В данном материале предлагаются олимпиадные задания для 9-11 классов.
9 класс
Задание 1. Дан ряд слов: зимой, весной, летом, днём, вечером, утром, осенью, ночью, домой, боком.
а) К каким частям речи может относиться каждое из приведённых слов? Составьте короткие предложения, подтверждающие каждое решение.
б) Разделите слова на морфемы, учитывая ответы, данные в пункте а).
в) Основываясь на результатах проведённого анализа, назовите слово, которое отличается от остальных членов данного ряда.
Оценка:
сумма |
||
а) |
по 1 баллу за слово |
10 |
б) |
по 1 баллу за слово |
10 |
в) |
2 балла |
2 |
всего: |
22 |
Задание 2. Вспомните, какие морфологические формы имеются у имён прилагательных и имён существительных как частей речи, и установите, какой общей чертой характеризуются слова хромой, слепой, лысый, замужняя, неженатый, мечта, мольба. Дайте краткое пояснение.
Оценка: 4 балла.
Задание 3. Объясните, в чём состоит различие признаков, обозначенных словами лежащий – лежачий в словосочетаниях лежащий больной – лежачий больной. Приведите пример словосочетания, иллюстрирующего такое же различие.
Оценка:
объяснение |
2 балла |
свой пример |
3 балла |
всего: |
5 баллов |
Задание 4. Объясните, почему языковая пропорция неверна: карьерист: карьеристка = рана: ранка?
Оценка: 4 балла.
Задание 5. Даны словообразовательные пары: баскетбол – баскетболист, дзюдо - дзюдоист, теннис- теннисист, футбол - футболист, шахматы - шахматист, регби - регбист, самбо - самбист. Объедините их в три группы так, чтобы в каждой из групп были представлены пары, в которых словообразование осуществляется по одной и той же модели? Опишите каждую из этих трёх различных моделей.
. Оценка:
группировка |
описание |
сумма |
|
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
всего: |
3 |
3 |
6 |
Задание 6. Выберите слова, не имеющие окончаний. Наизусть, лебедь, колибри, около, должен, жалюзи, очки, по-английски, стекло, Сахара, жало, прелесть, чернила, Кюри, вверх, Сочи, Альпы.
Оценка: 8 баллов - по 1 б. за слово.
Задание 7. Найдите в каждой паре третье слово, которое объединило бы два других слова:
а) заголовок – звание;
б) супружество – изъян;
в) скамья – магазин;
г) гримаса – снаряд.
Оценка: 4 б. - по 1 б. за каждый ответ.
Задание 8. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.
- Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?
- Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.
- Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.
- – Душе несносно, раб. Её несёт любить.
- Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом.
Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объяснённый член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего 8 баллов.
Задание 9. Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможны в русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны. На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слово выделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:
1) глагол – (управление) – существительное;
2) существительное – (примыкание) – прилагательное;
3) глагол – (управление) – наречие;
4) прилагательное – (согласование) – существительное;
5) причастие – (примыкание) – существительное;
6) причастие – (примыкание) – глагол;
7) глагол – (примыкание) – причастие;
8) деепричастие – (управление) – существительное;
9) деепричастие – (примыкание) – глагол;
10) существительное – (примыкание) – наречие.
За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл. За каждое правильное объяснение, почему данная схема невозможна, - 1 балл. За каждый правильно приведённый пример -1 балл. Всего: 9 баллов.
Задание 10. Опишите, как и с участием каких языковых средств создаётся юмористический эффект в шутливом высказывании: Новый рыбный ресторан для российских моряков открылся в японском порту Йокогама. Чтобы польстить клиентам и напомнить о далёкой родине, им за счёт заведения подают крохотное фирменное блюдо под названием «1/6 часть суши».
Оценка: 4 балла.
Максимальный балл 74.
10 класс
Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.
Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить, предложить, принудить, углубить, юркнуть.
Максимум 10 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Задание 2. Подчеркните слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.
Максимум 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).
Задание 3. Разделите слова на группы по способу словообразования.
Умозаключение, дикорастущий, лженаука, здравомыслящий, светловолосый, грязелечебница, долгоиграющая, высокооплачиваемый.
Максимум 3 балла (2 балла за правильно названные способы образования и 1 балл за правильное разделение слов).
Задание 4. Определите современное и историческое морфемное строение предложенных слов: висок, перчатка, кольцо, чернила.
Современное морфемное членение |
Историческое морфемное членение |
|
|
Максимум 8 баллов (по 1 баллу за каждый верный вариант).
Задание 5. Распределите данные ниже предложения по группам в зависимости от части речи выделенных слов.
- Всё здесь было просто и бесхитростно.
- Он поглядел на девушку печально.
- Бесконечное пространство полей Средней России пустынно.
- Спутник весело подмигнул мне.
- Мы странно встретились и странно разойдемся.
- Когда же ему станет невыносимо создавшееся положение?
- Учение давалось нашему поколению трудно.
- Разведение пчел полезно для нервной системы человека.
Максимум 4 балла (2 балла за каждую правильно сформированную группу, 2 балла за правильно названную часть речи).
Задание 6. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские пословицы, соответствующие им по смыслу.
- Один волк не кусает другого волка (испанск.).
- Леопард не может изменить своих пятен (англ.).
- Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.).
- На какую гору пришел, такую песню и пой (китайск.).
Максимум 4 балла (по 1 баллу за пословицу).
Задание 7. Объясните, по каким принципам выбраны и расположены данные ниже слова. Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены словари такого типа?
КОРРЕ'КЦИЯ [<лат. correctio] – исправление; мед. Коррекция зрения.
КОРРЕ́СПОНДЕ'НЦИЯ [<фр. correspondant] – 1) переписка между отдельными лицами и учреждениями; 2) письма, почтово-телеграфные отправления; 3) сообщение о текущих событиях, полученное от корреспондента средствами массовой информации.
КОРРУ'ПЦИЯ [лат.corrupcio] – прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц.
Максимум 7 баллов: 2 балла – правильное определение типа словаря, 2 балла – правильное определение принципа расположения слов, 3 балла – полная характеристика возможностей словаря.
Задание 8. Найдите пару слов, которые не являются этимологически (т.е. исторически) родственными. Обоснуйте своё решение. В случаях этимологического родства укажите первоначальный общий смысл корня. Смородина – смрад, время – веретено, борозда – бразды (правления), порошок – прах, порожний – праздник.
Максимум 6 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).
Задание 9. Исправьте речевые ошибки.
- Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
- В этот день я услышал много обидчивых слов.
- Студент быстро освоил материал.
- Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
- Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
Максимум 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ).
Задание 10. Запиши, функцию какого члена предложения выполняет инфинитив в данных примерах.
1) Читать полезно.
2) Мы договорились встретиться.
3) Охота странствовать напала на него.
4) Мы пришли в библиотеку заниматься.
5) Перед отъездом я хотел побродить по городу.
Максимум 5 баллов.
Задание 11. У Сократа есть изречение: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Как Вы понимаете его смысл? Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему изречения (не меньше 10 предложений).
№ |
Критерий |
баллы |
1. |
Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений |
0-5 |
2. |
Умение выразить и обосновать: полнота аргументации |
0-5 |
3. |
Логичность, композиционная стройность |
0-2 |
4. |
Точность и выразительность речи |
0-3 |
5. |
Отсутствие грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок |
0-5 |
|
Максимальное количество баллов |
20 |
Всего: 77 баллов.
11 класс
Задание 1. (6 баллов) Выпишите слово (слова), в котором (в которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Досчитать, брызжет, выявляющий, французский, разъезжающий, паяльник, уясняя.
Максимум 6 баллов.
Задание 2. (4 балла) Объясните лексическое значение данных заимствованных слов; замените их русскими синонимами.
А) гипотеза |
В) консенсус |
Б) конвенция |
Г) презентация |
Максимум 4 балла.
Задание 3. (8 баллов) Допустим, в русском языке есть следующие фразеологизмы:
1) когда медведь в море зарычит;
2) (у кого-л.) пять отпусков в квартал;
3) мешеный пирог;
4) делать из гвоздя рельс;
5) (как) крокодил пастью заглотнул;
6) матч не стоит клюшек;
7) нашей «Ладе» троюродное «Жигули»;
8) кто в поле, кто за травой.
Какие фразеологизмы, действительно существующие в русском языке, могли бы им соответствовать?
Максимум 8 баллов.
Задание 4. (4 балла) Восстановите словообразовательную цепочку:
А) предусмотрительный ← … ← усмотреть ← …
Б) … ← возобновить ← … ← новый
Максимум 4 балла.
Задание 5. (4 балла) В стихотворении Е.Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны.
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Максимум 4 балла.
Задание 6. (4 балла) Укажите, к какой части речи относится слово РАЗ в каждом примере.
- Уж сколько раз твердили миру.
- Раз в начале осени я отправился на охоту.
- Раз ты обещал – сделай.
- А он приятелю раз по руке.
Максимум 4 балла.
Задание 7. (6 баллов) Образуйте форму родительного падежа мн. числа от слов: туфля, ясли, курица, сиденье, джинсы, шорты.
Максимум 6 баллов.
Задание 8. (3 балла) Расставьте знаки препинания в предложении и объясните свой выбор.
И летят мои года пламенно и властно и горит моя звезда и не хочет гаснуть.
Максимум 3 балла.
Задание 9. (3 балла) Произошел несчастный случай: утонул человек. В отделении полиции должны составить акт. Полицейский написал: «Акт об утопании», но подумал и зачеркнул. Затем написал: «Акт об утопии». Вновь зачеркнул, подумал и написал: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды». Почему полицейскому не понравились первые два варианта? Помогите сотруднику полиции составить название акта.
Максимум 3 балла.
Задание 10. (20 баллов) Прочитайте афоризмы. Выберите один. Напишите сочинение-рассуждение. Постарайтесь объяснить, в чем глубокий смысл афоризма, какая вечная истина утверждается в нем? Приведите аргументы. Что делает эти высказывания остроумными?
- Мыльный пузырь всегда радужно настроен. /Э. Короткий/
- Совесть у него чистая. Не бывшая в употреблении. /С. Е. Лец/
- Пустая голова, до краев наполненная эрудицией. /С. Е. Лец/
- Люди часто путают взволнованную глупость с бурлящим умом. /Ф. Искандер/
№ |
Критерий |
баллы |
1. |
Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений |
0-5 |
2. |
Умение выразить и обосновать: полнота аргументации |
0-5 |
3. |
Логичность, композиционная стройность |
0-2 |
4. |
Точность и выразительность речи |
0-3 |
5. |
Отсутствие грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок |
0-5 |
|
Максимальное количество баллов |
20 |
Максимальный балл – 62