Top.Mail.Ru
Школьная олимпиада 2022 года по литературе для 9-11 классов
Олимпиада по литературе

Олимпиадные задания по литературе можно предложить 9-11 классам.

9 класс

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции, культурный кругозор и умение выражать собственное мнение. Работа включает  два  письменных задания. Максимальный общий балл – 55

Задание № 1 (40 баллов) Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.Напишите сочинение о произведении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все). Пишите связным текстом, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём – 250–300 слов

Вариант 1. Прозаический текст

Александр Иванович Куприн (1870–1938)

СКАЗКА

Один великий царь велел привести к себе поэтов и мудрецов своей страны, и спросил он их:

– В чём счастье?

– В том, – ответил поспешно первый, – чтобы всегда видеть сияние твоего божественного лица и вечно чувствовать...

– Выколоть ему глаза, – сказал царь равнодушно. – Следующий!..

– Счастье – это власть. Ты, царь, счастлив! – вскричал второй.

Но царь возразил с горькой улыбкой:

– Однако я страдаю бессонницей и не властен исцелить её. Вырвать ему ноздри, каналье. Дальше!..

– Быть богатым! – сказал, заикаясь, следующий.

Но царь ответил:

– Я богат, а вопрошаю о счастье. Довольно ли тебе слитка золота весом в твою голову?

– О царь!..

– Ты получишь его. Привяжите ему на шею слиток золота весом в его голову и бросьте этого нищего в море.

И царь крикнул нетерпеливо:

– Четвёртый!

Тогда вполз на животе человек в лохмотьях, с лихорадочными глазами и забормотал:

– О премудрый! Я хочу малого! Я голоден! Сделай меня сытым, и я буду счастлив и прославлю имя твоё во всей вселенной.

– Накормите его, – сказал царь брезгливо. – И, когда он умрёт от объедения, придите сказать мне об этом.

И пришли также двое. Один – мощный атлет с розовым телом и низким лбом. Он сказал со вздохом:

– Счастье в творчестве.

А другой был бледный, худой поэт, на щеках которого горели красные пятна. И он сказал:

– Счастье в здоровье.

Царь же улыбнулся с горечью и произнёс:

поэт, молил бы богов о вдохновенье, а ты, о подобие Геркулеса, бегал бы к врачам за пилюлями. Идите оба с миром. Кто там ещё?

– Смертный! – сказал гордо седьмой, украшенный цветами нарцисса. – Счастье в небытии!

– Отрубите ему голову! – молвил лениво властелин.

– Царь, о царь, помилуй! – залепетал приговорённый и стал бледнее лепестков нарцисса. – Я не то хотел сказать.

Но царь устало махнул рукой, зевнул и произнёс коротко:

– Уведите его... Отрубите ему голову. Слово царя твёрдо, как агат.

Приходили ещё многие. Один из них сказал только два слова:

– Женская любовь!..

– Хорошо, – согласился царь, – дайте ему сотню красивейших женщин и девушек моей страны. Но дайте ему также и кубок с ядом. А когда настанет время – скажите мне: я приду посмотреть на его труп.

И ещё один сказал:

– Счастье в том, чтобы каждое моё желание исполнялось мгновенно.

– А что ты сейчас хочешь? – спросил лукаво царь.

– Я?

– Да. Ты.

– Царь... вопрос слишком неожидан.

– Закопать его живым в землю. Ах, и ещё один мудрец? Ну, ну. Подойди поближе... Может быть, ты знаешь, в чём счастье?

Мудрец же – и он был истинный мудрец – ответил:

– Счастье в прелести человеческой мысли.

Брови у царя дрогнули, и он закричал гневно:

– Ага! Человеческая мысль! Что такое человеческая мысль?

Но мудрец – ибо он был истинный мудрец – лишь улыбнулся сострадательно и ничего не ответил.

