Top.Mail.Ru
Мечты о весне
Запахи весны

Знаменитый художник Игорь Грабарь радовался приходу весны не только потому, что родился в марте (25 марта 1871).

Весенние пейзажи погружают в светлое и радостное состояние. Таяние мартовского снега, игра солнечного апрельского света, майское буйство цветения на картинах живописца так же достоверны и прелестны, как в жизни.

Мир весной незаметно преображается: сходит снежный покров, раскрываются почки, зеленеет на прогалинах трава.

Посмотрите на картину Грабаря «Мартовский снег» (написана в 1904 году и хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи). Разве можно точно сказать, что на ней видны признаки весны? Есть что-то неуловимое… Пора рассмотреть картину внимательнее! В этом, возможно, нам помогут факты из жизни художника.

Игорь Грабарь родился в Будапеште. Его отец по политическим мотивам был вынужден уехать в Россию, обосновался в городе Егорьевске Рязанской губернии. Будучи гимназистом, мальчик впервые испытал тягу к живописи. Учитель рисования пригласил к себе Игоря, и это посещение, по воспоминаниям живописца, решило его судьбу: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь... когда почувствовал сладостный запах свежей краски».

Семья перебралась в Москву, и Игорь поступил учиться в Катковский лицей. Постепенно отец вошёл в круг московской интеллигенции, и в дом стали приходить художники Поленов, Архипов, С. Иванов. Юноша показывал им свои работы и получал доброжелательные советы.

В книге «Моя жизнь» Грабарь рассказывал, как однажды он долго возился с никак не дававшимся ему этюдом, переписывая, соскабливая и начиная всё заново. Но ему удалось уловить такое ощущение, «словно музыкальный диссонанс неожиданно разрешился трезвучьем».

По совету родных, Игорь пошёл на юридический факультет Петербургского университета: «Петербург поразил меня... показался мне сказочно прекрасным, с сверкающей вдали Адмиралтейской иглой, синей Невой, гранитной набережной и Петропавловским шпилем. Таким он остался для меня навсегда: самым красивым городом Европы».

Он добросовестно посещает лекции, даже пишет юмористические рассказы под псевдонимом Шутник в журналах «Стрекоза» и «Будильник». Служит секретарём у сенатора Дмитриева и узнаёт светский Петербург, постигая серьёзную школу умения жить с людьми и понимать их.

В 1893 году молодой художник иллюстрировал повесть Гоголя «Шинель». Осенью 1894 года поступил в Академию художеств и с этого года регулярно печатал в «Ниве» статьи об искусстве. Раньше, чем художником, Грабарь стал экспертом и арбитром в области живописи, и его мнение считалось безусловным.

1896—1901 годы Грабарь провёл за границей, учился в Мюнхене в знаменитой школе Антона Ашбе, потом недолго  преподавал в ней сам. Он странствовал по Европе, изучая в музеях старых мастеров.

Вернулся в Россию в 1901 году, и тут стало ясно, что годы метаний и сомнений прошли недаром: опыты с разложением цвета, увлечение импрессионистами претворялись в сюжеты, исполненные лиризма и светлой эмоциональности.

«Вернувшись в Россию,— говорил Грабарь — я был несказанно потрясен красотой русского, и в первую очередь подмосковного, пейзажа... Нигде нет таких чудесных сплошь березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней и сверкающих инеев».

Грабарь признавался, что его навязчивым видением была тема весеннего, мартовского снега, осевшего под солнцем. В Подмосковье, возле деревни Чурилково, художник отыскал такое местечко, где были и дорога, которую развезло, и холмистые дали. Сначала он думал, что сделает обычный этюд и начал писать, но неожиданно увидел «крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами». Он понял, что у него перед глазами — образ весны, образ России. Так появилась картина «Мартовский снег».

В ней была найдена тонкая гармония цвета, освещение, тени. Свет падает около фигуры девушки и за её фигурой, постепенно усиливаясь. А самое освещённое место — жёлтая стена сарая справа и снег до избы с оранжево-красной крышей.

При такой необычной композиции, когда пространство нарастает снизу вверх, неба в картине нет. Однако следы на снегу и отражение в лужице на растаявшей дороге этого яркого голубого неба заставляют зрителя с особенной ясностью почувствовать очарование обычного весеннего дня.

Ах, какой коварный месяц март! То принесёт робкое тепло и дождик, то приободрит неожиданным морозцем и снежком. Прохладно и сыро. Это особенно заметно в деревне. Всё пространство покрыто снегом, март или февраль - понять невозможно. Календарная весна не сразу вступает в свои права, зима будто и не собирается сбрасывать с себя властные полномочия.

На переднем плане мы видим крестьянскую девушку, спешащую с коромыслом и двумя вёдрами к колодцу за водой. Она по-зимнему тепло одета: на ней плотный шерстяной платок, телогрейка и длинная яркая юбка. Она не прочь  перещеголять своих подруг и соседок разноцветьем наряда. Ежедневная суета поглотила ее, она не может остановиться и полюбоваться прекрасным мартовским снегом.

Вечер тихий, поэтому слышны только шаги девушки, которая идёт по подтаявшей хрустящей под ногами корочке снега. Девушка уже отошла от села и движется по протоптанной тропинке к колодцу, поэтому нам видны деревенские хозяйственные постройки. По длинным теням на серо-голубом с розоватым отливом снегу понятно, что низкое солнце готовится к закату. Обнаженные стволы деревьев и кустарников изображены по бокам. Совсем скоро на них появятся набухшие почки. Вокруг еще лежит снег, однако он не такой пушистый и сверкающий, как зимой. Тяжёлый, набухший от воды снег тает, кое-где оголяя землю.

Изображая весенний солнечный день, художник использует разные светлые оттенки: и белые, и желтоватые, и светло-розовые, и голубые, и синие.

Пейзаж покоряет спокойствием и умиротворенностью, хотя, наверное, через несколько дней воздух огласят крики прилетевших на родину грачей, которые станут искать места для сооружения гнёзд.

Казалось бы, изображён обычный будничный весенний день в деревне. Но за этой простотой проявляется гармония неброской красоты русской природы. Художник чувствовал её ободряющее обаяние и сумел замечательно передавать это в своих полотнах.

Летние тропинки

Лето чудесное, как без тебя!..
Подробнее

Краски осени

Расписные терема осени.
Подробнее

Зимняя мозаика

Короткие снежные дни.
Подробнее

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен