горючем                          

Прекрасная пальма  растет. (1841г.)

 

  1. Передают ли Лермонтов и Тютчев  интонацию оригинала, чувство тоски, одиночества, грусти? Какой из переводов – рассказ о несчастной любви. Почему вы так решили?
  1. Найдите и в том и в другом стихотворении эпитеты, относящиеся к словам вершина, север. Какие из них более точно создают настроение одиночества?
  2. "На пылающей скале” — у Гейне. Найдите соответствие у Тютчева и  Лермонтова. В чём разница между этими выражениями? Какое более глубокое?
  3. Какие же слова, отсутствующие у Гейне, в  лермонтовском  стихотворении усиливают мотив обречённости, тоски, одиночества? Что это за тропы?
  4. Сделайте вывод: Кому, Тютчеву или  Лермонтову  удалось  лучше  передать мысль Гейне об одиночестве и невозможности счастья? Что нового внёс Лермонтов в своё стихотворение? Можно ли стихотворение М.Ю. Лермонтова считать самостоятельным, оригинальным?

 

ОТВЕТЫ

 

10 класс

Часть 1

1.1.На хронологической линейке расставьте события из списка, приведённого ниже. Впишите номера событий в соответствующий отрезок линейки в Листе ответов. Какие события останутся вне предложенной хронологии? Впишите их под линейкой в соответствующую графу.

1830__________________1845________________1861____________________1869

  1. Пушкин завершает свою «петербургскую повесть», которая содержит следующее уведомление для читателей: «Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов».
  2. Н.А. Некрасов публикует стихотворение на смерть Гоголя «Блажен незлобивый поэт…».
  3. В журнале «Современник» выходит первая подборка лирических произведений Ф.И. Тютчева – «Стихи, присланные из Германии».
  4. Художник И.Н. Крамской пишет два самых знаменитых портрета Н.А. Некрасова.
  5. А.Н. Островский заканчивает «Грозу» в том же году, когда начинается действие «Отцов и детей» И.С. Тургенева.
  6. Опубликована статья Д.И. Писарева «Базаров».
  7. Начинаются события романа-эпопеи «Война и мир».
  8. Начальные главы «Войны и мира» и «Преступления и наказания» выходят в одном и том же номере журнала «Русский вестник».

 

1.2. За каждый верно вставленный термин – по 1 баллу. Максимальный балл за все задание – 3.

  1. «Мы получаем Телеграф».

Ага! Хотите ли послушать

Прелестный_____________? — И граф

Поет. «Да, граф, извольте ж кушать».

Я сыт и так. —

Изо стола

Встают. Хозяйка молодая

Черезвычайно весела;

Граф, о Париже забывая,

Дивится, как она мила!

 

  1. Вы знаете, что __________ наглагольной

Гнушаемся мы. Почему? спрошу.

Так писывал Шихматов богомольный;

 По большей части так и я пишу.

 

  1. Но тише! Слышишь? Критик строгой

Повелевает сбросить нам

___________ венок убогой,

И нашей братье рифмачам

Кричит: «да перестаньте плакать,

И все одно и то же квакать,

Жалеть о прежнем, о былом:

Довольно, пойте о другом!»

 

1.3.«Раскрасьте» фетовский пейзаж: выберите из предложенного ниже списка прилагательных те цветовые определения, которые наиболее точно соответствуют контексту стихотворения, и впишите их в Лист ответов в нужные строки.

Вон там по заре растянулся

Причудливый хор облаков:

Всё будто бы кровли, да стены,

Да ряд ………………… куполов.

То будто бы ……………. мой город,

Мой город знакомый, родной,

Высоко на ………………. небе

Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушный

Тихонько на север плывет…

Там кто-то манит за собою —

Да крыльев лететь не дает!..

Список определений: бронзовый, голубой, синий, лиловый, золотой, багряный, розовый, черный, белый, охряный.

 

Часть 2

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Прочитайте текст.

Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200 слов. Указание на объём условно, считать слова не нужно.

Николай Сергеевич Тихонов (1896–1979)

ВСТРЕЧА

Он быстро шёл по обледенелому тротуару, погружённый в свои думы. Изредка он кидал взгляд на дома, тёмные, вечерние, зимние дома военного времени. Иногда он проходил мимо развалин, не замедляя шага. У одного только здания с широким входом он задержался невольно. В этом доме помещался Детский театр. Сколько шума, весёлой суеты, гама и радостных восклицаний знали эти стены! Сколько восторженных, сияющих глаз смотрели на сцену, какие овации вырывались из сердец маленьких зрителей и как дорожили этим детским вниманием взрослые – талантливые актёры этого прекрасного театра!

Теперь всё было пусто и мрачно. Только клочки афиш, обледенелые разноцветные куски бумаги трепал ветер, пробегающий по тёмной улице. Режиссёр вздрогнул и ускорил шаги. Он ясно представил себе артистов, ещё недавно весело шутивших, сидевших перед большими зеркалами, гримировавшихся, повторявших роли с таким же увлечением, с каким там, в зале, следили за их жизнью на сцене маленькие люди большого города.

Иные из этих артистов уехали, а иные... Он вспомнил с жестокой ясностью двух, которые работали в его бригаде на фронте. Какая простая стала жизнь! Они сумели быть артистами в тесных блиндажах, где суровые, с обветренными лицами бойцы высоко ценили их искусство. Они выступали с площадки грузовика, среди больших снежных полян, они играли на пространстве в несколько метров в землянках. Они были весёлые, хорошие люди, простые сердца, и фамилии у них были простые: Семёнов, Емельянов... Они пробирались под визг мин, под оглушительный рёв снарядов по ходам сообщения, перебежками по полю на передовые, они не отступали перед опасностью.

Они умерли одновременно в тихое зимнее утро, и другие артисты с железной дисциплиной людей искусства без них провели бригадное выступление.

Режиссёр сам видел, как два чёрных смерча поглотили их и как покраснел снег на том месте. Да, всё стало просто, как этот тёмный город, который когда- то весь сиял и переливался огнями. Величественная простота вечера, тёмных зданий, пустынных улиц – и такая же простота жизни и смерти.

Режиссёр внезапно ускорил шаги, так как он увидел, как шедший впереди него пешеход покачнулся и стал взмахивать руками. Эти взмахи были похожи на слабые движения утопающего. Режиссёр добежал до него и подхватил под руку. Пешеход упал головой ему на плечо, и они так стояли несколько мгновений. Режиссёр увидел старика с исхудалым лицом, большими лихорадочными глазами, жадно глотавшего воздух широко открытым ртом.

Наконец старик, покачнувшись ещё раз, несколько пришёл в себя. Он взглянул на пришедшего к нему на помощь и сказал тихим хриплым голосом:

 – Простите меня великодушно, я ослабел...

– Вы далеко живёте? – спросил режиссёр.

– Нет, – отвечал старик, опираясь на него, как на великана, и действительно, режиссёр казался великаном рядом с тщедушным, тонким, почти призрачным стариком.

 – Нет, – повторил старик. – Я живу вон в том доме, в конце улицы...

 – Я провожу вас, – сказал режиссёр, – мне по дороге. Он взял старика под руку, и они отправились.

Старик шёл вздыхая и что-то шепча. Режиссёр поддерживал его бережно, как больного отца. Так они молча, спотыкаясь на льдистом тротуаре, дошли до ворот дома, до подъезда, чёрного, как пещера.

Старик сказал: «Здесь» и прислонился к дверям подъезда. Режиссёр стоял против него. Старик медленно поднял голову, осмотрел улицу, взглянул на тёмное холодное небо и пристально всмотрелся в своего спутника.

– Молодой человек, – сказал он, и бледная тень улыбки появилась на его тонких, почти чёрных губах, – знаете ли вы, в каком городе вы живете? Режиссёр молчал. Старик приблизил своё исхудалое лицо к его лицу.

