Знаменитый художник Игорь Грабарь радовался приходу весны не только потому, что родился в марте (25 марта 1871).
Весенние пейзажи погружают в светлое и радостное состояние. Таяние мартовского снега, игра солнечного апрельского света, майское буйство цветения на картинах живописца так же достоверны и прелестны, как в жизни.
Мир весной незаметно преображается: сходит снежный покров, раскрываются почки, зеленеет на прогалинах трава.
Посмотрите на картину Грабаря «Мартовский снег» (написана в 1904 году и хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи). Разве можно точно сказать, что на ней видны признаки весны? Есть что-то неуловимое… Пора рассмотреть картину внимательнее! В этом, возможно, нам помогут факты из жизни художника.
Игорь Грабарь родился в Будапеште. Его отец по политическим мотивам был вынужден уехать в Россию, обосновался в городе Егорьевске Рязанской губернии. Будучи гимназистом, мальчик впервые испытал тягу к живописи. Учитель рисования пригласил к себе Игоря, и это посещение, по воспоминаниям живописца, решило его судьбу: «Я думал, что не выдержу от счастья, наполнявшего грудь... когда почувствовал сладостный запах свежей краски».
Семья перебралась в Москву, и Игорь поступил учиться в Катковский лицей. Постепенно отец вошёл в круг московской интеллигенции, и в дом стали приходить художники Поленов, Архипов, С. Иванов. Юноша показывал им свои работы и получал доброжелательные советы.
В книге «Моя жизнь» Грабарь рассказывал, как однажды он долго возился с никак не дававшимся ему этюдом, переписывая, соскабливая и начиная всё заново. Но ему удалось уловить такое ощущение, «словно музыкальный диссонанс неожиданно разрешился трезвучьем».
По совету родных, Игорь пошёл на юридический факультет Петербургского университета: «Петербург поразил меня... показался мне сказочно прекрасным, с сверкающей вдали Адмиралтейской иглой, синей Невой, гранитной набережной и Петропавловским шпилем. Таким он остался для меня навсегда: самым красивым городом Европы».
Он добросовестно посещает лекции, даже пишет юмористические рассказы под псевдонимом Шутник в журналах «Стрекоза» и «Будильник». Служит секретарём у сенатора Дмитриева и узнаёт светский Петербург, постигая серьёзную школу умения жить с людьми и понимать их.
В 1893 году молодой художник иллюстрировал повесть Гоголя «Шинель». Осенью 1894 года поступил в Академию художеств и с этого года регулярно печатал в «Ниве» статьи об искусстве. Раньше, чем художником, Грабарь стал экспертом и арбитром в области живописи, и его мнение считалось безусловным.
1896—1901 годы Грабарь провёл за границей, учился в Мюнхене в знаменитой школе Антона Ашбе, потом недолго преподавал в ней сам. Он странствовал по Европе, изучая в музеях старых мастеров.
Вернулся в Россию в 1901 году, и тут стало ясно, что годы метаний и сомнений прошли недаром: опыты с разложением цвета, увлечение импрессионистами претворялись в сюжеты, исполненные лиризма и светлой эмоциональности.
«Вернувшись в Россию,— говорил Грабарь — я был несказанно потрясен красотой русского, и в первую очередь подмосковного, пейзажа... Нигде нет таких чудесных сплошь березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней и сверкающих инеев».
Грабарь признавался, что его навязчивым видением была тема весеннего, мартовского снега, осевшего под солнцем. В Подмосковье, возле деревни Чурилково, художник отыскал такое местечко, где были и дорога, которую развезло, и холмистые дали. Сначала он думал, что сделает обычный этюд и начал писать, но неожиданно увидел «крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами». Он понял, что у него перед глазами — образ весны, образ России. Так появилась картина «Мартовский снег».
В ней была найдена тонкая гармония цвета, освещение, тени. Свет падает около фигуры девушки и за её фигурой, постепенно усиливаясь. А самое освещённое место — жёлтая стена сарая справа и снег до избы с оранжево-красной крышей.
При такой необычной композиции, когда пространство нарастает снизу вверх, неба в картине нет. Однако следы на снегу и отражение в лужице на растаявшей дороге этого яркого голубого неба заставляют зрителя с особенной ясностью почувствовать очарование обычного весеннего дня.
Ах, какой коварный месяц март! То принесёт робкое тепло и дождик, то приободрит неожиданным морозцем и снежком. Прохладно и сыро. Это особенно заметно в деревне. Всё пространство покрыто снегом, март или февраль - понять невозможно. Календарная весна не сразу вступает в свои права, зима будто и не собирается сбрасывать с себя властные полномочия.
На переднем плане мы видим крестьянскую девушку, спешащую с коромыслом и двумя вёдрами к колодцу за водой. Она по-зимнему тепло одета: на ней плотный шерстяной платок, телогрейка и длинная яркая юбка. Она не прочь перещеголять своих подруг и соседок разноцветьем наряда. Ежедневная суета поглотила ее, она не может остановиться и полюбоваться прекрасным мартовским снегом.
Вечер тихий, поэтому слышны только шаги девушки, которая идёт по подтаявшей хрустящей под ногами корочке снега. Девушка уже отошла от села и движется по протоптанной тропинке к колодцу, поэтому нам видны деревенские хозяйственные постройки. По длинным теням на серо-голубом с розоватым отливом снегу понятно, что низкое солнце готовится к закату. Обнаженные стволы деревьев и кустарников изображены по бокам. Совсем скоро на них появятся набухшие почки. Вокруг еще лежит снег, однако он не такой пушистый и сверкающий, как зимой. Тяжёлый, набухший от воды снег тает, кое-где оголяя землю.
Изображая весенний солнечный день, художник использует разные светлые оттенки: и белые, и желтоватые, и светло-розовые, и голубые, и синие.
Пейзаж покоряет спокойствием и умиротворенностью, хотя, наверное, через несколько дней воздух огласят крики прилетевших на родину грачей, которые станут искать места для сооружения гнёзд.
Казалось бы, изображён обычный будничный весенний день в деревне. Но за этой простотой проявляется гармония неброской красоты русской природы. Художник чувствовал её ободряющее обаяние и сумел замечательно передавать это в своих полотнах.