Методкопилка

Разговор о реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации на просторах Интернета уже сейчас стал активным и деятельным, обстоятельным, а результат - конкретным и ярким.

Мы, учителя-словесники, как никто, расположены к такому разговору. Как развить читательскую компетенцию на уроках, мы хорошо себе представляем. Но как развить её во внеурочной деятельности, например в рамках работы научного общества, которое существует во многих ОУ, или в рамках научного кружка? И здесь возникает ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить.

В НОУ «Лицеист» одна из 5 секций-лингвистическая, где одаренные и увлеченные обучающиеся создают литературные проекты и проводят лингвистические исследования, в том числе, связанные с читательской деятельностью.

Так, например, 2 года назад на общелицейской конференции «Планета знаний» (а впоследствии на городском форуме «Язык. Ментальность. Культура») был представлен проект «Проблемы подросткового чтения», где обучающиеся 9 класса (рук. Емельянова Л.Н.) предложили ряд мер по развитию читательского интереса, создали видеоролик по теме. Эта работа «вылилась» в более масштабный проект и реализуется уже второй год во время проведения недели литературы. На переменах всю неделю для разных классов представляются топ-10 новинок детской и юношеской литературы, показываются буктрейлеры, раздаются буклеты «Дайджест новинок детской литературы».

Данный масштабный проект, который позволяет детям ориентироваться в мире современной детской литературы, мы назвали «Литературный компас».  В прошлом году литературно-краеведческая исследовательская работа Бабкиной Алены (11 класс, рук. Емельянова Л.Н.), посвященная творчеству курской поэтессы Ирины Амелиной, также вызвала огромный интерес на вышеупомянутом форуме.

В конце 2017 года в ЮЗГУ на «Фестивале наук» обучающимися 8Д класса (рук. Малыхина О.Н.) была представлена серьезная работа «Интерес к чтению у современных подростков: исследование отношения к чтению обучающихся 5-8 классов МБОУ «Лицей №21».

Но как еще осуществить связь НОУ и Концепции чтения? Какие формы взаимодействия выбрать? Как в рамках внеурочной деятельности вовлечь обучающихся в процесс чтения? Как помочь детям ориентироваться в мире новинок детской литературы?

Такие вопросы не всегда быстро и легко находят ответы.

Я предлагаю сегодня ответить на поставленные вопросы и попытаться приблизиться к решению следующих возникших проблем (5П):

- проблема выбора форм работы по реализации Концепции чтения на уроках и во внеурочной деятельности;

- проблема выбора тем научных проектов и исследований, связанных с читательской деятельностью, для лингвистической секции НОУ;

- проблема осуществления связи работы НОУ (или научного или литературного кружка) и Концепции чтения;

- проблема осуществления реализации Концепции чтения на уроке и во внеурочной деятельности;

- проблема выбора книги для чтения у детей и подростков.

1 группа. Искатели (на столе компас). Девиз: «Невозможное возможно!».

Попробуем решить  проблему №1:  проблема выбора форм работы по реализации Концепции чтения на уроках и во внеурочной деятельности

Распределите предложенные формы работы по развитию читательской компетенции по столбцам таблицы: Учебная деятельность - Внеучебная деятельность

Формы работы по развитию читательской компетенции в урочной деятельности

Формы работы по развитию читательской компетенции во внеурочной деятельности

Инсценировка басни

Семейное и гендерное чтение

Читательская конференция

Научно-исследовательская конференция по вопросам чтения

Семинар «Новинки детской литературы»

Выпуск школьной газеты с рекомендательным списком произведений

Выставка книг

Конкурс чтецов

2 группа. Творцы (на столе картина). Девиз: «Ты сам творец судьбы своей!»

Решаем 2 проблему: проблема выбора тем научных проектов и исследований, связанных с читательской деятельностью,  для лингвистической секции    НОУ

Придумайте 5 тем для лингвистической секции НОУ, связанных с развитием читательской компетенции, читательского интереса.

3 группа. Умельцы (на столе полотенце; диалект - рушник). Девиз: «Дело Мастера боится»

3 группе я предлагаю решить 3 проблему: проблема осуществления связи работы НОУ (или научного, м.б. литературного кружка) и Концепции чтения, создав кластер из предложенных элементов:

4 группа. Мыслители (на столе изображение скульптуры Родена «Мыслитель»). Девиз: «От гения-свет!»

Решаем 4 проблему: проблема осуществления реализации Концепции чтения на уроке и во внеурочной деятельности.

Предлагаю создать таблицу «Трудности в осуществлении реализации Концепции чтения в современной школе и пути преодоления»

Трудности

Пути преодоления

Кадровый потенциал (низкий уровень владения методикой приобщения к чтению)

Организация специальных курсов

Дороговизна книжной продукции

Организация буккроссинга (обмен книгами бесплатно)

Мало информации о новинках книжной литературы

Выставка книг, читательские «перемены», читательские «пятиминутки» на уроке

5 группа. Издатели (на столе журнал).  Девиз: «Для всех, кто учится и учит»

Решаем 5 поставленную проблему: проблема выбора книги для чтения у детей и подростков.Предлагаю составить буклет «Топ-10 книг для детского и юношеского чтения» (7-9 класс, 5-6 класс, 10-11 класс, на ваш выбор). Можно включать как известные произведения, так и новинки, как русских, так и зарубежных авторов.

Связь школьного научного общества и Концепции поддержки детского чтения 

  1. Организация книжных выставок-ярмарок.
  2. Участие членов НОУ  в литературных тематических конкурсах.
  3. Организация круглых столов, семинаров (таких, как этот).
  4. Разработка буктрейлеров в рамках НОУ, аудио и мультимедиа продуктов.
  5. Разработка читательских проектов и исследований по теме в рамках НОУ.
  6. Читательские «летучки» на переменах.
  7. Издание сборников школьных авторов (в рамках НОУ).
  8. Сотрудничество с системой ДО.
  9. Экскурсии в литературные музеи, библиотеки, театры.