– Вы живете в Илионе, – сказал старик громко.

– В Илионе, – повторил режиссёр, – почему вам пришла мысль сравнивать наш город с Троей древних?

 – Простите меня, я – старик, я старый преподаватель древней истории... Я не знаю города, легенда о котором была бы так величественна, как легенда о Трое, и только наш город сегодня – не кажется ли вам? – не только сравнялся с Илионом, но... – сказал он совсем тихо, – но и превысил его своим героизмом...

 Режиссёр ответил не сразу. Они стояли друг против друга в безмолвной тишине у входа, чёрного, как пещера, и, как крепостные стены, поднимались дома вокруг них.

– Пожалуй, вы правы, – сказал режиссёр, – но в нашей Трое не будет троянского коня! Не будет – никогда!

Они горячо пожали друг другу руки, взаимно пожелали спокойной ночи и расстались. (1942)

ОТВЕТЫ

 

11 класс

Часть 1

1.1 На хронологической линейке расставьте события из списка, приведённого ниже. Впишите номера событий в соответствующий отрезок линейки в Листе ответов. Какие события останутся вне предложенной хронологии? Впишите их под линейкой в соответствующую графу.

1890________________1905________________1915__________________1922

  1. Уходят из жизни А.А. Блок и Н.С. Гумилёв.
  2. А.П. Чехов пишет свою последнюю пьесу.
  3. Создан Московский художественный театр. 4. Л.Н. Толстой покидает Ясную Поляну и умирает на станции Астапово.
  4. И.А. Бунин получает Нобелевскую премию.
  5. Время, о котором А.А. Ахматова пишет так: «А по набережной легендарной / Приближался не календарный — / Настоящий Двадцатый Век».
  6. М.А. Булгаков и М.А. Шолохов завершают свои главные книги.
  7. Написан рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник», действие в котором происходит перед Первой мировой войной

 

1.2. «Раскрасьте» есенинский пейзаж: выберите из предложенного ниже списка прилагательных те цветовые определения, которые наиболее точно соответствуют «палитре» С.А. Есенина и контексту стихотворения, и впишите их в Лист ответов в нужные строки.

 1.Я не скоро, не скоро вернусь.

Долго петь и звенеть пурге. Стережёт .........................

Русь Старый клён на одной ноге.

 

  1. Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И её ……………………... косы,

И холщовый её сарафан.

 

  1. За перепаханною нивой …………………. лебеда.

 На ветке облака, как слива,

 Златится спелая звезда.

Список определений: васильковый; белоснежный; голубой; золотистый; бледно-серый; изумрудный; малиновый; серебристый.

 

Часть 2

ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Прочитайте текст.

Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 200 слов. Указание на объём условно, считать слова не нужно.

Николай Сергеевич Тихонов (1896–1979)

ВСТРЕЧА

Он быстро шёл по обледенелому тротуару, погружённый в свои думы. Изредка он кидал взгляд на дома, тёмные, вечерние, зимние дома военного времени. Иногда он проходил мимо развалин, не замедляя шага. У одного только здания с широким входом он задержался невольно. В этом доме помещался Детский театр. Сколько шума, весёлой суеты, гама и радостных восклицаний знали эти стены! Сколько восторженных, сияющих глаз смотрели на сцену, какие овации вырывались из сердец маленьких зрителей и как дорожили этим детским вниманием взрослые – талантливые актёры этого прекрасного театра!

Теперь всё было пусто и мрачно. Только клочки афиш, обледенелые разноцветные куски бумаги трепал ветер, пробегающий по тёмной улице. Режиссёр вздрогнул и ускорил шаги. Он ясно представил себе артистов, ещё недавно весело шутивших, сидевших перед большими зеркалами, гримировавшихся, повторявших роли с таким же увлечением, с каким там, в зале, следили за их жизнью на сцене маленькие люди большого города.

Иные из этих артистов уехали, а иные... Он вспомнил с жестокой ясностью двух, которые работали в его бригаде на фронте. Какая простая стала жизнь! Они сумели быть артистами в тесных блиндажах, где суровые, с обветренными лицами бойцы высоко ценили их искусство. Они выступали с площадки грузовика, среди больших снежных полян, они играли на пространстве в несколько метров в землянках. Они были весёлые, хорошие люди, простые сердца, и фамилии у них были простые: Семёнов, Емельянов... Они пробирались под визг мин, под оглушительный рёв снарядов по ходам сообщения, перебежками по полю на передовые, они не отступали перед опасностью.

Они умерли одновременно в тихое зимнее утро, и другие артисты с железной дисциплиной людей искусства без них провели бригадное выступление.

Режиссёр сам видел, как два чёрных смерча поглотили их и как покраснел снег на том месте. Да, всё стало просто, как этот тёмный город, который когда- то весь сиял и переливался огнями. Величественная простота вечера, тёмных зданий, пустынных улиц – и такая же простота жизни и смерти.

Режиссёр внезапно ускорил шаги, так как он увидел, как шедший впереди него пешеход покачнулся и стал взмахивать руками. Эти взмахи были похожи на слабые движения утопающего. Режиссёр добежал до него и подхватил под руку. Пешеход упал головой ему на плечо, и они так стояли несколько мгновений. Режиссёр увидел старика с исхудалым лицом, большими лихорадочными глазами, жадно глотавшего воздух широко открытым ртом.

Наконец старик, покачнувшись ещё раз, несколько пришёл в себя. Он взглянул на пришедшего к нему на помощь и сказал тихим хриплым голосом:

 – Простите меня великодушно, я ослабел...

– Вы далеко живёте? – спросил режиссёр.

– Нет, – отвечал старик, опираясь на него, как на великана, и действительно, режиссёр казался великаном рядом с тщедушным, тонким, почти призрачным стариком.

 – Нет, – повторил старик. – Я живу вон в том доме, в конце улицы...

 – Я провожу вас, – сказал режиссёр, – мне по дороге. Он взял старика под руку, и они отправились.

Старик шёл вздыхая и что-то шепча. Режиссёр поддерживал его бережно, как больного отца. Так они молча, спотыкаясь на льдистом тротуаре, дошли до ворот дома, до подъезда, чёрного, как пещера.

Старик сказал: «Здесь» и прислонился к дверям подъезда. Режиссёр стоял против него. Старик медленно поднял голову, осмотрел улицу, взглянул на тёмное холодное небо и пристально всмотрелся в своего спутника.

– Молодой человек, – сказал он, и бледная тень улыбки появилась на его тонких, почти чёрных губах, – знаете ли вы, в каком городе вы живете? Режиссёр молчал. Старик приблизил своё исхудалое лицо к его лицу.

– Вы живете в Илионе, – сказал старик громко.

– В Илионе, – повторил режиссёр, – почему вам пришла мысль сравнивать наш город с Троей древних?

 – Простите меня, я – старик, я старый преподаватель древней истории... Я не знаю города, легенда о котором была бы так величественна, как легенда о Трое, и только наш город сегодня – не кажется ли вам? – не только сравнялся с Илионом, но... – сказал он совсем тихо, – но и превысил его своим героизмом...

 Режиссёр ответил не сразу. Они стояли друг против друга в безмолвной тишине у входа, чёрного, как пещера, и, как крепостные стены, поднимались дома вокруг них.

– Пожалуй, вы правы, – сказал режиссёр, – но в нашей Трое не будет троянского коня! Не будет – никогда!

Они горячо пожали друг другу руки, взаимно пожелали спокойной ночи и расстались. (1942)

 

Часть 3

Вам позвонили с телевидения (радиостанции, из редакции газеты) и предложили ответить на вопрос: «Нужно ли изучать в школе роман «Война и мир» или лучше ограничиться менее объёмными произведениями Л.Н. Толстого?».

Выскажите свою позицию и обоснуйте её.

ОТВЕТЫ