Тогда царь велел ввергнуть его в подземную темницу, где была вечная темнота и где не было слышно ни одного звука извне. И когда через год привели к царю узника, который ослеп, оглох и едва держался на ногах, то на вопрос царя: «Что? И теперь ты счастлив?» – мудрец ответил спокойно:

– Да, я счастлив. Сидя в тюрьме, я был и царём, и богачом, и влюблённым, и сытым, и голодным – всё это давала моя мысль.

– Что же такое мысль? – воскликнул царь нетерпеливо. – Знай, что через пять минут я тебя повешу и плюну в твоё проклятое лицо! Утешит ли тебя тогда твоя мысль? И где будут тогда твои мысли, которые ты расточал по земле?

Мудрец же ответил спокойно, ибо он был истинный мудрец:

– Дурак! Мысль бессмертна.  <1906>

  1. Как охарактеризован царь?
  2. Почему о последнем мудреце сказано, что он «истинный»?
  3. Почему это произведение называется «Сказка»?
  4. Обратите внимание на языковые особенности. Как жанр отражается в языке произведения?

 

Вариант 2. Поэтический текст

Игорь Моисеевич Иртеньев (род.1947)

* * *

Бывают в этой жизни миги,

Когда накатит благодать,

И тут берутся в руки книги

И начинаются читать.

Вонзив пытливые зеницы

В печатных знаков чёрный рой,

Сперва одну прочтёшь страницу,

Потом приступишь ко второй,

А там, глядишь, уже и третья

Тебя поманит в путь сама... 

Ах, кто придумал книги эти –

Обитель тайную ума? Я в жизни их прочёл с десяток,

Похвастать большим не могу,

Но каждой третьей отпечаток

В моём свирепствует мозгу.

Вот почему в часы досуга,

Устав от мирного труда,

Я книгу – толстую подругу –

Порой читаю иногда.

<1986>

  1. Зачем в стихотворении используются слова книжного, возвышенного характера?
  2. Как в этом стихотворении проявляется авторская ирония?
  3. Что можно сказать о лирическом герое?

Задание  № 2.Творческое задание (15 баллов) Если бы  вы были составителем сборника стихов «Лучшие стихотворения всех времен и народов», какие бы стихотворения вы туда включили? Напишите вступительную статью к этому сборнику.

ОТВЕТЫ

10 класс

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей литературной эрудиции, культурный кругозор и умение выражать собственное мнение. Работа включает два  письменных задания.

Максимальный общий балл – 55

Задание № 1 (40 баллов) Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них. Выполните целостный анализ предложенного произведения. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный,  завершённый текст. 

Вариант 1. Прозаический текст

Василий Семёнович Гроссман (1905–1964)

ИЗ ОКНА АВТОБУСА

Автобус подали после завтрака к подъезду дома отдыха Академии наук.

На турбазе для поездки учёных выделили лучшего работника –образованного и умного человека.

Как приятен перед поездкой этот миг неподвижности – люди уселись, притихли, глядят на пыльные пальмы у входа в столовую, на местных франтов в чёрных костюмах, на городские часы, показывающие неизменно абсолютное время – шесть минут четвёртого.

Водитель оглянулся – все ли уселись. Его коричневые руки лежат на баранке.

Ну, поехали...

И вот мир открылся перед людьми: справа пустынное море – не то, оставшееся за спиной, море купальщиков и прогулочных катеров, а море без берега, море беды и войны, море рыбаков, боцманов и адмиралов.

А слева, среди пальм, бананов, среди мушмулы и магнолий, домики, обвитые виноградом, каменные заборы, огородики, и вдруг пустынные холмы, кусты, осыпанные красными ягодами шиповника, дикий хмель в голубоватом, туманном пуху, библейские кроткие овцы и дьяволы – козлы на жёлтых афро-азиатских осыпях – и снова сады, домики, чинары, хурма...

А справа одно лишь море.

И вот автобус круто сворачивает, дорога вьётся рядом с рекой, река вьётся в узкой долине, горы её зажали с двух сторон.

