Top.Mail.Ru
Задания 2022 года для школьной олимпиады по русскому языку для 7-8 классов
Олимпиада по русскому языку

Задания школьного этапа олимпиады предназначены для 7-8 классов.

7 класс

Задание 1. По описанию определите, о каких звуках идёт речь.

1) Гласный, под ударением и в безударном положении произносится отчётливо, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку.

2) Согласный, только твёрдый, звонкий, шипящий.

3) Согласный, только твёрдый, глухой, шипящий.

4) Согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким, дрожащий (кончик языка дрожит, вибрирует при его произнесении).

Оценка: по 1 баллу за каждый звук.

 

Задание 2. Выберите слова с правильным вариантом произношения и (или) ударения. Холо[дн’]ее или холо[д’н’]ее; тéсно или теснó; облéгчить или облегчúть, обле[хч’]и ть или обле[кч’]и ть; [ч’ас’т’ица], [ч’иэ с’т’ицъ], [ч’иэст’ица], [ч’ис’т’ицъ] или [ч’иэ с’т’ица].

Оценка: по 1 баллу за каждое слово.

 

Задание 3. Как делится на морфемы слово розоватый?

Оценка: 2 балла.

 

Задание 4. Что можно сказать о строении и орфографии слов женитьба и свадьба?

Оценка: 2 балла.

 

Задание 5. Что означают названия городов типа Ярославль, Переславль, Перемышль, Путивль, Изяславль?

Оценка: 3 балла.

 

Задание 6. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного. Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

Оценка: по 1 баллу за пример.

 

Задание 7. Продолжите пословицы, используя антонимы.

1) Трус умирает сто раз, смелый…

2) Хороша вещь, когда новая, а друг – …

3) В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – …

4) Ученье – свет, а…

5) Лучше горькая правда, чем…

6) Лучше воду пить в радости, чем мёд…

Оценка: по 1 баллу. Всего 6 баллов.

 

Задание 8. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.

  1. Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?
  2. Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.
  3. Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.
  4. – Душе несносно, раб. Её несёт любить.
  5. Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. 

Оценка: по 1 баллу за каждый правильно объяснённый член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание 8 баллов.

 

Задание 9. Подберите фразеологизмы со словом рука.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм.

 

Задание 10. Раскройте скобки, разберите предложения по членам.

1) Он все сделал (по)моему.

2) Поезд шёл (по)летнему графику.

3) Выполнить задание (по)быстрее.

4) Распахнутые настежь окна весело глядели куда-то в сторону леса.

5) Весь день носились тяжёлые облака то открывая солнце то опять закрывая его.

Оценка: по 1 баллу за разбор каждого предложения.

 

Задание 11. Исправьте ошибки, допущенные в устном непринуждённом общении людей.

1) Невозможно убедить тебя о том, что нужно учиться.

2) Помощи просить было не от кого.

3) Для меня это странным кажется.

4) Все дело в этом зависит.

5) Пока ещё не о чем улыбаться.

6) Об этом вы решите дома.

7) Он мне ничего не рассказывает, совсем не касается о своей работе.

8) Как избежать такую ошибку?

Оценка: по 1 баллу за каждую фразу.

 

Задание 12. Определите тему текста. В каком предложении она выражена? Определите способ и средства связи предложений в тексте.

        Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон. В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирая хворостинки и сухие прошлогодние листья. Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают палки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.

       Из чащи леса уже бежит прозрачный ручеек последней весенней воды. На березах надулись тройчатые почки, и если сломишь веточку, из нее, как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок. Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.  (П.С. Романов)

Максимальная оценка 3 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ - 58.

ОТВЕТЫ

 

8  класс

Задание 1. Расставьте ударение в словах:

Благовест, ворожея, диспансер,  коклюш,  оптовый, флюорография, ходатайство. (Итого 7  баллов)

 

Задание 2. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединённые суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов. (Итого 8 баллов)

 

Задание 3. Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? (Итого 4 балла)

 

Задание 4. В каких из перечисленных слов нет двойных согласных? Выпишите эти слова.Антен..ка,  бескомпромис…ный, гал…ерея, гляс..е,  драм…а,  девятибал…ьный, интел…ект,  импрес…арио, кавал…ерия,  пьес…а,  , оперет…ка, тер…ас…а. (По 1 баллу за правильно выписанное слово).

 

Задание 5. Ниже даны предложения, в которых поставлены не все знаки препинания.

5.1.Укажите предложения, в которых есть обращение.

5.2. Укажите предложение, которое допускает два разных решения.

1) Покажите пожалуйста фотографию всем знакомым.

2) Ты с басом Мишенька садись против альта. (И.А. Крылов)

3) Тайну твою девушка я не выдам.

4) Как хорошо ты о море ночное… (Ф.И. Тютчев)

5) А вглядишься получше красавица рот, глаза, ослепительный лоб. (Д.С. Самойлов)

6) Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней. (И.А. Крылов)

7) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня черноокую девицу, черногривого коня. (М.Ю. Лермонтов)

8) Москва как много в этом звуке для сердца русского слилось. (А.С. Пушкин)

9) Свет мой зеркальце скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)

10) Стихи мои свидетели живые за мир пролитых слёз родитесь вы в минуты роковые душевных гроз… (Н.А. Некрасов)

11) Она бабушка мне сразу поверила. (Итого 7 баллов)

 

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задания.

Дан текст рассказа Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые».

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

– Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:

– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (1984)

 

6.1. Для слова «калушата» определите начальную форму

6.2. Для слова «калушата» определите склонение. В ответе склонение обозначьте цифрой (1, 2, 3) или напишите «разносклоняемое».

6.3. Выпишите глагол, в котором приставка имеет значение приближения, в той форме, в которой он встречается в тексте.

По 1 баллу за ответ. Итого 3 балла.

 

Задание 7. В 2020 году в системе IOS появилась возможность подбирать эмодзи по введённому тексту. Часто результат подобного поиска не совсем очевиден, тем не менее он всегда основан на лингвистических закономерностях. Восстановите заданную в поиск единицу (фразу, слово, часть слова) по предложенному результату.

Введённый запрос: _____.

Объясните, почему программа выдала каждый из результатов. (Итого 6 баллов)

 

Задание 8. Каким членом предложения и какой частью речи является выделенное слово в каждом предложении? 

Мы пойдём напрямик, а вы идите кружным путём.

Проблему беженцев следует решать путём переговоров.

Все надо делать путём, а у тебя вечно какие-то фокусы.

 (Итого 8 баллов)

 

Задание 9. В поэме Д.Г.Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского есть такая фраза: Два брата, падшие во пре, отдав на жертву честь и кровь,

спасли души своей любовь...

Каково значение слова «пря» в этом предложении?

В современном русском языке есть существительные, которые образованы от того же корня и имеют близкое значение. Запишите как можно больше (но не более 5) таких существительных.

(Итого 9 баллов)

Максимальное количество баллов – 60

ОТВЕТЫ

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен