Олимпиада по литературе
images/banners/knigi.jpg

Задания по литературе в 5-6 классах основаны на проверке знания текстов художественных произведений. 

 

5 класс

Время выполнения работы – 1,5 астрономических часа.

Максимальное количество баллов – 38

 

I. Знание текстов художественных произведений.

1.Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

  1. Говорящее чудесное зеркало
  2. Только серая дырявая свитка
  3. Разбитое корыто
  4. «…баса, альта, две скрипки»
  5. Сарачинская белая шапка
  6. Шелковый шатер
  7. «Очков с полдюжины»
  8. Черевички
  9. Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

За каждый полный ответ – по 1 баллу. Максимальное количество –  9 баллов.

II. Историко-литературные задания.

2.О каких писателях идет речь?

2.1 Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

2.2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.

2.3 Студенту Петербургского университета всего  18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только  прочитал ее студентам, но и помог опубликовать  в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

За каждый ответ – по 1 баллу. Максимальное количество –  3 балла.

III. Знание теории   литературы.

3.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? (1 балл)

3.1 … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

 

3.2 Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

4.Какое средство художественной выразительности использовано в отрывке? (1 балл)

… Высылала в конвертах вагоны сухих цветов,  и на один из Николаевых дней рождения послала ему, отцепив от жакета, свое единственное украшение: белого эмалевого голубка.

5.Каким размером написано большинство басен И.А. Крылова. Например: (1 балл)

Послушай, я не кинусь в слезы:

Мне шутка все твои угрозы.

Что я стараюсь приобресть,

То не в твоих руках хранится;

А чем не можешь поделиться,

Того не можешь и унесть.

Максимальное количество –  3 балла.

IV. Литература и другие виды искусства

6.О какой картине идет речь? (1 балл) Кто является ее автором? (1 балл) С каким стихотворением перекликается сюжет картины? (1 балл)

Январский день. Комната, в которой находятся трое дорогих друг другу людей, кажется, залита теплом и светом. В центре – вдохновенная фигура поэта.  На заднем плане изображена старенькая женщина, она замерла, покоренная  музыкой слова своего воспитанника.  Справа изображен друг поэта, он не просто слушает – внимает. В его взгляде – восхищение, глубокий интерес. Оказавшийся вдруг «в глуши, во мраке заточенья»,  друг дал почувствовать поэту спасительность «любви и дружества».

Максимальное количество –  3 балла.

V. Интерпретация художественного произведения.

Пристрастия какого героя Вам более близки и почему?

Виктор Драгунский

Что любит Мишка

   Один раз мы с Мишкой вошли в зал,  где у нас бывают уроки пения.  Борис Сергеевич сидел за  своим роялем и  что-то играл потихоньку.  Мы с  Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать,  да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть,  и  из-под пальцев у  него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное.  Мне очень понравилось,  и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

   -  О!  Какие  люди!  Сидят,  как  два  воробья  на веточке! Ну, так что скажете?

   Я спросил:

   - Это вы что играли, Борис Сергеевич?

 Он ответил:

   - Это Шопен. Я его очень люблю.

   Я сказал:

   - Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

   Он сказал:

   - Это не песенка.  Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я

играл, называется гораздо большим словом, чем просто "песенка".

   Я сказал:

   - Каким же? Словом-то?

   Он серьезно и ясно ответил:

   - Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.

   Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

   - Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?

   Я ответил:

   - Я много чего люблю.

   И я рассказал ему,  что я люблю.  И про собаку,  и про строганье, и про слоненка,  и  про красных кавалеристов,  и  про маленькую лань на  розовых копытцах,  и про древних воинов,  и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, все, все...

Он  выслушал меня внимательно,  у  него было задумчивое лицо,  когда он слушал, а потом он сказал:

   - Ишь!  А  я  и не знал.  Честно говоря,  ты ведь еще маленький,  ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир.

   Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

   - А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!

   Борис Сергеевич рассмеялся:

   - Очень  интересно!  Ну-ка,  поведай  тайну  своей  души.  Теперь  твоя очередь, принимай эстафету! Итак, начинай! Что же ты любишь?

   Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

   - Я  люблю булки,  плюшки,  батоны и  кекс!  Я  люблю хлеб,  и торт,  и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые,  хоть глазурованные.

Сушки люблю тоже,  и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.

   Я  горячо люблю пельмени,  и  особенно ватрушки,  если они  свежие,  но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

   А еще я люблю кильки,  сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в  собственном  соку,   икру  баклажанную,  кабачки  ломтиками  и  жареную картошку.

   Вареную колбасу люблю прямо безумно,  если докторская,  -  на спор, что съем целое кило!  И  столовую люблю,  и  чайную,  и зельц,  и копченую,  и полукопченую,  и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом,  вермишель с маслом,  рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - все равно.

   Люблю  вареники с  творогом,  творог соленый,  сладкий,  кислый;  люблю яблоки,  тертые с сахаром,  а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные,  то  люблю сначала съесть яблочко,  а  уж  потом,  на закуску - кожуру!

   Люблю  печенку,  котлеты,  селедку,  фасолевый  суп,  зеленый  горошек, вареное мясо,  ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку,  вкрутую,  в мешочке,  могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей.

Так...  Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А еще я  люблю  утятину,  гусятину и  индятину.  Ах,  да!  Я  всей  душой  люблю мороженое.   За  семь,   за  девять.  За  тринадцать,  за  пятнадцать,  за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.

   Мишка обвел глазами потолок и  перевел дыхание.  Видно,  он уже здорово устал.  Но  Борис  Сергеевич пристально смотрел на  него,  и  Мишка поехал дальше.

   Он бормотал:

   - Крыжовник,  морковку,  кету,  горбушу,  репу,  борщ,  пельмени,  хотя пельмени я уже говорил,  бульон,  бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил...

   Мишка выдохся и замолчал.  По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно

И даже как будто строго.  Он  тоже словно ждал чего-то от Мишки:  что,  мол, Мишка еще скажет.  Но Мишка молчал.  У них получилось, что они оба друг  от друга чего-то ждали и молчали.

   Первый не выдержал Борис Сергеевич.

   - Что ж,  Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но все, что ты  любишь,   оно  какое-то  одинаковое,   чересчур  съедобное,   что  ли.

Получается,  что ты любишь целый продуктовый магазин.  И только... А  люди? Кого ты любишь? Или из животных?

   Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

   - Ой, - сказал он смущенно, - чуть не забыл! Еще - котят! И бабушку!

Максимальное количество – 20 баллов

ОТВЕТЫ

 

6 класс

Время выполнения работы - 2 астрономических часа

Задание 1. Объясните значение крылатых выражений из мифологии.

А) Яблоко раздора.

Б) Кануть в лету.

В) Прометеев огонь.

Г) Муки Тантала.

Д) Сизифов труд.     

Максимальное количество  баллов- 5

 

Задание 2. Соотнесите жанр с названием произведения:

1) летопись

А. «Белая береза»

2) баллада

Б. «Мартышка и очки»

3) басня

В. «Повесть временных лет»

4) сказка

Г. «Лошадиная фамилия»

     5) рассказ

Д. «Василиса Премудрая»

     6) стихотворение

Е.«Кубок»

   

 Максимальное количество  баллов-6

 

Задание  3.   Определите писателя по биографическим фактам.

 1.

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя».

2.

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

3.

Большую часть  своей жизни  провел  в Ясной Поляне, участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа».

 Максимальное количество  баллов-3

 

Задание 4.   Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) В.Жуковского  называют  «солнцем русской поэзии».

Б) Летописание на Руси началось  в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого  лежит  историческое событие, предание с острым  сюжетом, называется балладой.

Г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество  баллов-5

 

Задание 5.   Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

  1. Какое изобразительно-выразительное средство лежит в основе стихотворения (сравнение, эпитет, олицетворение)?
  2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта, напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы.

Максимальное количество  баллов-2

 

Задание 6.    Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора. 
А) сабля и ранец
Б) волшебные волоски из бороды
В) ячменное семечко в цветочном горшке
Г) разбитое корыто
Д) говорящее чудесное зеркало 

Максимальное количество баллов - 15 баллов
  

Задание 7. Анализ текста.

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).


1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

Максимальное количество  баллов - 3

Максимальное количество баллов за работу - 39

ОТВЕТЫ