Олимпиада по литературе
images/banners/knigi.jpg

 

Задания по литературе предназначены для проведения олимпиады в 5-6 классах.

 

5 класс

1.«Знатоки фольклора»

Заполните пропуски в таблице. Максимальный балл – 8.

Малый жанр фольклора

Определение жанра

Пример

 

Небольшая песенка для распевки или стихотворное обращение к явлениям природы и т. п.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!

Потешка

 

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Скороговорка

 

 

Пословица

 

 

 

Небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания 

 

2.«Книжные иллюстрации»

Перед вами картины художников, которые иллюстрируют известные произведения литературы. Определите автора изображенного на каждой иллюстрации произведения, его название и жанр. *Дополнительный балл вы можете получить, если укажете известного вам художника-иллюстратора. Максимальное количество баллов – 10.

1.Художник  Г.К. Буреев         2.Художник Е.М. Рачёв          3. Художник А.М. Ермолаев

Ответ: 1.______________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________________

*_____________________________________________________________________________________

3.«Биографическая путаница»

Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей. Укажите, какое произведение каждого из перечисленных авторов вам знакомо. Максимальный балл – 12.

Михаил Юрьевич Лондон ___________________________________________________
Михаил Михайлович Чехов__________________________________________________
Антон Павлович Фет_______________________________________________________
Марк Лермонтов __________________________________________________________
Афанасий Афанасьевич Твен________________________________________________
Джек Пришвин ___________________________________________________________

4.«Узнай героя»

О каком литературном герое идёт речь в каждом из приведенных фрагментов? Укажите героя, автора и название произведения. Максимальный балл – 15 б. 

  1. Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.

Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:

– Здравствуйте, меня зовут… Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием: «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника».

_______________________________________________________________________________________

  1. Так вот и наш зверёк; он никогда не задумывался над тем, как его зовут, а просто жил себе да жил в далёком тропическом лесу. Однажды он проснулся утром рано, заложил лапы за спину и отправился немного погулять и подышать свежим воздухом. Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами.

_______________________________________________________________________________________

  1. По вечерам он сидит на крылечке, покуривает трубку да глядит на звёзды. С крыши, разумеется, звёзды видны лучше, чем из окон, и поэтому можно только удивляться, что так мало людей живёт на крышах. Должно быть, другие жильцы просто не догадываются поселиться на крыше.

_______________________________________________________________________________________

  1. Одевался он всегда в длинную блузу, которую называл «балахон». Стоило посмотреть на …, когда он, нарядившись в свой балахон и откинув назад свои длинные волосы, стоял перед мольбертом с палитрой в руках. Каждый сразу видел, что перед ним настоящий художник.

_______________________________________________________________________________________

  1. Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; доставал он старшей дочери золотой венец, золота аравийского, на огне не горит, в воде не ржавеет, со камнями самоцветными; достаёт гостинец середней дочери, тувалет хрусталю восточного; достаёт гостинец и меньшой дочери…

_______________________________________________________________________________________

5.«Творческая работа»

Многие дети считают, что вести читательский дневник совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника, приведите не менее 3 аргументов. Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Максимальный балл – 20.

ОТВЕТЫ

 

6 класс

Время выполнения работы – 60 минут.

Максимальный балл – 50.

Задание 1. Соотнесите понятие и определение.

А. Слово

1) особая, специфически организованная речь, в стихотворной, ритмической форме.

Б. Стихотворение

2) единица речи; с помощью звуков выражает предмет мысли; служит средством общения между людьми; один из жанров древнерусской литературы.

В. Поэзия

3) устное народное творчество, народная мудрость.

Г. Сказка

4) небольшое лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Д. Фольклор

5)один из популярных жанров фольклора; вид повествования с фантастическим вымыслом.

(5 баллов)

 

Задание 2. Слово «Библия» в переводе с греческого означает:

а) «правда»   б)  «слово»   в) «книги»    г) «завет»

(2 баллов)

 

Задание 3. Отгадайте загадки:

1) Не стукнет, не брякнет, а в окно войдёт.

2) Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий?

3) Висит сито, не руками свито.

4) Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

5) В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришёл, всех вокруг себя собрал.

(5 баллов) 

 

Задание 4. Закончите пословицу, стараясь соблюдать рифму

1) Как вору ни воровать, а петли ему …

2) На что и клад, когда в семье …

3) Не везде сила: где – уменье, а где – …

4) На языке мёд, а на сердце …

5) Где кто родился, там и … .

(5 баллов)

 

Задание 5. Из какого произведения эти строки? Кто автор?

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…

(2 балла)

 

Задание 6. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений.

1) «В дурном обществе»

А) летопись

2) «Никита Кожемяка»

Б) баллада

3) «Повесть временных лет»

В) рассказ

4) «Светлана»

Г) сказка

5) «Чудесный доктор»

Д) повесть

(5 баллов)

 

Задание 7. Перед вами настоящие имена русских и зарубежных писателей, произведения которых вы знаете и любите. Назовите псевдонимы этих писателей. Назовите одно из прочитанных вами произведений каждого писателя.

1) Аркадий Голиков

2) Алексей Максимович Пешков

3) Александр Степанович Гриневский

4) Сэмюэль Клеменс

5) Джон Гриффит Чейни

(10 балов)

 

Задание 8. Определите стихотворный размер данного стихотворения:

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый…

(2 балла)

 

Задание 9. Выберите правильный ответ:

«Чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления – это…».

а) аллегория;     б) гипербола;      в) олицетворение;      г) эпитет.

(2 балла)

 

Задание 10.

Объясните впечатления, возникающие при чтении стихотворения русского поэта XX века Николая Михайловича Рубцова «В осеннем лесу». Благодаря чему читатели верят, что лирический герой «чист душой»? Как лирический герой относится к родной природе? Что видит и слышит, чем восхищается и о чём мечтает? Объясните, почему стихотворение можно назвать исповедью?

Доволен я буквально всем!

На животе лежу и ем

Бруснику, спелую бруснику!

Пугаю ящериц на пне,

Потом валяюсь на спине,

Внимая жалобному крику

Болотной птицы…

Надо мной

Между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Внизу волнуется река,

Как чувство радости беспечной…

Я так люблю осенний лес,

Над ним — сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: — Я был в лесу листом!

Сказать: — Я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою…

1967 г.

(12 баллов)

ОТВЕТЫ