14 марта - 450-летие со дня выхода первой «Азбуки».
Азбука и букварь – одни из самых первых и важных книг в жизни каждого из нас: они возвращают в детство. С первых букв «Азбуки» мы учились понимать родной язык, познавать природу, любить Родину.
Первый русский учебник, знаменитая «Азбука» Ивана Фёдорова была создана во Львове в 1574 году. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который, на счастье, прекрасно сохранился.
Написана «Азбука» на старославянском языке. Некоторые её страницы украшены характерными для изданий Ивана Фёдорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Книга не имеет никакого заглавия, поэтому её называют и азбукой, и букварём, и грамматикой.
«Азбука» Ивана Фёдорова является прародителем всех букварей, и 14 марта 2024 года первому печатному изданию исполняется 450 лет.
Советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Гладилина Н.А. И Золотарева А.Е. Вместе с учителем русского языка и литературы Малыхиной О.Н. провели для школьников интеллектуальную игру «От аза до ижицы».
Игра расширила знания о русском языке. В ней участники ответили на вопросы, связанные с исчезнувшими буквами русского
алфавита, которые были введены азбукой Ивана Фёдорова. Предстояло не только вспомнить, какие буквы были убраны из алфавита, но и понять, как это повлияло на развитие русского языка и письменности.
А ещё ребята познакомились с очерками С. Романовского и выяснили, как произошло слово "русский", как не дался врагу славный град Китеж и ещё многом другом.
С. РОМАНОВСКИЙ
РУСЬ
Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Учёные высказали много соображении, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто — нет, я не знаю.
Да и никто, наверное, не знает.
Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь. Русские. России. Россияне.
Не мне одному представляется, что слова эти родственны словам.
Русло, то есть ложе реки, по которому она течёт.
Русалка — сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
Роса и производное от неё слово росяница — обильная, толстая роса, лежащая поутру на травах или деревьях. Иными словами, Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий у воды.
Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорит по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь,— он и зацвёл!
— На русь? — ахнул я.
— На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
— Анна Ивановна, а что такое — русь?
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь — светлое место!
Русь — страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
ОЗЕРО СВЕТЛОЯР
Много веков назад на Русь хлынули татаро-монгольские орды. Их приход можно сравнить с фашистским нашествием. Кострами горели древние наши города. Сколько невинных людей погибло! Сколько храмов с иконами и фресками обрушилось от огня! Сколько книг обратилось в пепел — великих произведений словесности, о которых мы никогда не узнаем, не прочтём из них ни строчки.
Орды вёл хан Батый. Прослышал он, что в заволжских лесах есть богатый город Большой Китеж, и велел взять его и разграбить.
Прошли татары через леса и болота, и открылся перед ними Баниной Китеж.
Вот он — весь на виду!
Красно горят купола семи церквей. Жёлто светятся венцы теремов и изб. Лазорем играют наличники и подзоры. И катится из конца в конец города малиновый звон больших и малых колоколов.
— Ой, красив русский город! Ой, хорош! — сказал Батый. — Никуда он от нас не денется. Пусть урус повеселится, а утром в город пошлём послов: «Сдавайся, урус, а то худо будет!»
Неспокойно спали татары. В ночи ржали кони, зыбилась земля, скрипело сухое дерево.
Поднялся Батый поутру и не увидел города Большой Китеж, а увидел большое озеро.
«Худо видеть стал,— подумал хан. Старею».
Прибежали послы и упали в ноги Батыю.
— Нету города, хан! — закричали они. — Он в землю ушёл и сверху водой покрылся. Озером.
— Озером? — обрадовался Батый — Значит, глаза мои ещё не худо видят?
Подошёл он со свитой к озеру. В светлых водах златятся главы церквей, перекликаются колокола, звон их отдаётся в окрестных лесах, и качается сырая земля иод ногами захватчиков.
Страх напал на татар и на Батыя.
— Домой хочу,— простонал он. — Давит лес. Простора хочу. В степь хочу.
Кинулись татары в лес к Волге, а лес их обратно не пускает.
Буреломы, завалы, не обойти, не объехать. Почему же не объехать?
Вот она — поляна, ровная-ровная. По ней цветочки голубенькие, как по зелёному бархату вышиты. Кинутся татары отдохнуть на поляне — она разомкнётся под ними, поглотит их болотная трясина и опять сомкнётся.
Велел Батый не ходить на поляны, а по Полярной звезде рубить прямую тропу к Волге, и по ней бежали в степь татарские орды.
До сих пор старые люди показывают глухую дорогу, что, как сабельный шрам, осталась в заволжских лесах.
И зовут её: Батыева дорога.
Показала мне её и хозяйка избы, где я остановился. И про озеро Светлояр рассказала, то самое, на дне которого, по легенде, и поныне живёт град Большой Китеж.
— У нас Светлояр святым озером зовут, — говорила она. — Вода в нём чистая, и чан с ней самый вкусный. Не плесневеет вода. Сходи, посмотри на озеро.
На восходе, на закате, и в полдень, и в полночь бывал я на берегах Светлояра и жалел, что я не художник. Какие крупные звёзды горели по ночам в чёрной чаше озера! Кажется, протяни руку и почерпнёшь любую из них. Вода такая прозрачная и лёгкая, что сравнить её можно разве только с утренней росой.
Я видел: в глубинах, в серебристо-зелёном провалите озера, красным жаром вспыхивают и гаснут главы Большого Китежа... Нет, это ходят-плавают широкие рыбы — лещи, горбатые, как бизоны, и чешуя у них красно-стального отлива.
Какую тайну хранит озеро Светлояр? Сказку или быль?
Мог ли уйти под воду град Большой Китеж? Мог.
Мог оттого, что вода проточила и растворила иод городом мягкие породы-известняки, и там, глубоко под землёй, образовались пустоты. Пустоты ширились. Почва просела. Город опустился под землю, и его залили с головой грунтовые воды.
Могло это быть и до прихода татар, и после их ухода.
А могло и совпасть с татаро-монгольским нашествием.
Земля не выдержала осквернения, проломилась над пустотами, погребла русский город, и светлым щитом встало озеро Светлояр.
Как бы там ни было, в памяти народа-художника уход града Китежа запечатлелся как победа Красоты над насилием. Жизни над смертью. Не дался он захватчикам, а стал невидимым, недоступным и вечно живым.