Методкопилка

Заключительный урок в 5 классе по разделу "Имя прилагательное" (учебник А.Д. Шмелёва).

 

Культура речи. Орфоэпические, лексические, грамматические нормы имен прилагательных

Цели:

  1. развивать коммуникативные умения: умение логически мыслить, строить связное устное и письменное высказывание, умение проникать в смысл высказывания, умение вести диалог (монолог), совершенствовать высказывание, давать оценку устному и письменному высказыванию, редактировать и рецензировать прочитанный (прослушанный)текст, составлять текст в определенном стиле и типе речи, учитывая речевую ситуацию;
  2. развивать умение умения правильно употреблять  прилагательные в речи;
  3. находить и исправлять ошибки в употреблении имен прилагательных в речи;
  4. формировать умение находить имена прилагательные в текстах курских писателей, текстах статей курских газет, осуществлять корректурную правку;
  5. обучить правильному и обоснованному выбору  прилагательных-паронимов;
  6. способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
  7. обогащать словарный запас обучающихся, научить использовать полученные знания в жизненной речевой практике;
  8. расширять знания о произведениях курских писателей;
  9. развивать общеучебные умения: наблюдение, анализ,  сравнение, обобщение, выводы.

 

1. Приветствие. Оргмомент.

Учитель: Добрый день, ребята!  С каким настроением вы пришли в школу на урок? Поднимите руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать?

Поднимите руку, кто будет отвечать у доски? (Дети поднимают руки). Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык - это основное средство общения. Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.

2. Проверка ДЗ.

Нужно было составить словарный диктант (10 слов) на тему «Правописание Ь знака после шипящих в кр.форме прилагательных», «Правописание окончаний в прилагательных».

1 человек записывает  диктант с пропусками за крылом доски.

3. Синтаксическая пятиминутка (эпиграф к уроку записан и портрет В. Деткова на доске).

Вставьте пропущенные буквы (устно), расставьте знаки препинания, составьте схему предложения (схему рисует один ученик у доски).

Гибок, б…гат,  пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа.

4. Работа со словарным диктантом, придуманным учеником.

О чем слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).

Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).

Какова тема нашего урока? (формулируют тему урока) Запись темы урока.

Учитель: Молодцы! А теперь по опорным фразам сформулируйте цели нашего урока.

5. Формулируют цели урока:

1.Повторить изученное об… (имени прилагательном).

2.Учиться правильно употреблять имя прилагательное в речи.

3. Определить  роль имя прилагательных…. в …тексте (речи).

4. Научиться грамотно говорить и писать.

5. Вспомнить, что такое культура речи?

6. Вспомнить, что такое норма? (ответы)

7. Вспомнить, какие речевые нормы существуют?

(На доске прикрепить листы магнитами виды речевых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические.

Вспомним, что значит каждая из них.

Этимологическая справка (на тех же листах): греч.(лат.)ОРФО+ЭПОС, ЛЕКСИКОС, ГРАММАТИКОС)

Итак, что мы будем делать сегодня? (Учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи)

Как? (Выполнять практические задания…)Зачем? (Чтобы быть грамотными). Только сегодня? (Нет, всегда)

Музыка из «В гостях у сказки».

Учитель: Вы узнали эту мелодию? (Дети отвечают).

Русский язык, по мнению В. Деткова, сказочен, даже когда несовершенен.

6. Основной этап урока.

Давайте сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, чтобы проверить это утверждение. И главными героями этой сказки будете вы и имена прилагательные, а наш классный кабинет станет на время урока сказочной выручай-комнатой.

Что это за комната? В  этой комнате, как известно, всегда много разных предметов, которые очень нужны именно в данный момент.  И предметы эти интересные и загадочные.

Что нам поможет разгадать тайны этой комнаты? (ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)

Итак, предмет первый:  Учебная, контрольная, тонкая, неряшливая, аккуратная (Тетрадь).

А как вы догадались? (Имена прилагательные помогли).

Почему вдруг в выручай-комнате оказалась тетрадь? Какое отношение наша тетрадь по русскому языку имеет к теме урока? (Мы часто делаем речевые ошибки в сочинениях).

А как называется человек, который исправляет ошибки? РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР на доске с понятием.

Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.

Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имен прилагательных, допущенные учениками в сочинениях.  Какие сказки встретились в упражнении? Парная работа.

Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические)

1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.

Предмет второй: лазерный, компьютерный, новый. (СД-диск).

«Интервью» (видео).

Скажите, все ли сказанное вашими одноклассниками было правильно? (Нет).

А что не так? (Нарушены речевые нормы).

Какие? (Грамматические и орфоэпические)

Упражнение № 2. Прочитайте по ролям диалоги сказочных персонажей. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Будьте внимательны при произнесении подчеркнутых прилагательных. В случае затруднений обращайтесь к________________ и _____________________словарям. Угадайте, из каких сказок эти диалоги?

1.- Привет, Незнайка! 

   - Привет, Звездочка! Почему ты такая скучная?

   - Нет, я не скучная. Я грус..ная.

   - А это разве не одно и то же?

2. - Гарри, это опас..ная идея!

    - Гермиона, мне всегда были близки опас…ные идеи!

    - Ну, что ж, если это для тебя эта игра так важна…

    - Вот увидишь, выиграть будет легче, чем в прошлый раз!

3. - Дюймовочка, укройся этим мя…ким одеялом!

    - Спасибо, Ласточка, ты очень добра!

Учитель: Какие нормы употребления в речи прилагательных нам встретились?(Орфоэпические, орфографические)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Если я допускаю ошибку в употреблении или произношении имени прилагательного, вы приседаете, если все правильно - поднимаете руки.

МузЭйный, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.

Учитель: Какие нормы были нарушены в последних словосочетаниях? (Лексические).

Предмет третий:  Новый красочный, интересный, учебный, библиотечный (Учебник).

7. Закрепление.

Упражнение № 649, с. 112. Работа с картинками учебника. Выполнение упражнения.

(по вариантам, 2 человека у доски)

(Паронимы-слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению). Запись в словарики.

Предмет четвертый: гусиное, острое, писательское (Перо).

Учитель: Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Каких частей речи не хватает в тексте? Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось?   Для чего в речи нужны имена прилагательные?

Упражнение № 3. Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?

В городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться цветами в горшках, жили двое детей. И садик у них был чуть побольше горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в каморках под крышей в двух домах.  У родителей было по ящику, в них росла зелень для припав и кусты-по одному в каждом ящике. Гирляндами спускался из ящиков горох, кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.

Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось?   Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимичные пары имен прилагательных. Парное задание.

В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах.  У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для припав и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.

Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зеленый,  пышный, тонкий.

Учитель: Наше пребывание в выручай – комнате подходит к концу. Скажите, помогали ли нам прилагательные отгадывать предметы, выраженные именами существительными?

Выполним следующее упражнение. (потом на слайде появляются отгаданные предметы)

Упражнение № 4. Отгадайте загадки. Определите разряд имен прилагательных. (1 человек у доски)

1) Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет.

2) Земля беленькая, птички на ней черненькие.

3) Спелое, круглое, сочное.

4) Умные, активные, дружелюбные.

Учитель: Мы хорошо поработали. Для того, чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя».

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

  1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше

2) Самый хороший

3) Красивее

4) Больнее

  1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее

2) Она бледнА

3) Штора длиннА

4) КухОнный нож

  1. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив

2) Старый человек

3) Удачливый день

4) Лирический герой

  1. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»

2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.

3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.

4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

Тест с самопроверкой  «Проверь себя»

  1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:

1) Более лучше

2) Самый хороший

3) Красивее

4) Больнее

  1. В каком слове неверно выделен ударный звук?

1) КрасИвее

2) Она бледнА

3) Штора длиннА

4) КухОнный нож

  1. Найдите ошибку в употреблении паронимов:

1) Дружный коллектив

2) Старый человек

3) Удачливый день

4) Лирический герой

  1. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?

1) На одной из автобусных дверей была надпись-«ЗАПАСНОЙ выход»

2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.

3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.

4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?  

8. Итоги урока.

Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итоги.

Рефлексия. Закончите фразу.

Я сегодня узнал, что…

Мне еще непонятно….

Я хотел бы узнать еще о…

Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…

Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….

Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

-Поднимите руку, кто сегодня активно работал на уроке?

-Какие этапы урока показались вам особенно плодотворными? Почему?

-Кто понял, что тему урока закрепил прочно?

-Понравился ли урок?

-Какое задание было сложным для вас?

-Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?

ДЗ: придумать свою загадку, состоящую из имен прилагательных; упр. 652, с.113.

Учитель: Друзья! Спасибо за урок. И на прощание позвольте прочитать стихотворение Т. Егоровой.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.