Как хороша эта дорога! Можно ли передать огромный размах земной высоты и земной глубины, это соединение: рвущийся вверх мёртвый гранит и мутный, зеленоватый сумрак в ущелье, застывшая тишина и рядом звон, плеск горной реки.

Каждый новый виток дороги открывает по-новому красоту мира. Нежный солнечный свет легко лежит на голубоватом асфальте, на полукруглой воде, скользящей по круглым камням. У каждого пятна света своя отдельная жизнь, со своим теплом, смыслом, формой.

И то ли постепенно, то ли вдруг, душа человека наполняется своим светом, ощущает самоё себя, видит себя в этом мире с пустынным морем, с садами, с горным ущельем, с пятнами солнца; этот мир – она и не она, – она его видит, то ли не видит, она полна сама в себе покоя, мыслит и не мыслит, прозревает глубины жизни и близоруко, слепо дремлет. Она не думает ни о чём, но она погружена в глубину бо́льшую, чем та, в которую может проникнуть межзвёздный корабль

Дивное состояние, подобное счастью ящерицы, дремлющей на горячем камне вблизи моря, кожей познающей солёное тепло воздуха, тень облаков. Мудрость, равная счастью паучка, застывшего на нити, протянутой между двумя травинками. Чувство познания жизненного чуда теми, кто ползает и летает.

Время от времени автобус останавливался, и Иван Петрович, экскурсовод, негромко, словно боясь помешать кому-то в горах, рассказывал о геологической истории абхазской земли, о первых древнейших поселениях людей.

Участники экскурсии спрашивали Ивана Петровича о множестве вещей – он рассказывал и о нравах горной форели, и о храмах шестого века, и о проекте горной электростанции, и о партизанах времён гражданской войны, об альпийской растительности, о бортничестве и овцеводстве.

Ивана Петровича чем-то тревожил один пожилой человек – во время остановок он стоял поодаль от всех и не слушал объяснений. Иван Петрович заметил, что все путешественники часто поглядывают на этого пожилого, неряшливого человека.

Экскурсовод спросил:

– Кто сей дядя?

Ему шепотом назвали знаменитое имя. Ивану Петровичу стало приятно – исследователь сложнейших вопросов теоретической физики, создатель нового взгляда на происхождение вселенной участвует в его экскурсионной группе. В то же время ему было обидно: знаменитый учёный, в одной статье его назвали великим мыслителем, не задавал Ивану Петровичу вопросов и, казалось, не слушал его объяснений.

Когда экскурсия вернулась в курортный городок, одна учёная женщина сказала:

– Поездка чудесно удалась, и в этом немалая заслуга нашего замечательного экскурсовода.

Все поддержали её.

– Надо написать отзыв, и все мы подпишем его! – предложил кто-то.

Через несколько дней Иван Петрович столкнулся на улице со знаменитым учёным. «Наверное, не узнает меня», – подумал Иван Петрович.

Но учёный подошёл к Ивану Петровичу и сказал:

– Я вас всей, всей душой благодарю.

– За что же? – удивился Иван Петрович. – Вы не задали мне ни единого вопроса и даже не слушали моих объяснений.

– Да, да, нет, нет, ну что вы, – сказал учёный. – Вы мне помогли ответить на самый важный вопрос. Ведь и я экскурсовод вот в этом автобусе, – и он показал на небо и землю, – и я был очень счастлив в этой поездке, как никогда в жизни. Но я не слушал ваших объяснений. Мы, экскурсоводы, не очень нужны. Мне даже показалось, что мы мешаем.

1961

Вариант 2. Поэтический текст

Иннокентий Фёдорович Анненский (1856–1909)

БРОНЗОВЫЙ ПОЭТ

На синем куполе белеют облака,

И чётко ввысь ушли кудрявые вершины,

Но пыль уж светится, а тени стали длинны,

И к сердцу призраки плывут издалека.

Не знаю, повесть ли была так коротка,

Иль я не дочитал последней половины?..

На бледном куполе погасли облака,

И ночь уже идёт сквозь чёрные вершины...

И стали – и скамья и человек на ней

В недвижном сумраке тяжелей и страшней.

Не шевелись – сейчас гвоздики засверкают,

Воздушные кусты сольются и растают,

И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнёт,

С подставки на траву росистую спрыгнёт. 

(1906)

 

Задание  № 2. Творческое задание (15 баллов)

           Если бы вы были составителем сборника лучших произведений для подростков и молодёжи, какие бы произведения вы туда включили и почему? Напишите вступительную статью к этому сборнику.

ОТВЕТЫ

 

11 класс

Задание 1. Прочитайте изложенные в первой графе 10 суждений, во второй графе укажите, согласны ли вы с ним («ВЕРНО») либо не согласны («НЕВЕРНО»), а затем в третьей графе обоснуйте своё мнение конкретными фактами.

Максимальный балл за задание –  30.

Утверждение

верно /неверно

Обоснование

1. Стихотворение А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено Наталье Николаевне Гончаровой.

 

 

2. М.Ю. Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года и отправлен в ссылку на Кавказ.

 

 

3. Женившись на Ольге Ильинской, Илья Ильич Обломов обрёл счастье.

 

 

4. Имена и фамилии в пьесе А.Н. Островского «Гроза» «говорящие».

 

 

5. Евгений Базаров, умирая, думает о своих родителях.

 

 

6. Словами «Солёной» заканчивается поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

    «Никто как бог!

      Не ест, не пьёт

      Меньшой сынок,

      Гляди – умрёт!»

 

 

7. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу  в Петербурге Фёдору Михайловичу Достоевскому и группе вольнодумцев, признанных опасными преступниками, зачитали смертный приговор.

 

 

8. Л.Н. Толстой называл «Бородино» М.Ю. Лермонтова зерном «Войны и мира».

 

 

9. Ермолай Алексеевич Лопахин спасает от разорения помещицу Любовь Андреевну Раневскую.

 

 

10. В «Очарованном страннике» Н.С. Лесков показал, как формируется в драматических обстоятельствах национальной жизни тип «русского праведника».

 

 

Задание 2. Выполните целостный анализ текста (напишите связный текст, используйте литературоведческие термины, обратите внимание на лексику, соблюдайте языковые нормы).

На закате дня

На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу. Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое, заголяя наманикюренными вишнёвыми ноготками хрустящую оболочку, и лениво перебрасывались фразами на предмет, кто во что и как одет. Особенным, каким-то закоренело-неприязненным их вниманием пользовались девушки, и потому, как часто раздавалось: "Фи-фи-и! Пугало! Вырядилась!.." - выходило, что все хуже их одеты и вообще неполноценны.

По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке. Она вытряхивала в ящик, приставленный к тележке, мусор из железных урн, сметала с перрона бумажки и окурки в совок, и когда подошла к скамьям, пассажиры неохотно, кто и с ворчанием, задирали ноги, потому что всем ожидающим скамей не хватало, и если покинешь место, его могут занять. Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.

Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?

Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:

– Тетенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!

– Ой, дурак! Дурак! – тыча в него пальцами, оживились девицы.

Лицо мальчика дрогнуло. Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.

Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.

– Надо же! Дурак и шляется! И его не забирают...

– Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?

– Ой! А как вы узнали?! – соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?

Я дал себя разглядеть – стар для знакомств – и повел разговор дальше:

– Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. – И безбожно засластил пилюлю: – По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.

– А-а! – согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:

– Гражданин! – зы–кнула она ломающимся басом. – Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! – И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: – Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..

Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.   

(По Виктору Петровичу Астафьеву)

Критерии оценивания 2-го задания:

  1. Понимание смысла произведения и авторской позиции - 5 б.;
  2. Умение аргументировать собственные наблюдения, опираясь на текст – 5 баллов;
  3. Композиционная стройность работы – 5 баллов;
  4. Грамотность – 5 баллов.

Максимальный балл за задание –  20

Максимальный балл за всю работу  – 50.

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен