Для проведения в конце года промежуточной аттестации по литературе я использую 4 варианта, составленные по учебнику для 8 класса.
Среди заданий вопросы по фольклору (загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины), басни, лирические произведения, сказы Н. Лескова и П. Бажова, рассказ Л.Н. Толстого «Поссле бала».
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 1
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1) Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать.
2) Не зверь, не птица,
Нос, как спица,
Летит — кричит,
Сядет — молчит.
Кто его убьет —
Свою кровь прольет.
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) Одна пчелка не много меду натаскает.
б) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
в) Лес рубят — щепки летят.
- Как называется эта композиционная часть сказки?
Стали жить да быть — на славу всем людям.
- Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в правое ухо залез — оделся, выскочил в левое — молодцом сделался, вскочил на коня, поехал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал!
- Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле? Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да подметывает,
А пенья-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешки на сошке булатные,
Присошничек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.
- Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ?
Афанасий Фет
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
- Почему данный фрагмент из «Каменного цветка» П. Бажова можно назвать сказом?
Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него — кому любо.
Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.
— Пойдет такое — берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет.
- Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта? Назовите части басни.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",-
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет", - говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная!"- примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
_____
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Чем они похожи и чем отличаются? Какой принцип использует писатель для построения своего рассказа?
Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было все с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках (...) [я] видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею...
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его (...)
При каждом ударе наказываемый как бы удивляясь поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали (...) Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека.
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 2
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1) Висит сито,
Не руками свито.
2) Кто над нами
Вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится?
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) До слова крепись, а давши слово, держись.
б) Под лежачий камень вода не течет.
в) Двое пашут, а семеро руками машут.
- С какими злыми силами борются герои волшебных сказок?
- По отрывку из сказки определите, к какой группе она относится, попробуйте в словах героев найти ее название. Какие особенности помогли вам определить вид сказки?
Старуха загнала скотину, пришла в избу и говорит:
— Загадаю я вам, служивые, загадку.
— Загадай, бабушка!
— Слушайте: в Печинске-Горшечинске, под Сковородинском, сидит Петухан Куриханыч.
— Эх, старая! Поздно хватилась: в Печинске-Горшечинске был Петухан Куриханыч, да переведен в Суму-Заплеченску, а теперь там Заплетай Расплетаич. Отгадай-ка вот, бабушка, нашу загадку.
- Чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича.
- 6. Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко постучит.
- Какой человек, по вашему мнению, рассказывает историю о Левше? Опишите его. Обратите внимание на особенности речи рассказчика: переиначенные иностранные слова и названия, неизвестные малообразованному человеку; просторечные слова и выражения.
На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.
Приезжают в пребольшое здание — подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под Балдахином стоит Аболон полведерский.
(...) Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит.
- Что такое басня? Перечислите ее характерные черты.
а) Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
б) А как бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
в) Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Чем они похожи и чем отличаются? Какой принцип использует писатель для построения своего рассказа?
Бал был чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что и без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было все с Варенькой. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках (...) [я] видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею...
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его (...)
При каждом ударе наказываемый как бы удивляясь поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы не милосердовали (...) Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это было тело человека.
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 3
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1)Два братца в воду глядятся —
Никогда не сойдутся.
2)Никто не пугает,
А она вся дрожит.
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) Терпенье и труд все перетрут.
б) На чужом хребте легко работать.
в) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- По приведенному отрывку определите, к какой группе сказок относится данная сказка «Солдат и черт», назовите еще несколько сказок этой же группы.
Стоял солдат на часах, и захотелось ему на родине побывать.
— Хоть бы, — говорит, — черт меня туда снес! А он тут как тут.
— Ты, — говорит, — меня звал?
— Звал.
— Изволь, — говорит, — давай в обмен душу!
— А как же я службу брошу, как с часов сойду?
— Да я за тебя постою.
- Как называется эта композиционная часть сказки?
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у царя было три сына.
- Какие исторические места и лица упоминаются в былине «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК»? Какие качества Ильи Муромца вам кажутся главными?
- Чем стихи отличаются от прозы? С помощью повторения каких звуков Ф.И. Тютчев помогает услышать раскаты грома? Как называется такой приём? Определите размер стихотворения.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
<1828>, начало 1850-х годов
- Прочитайте фрагмент из сказа П. Бажова «Каменный цветок». Перечислите особенности стиля рассказчика.
Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда.
Подошел Данилушко к этому глядельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень - на руках не унести - и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать Данилушко эту находку. Все, как ему надо: цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется... Ну, все, как есть... Обрадовался Данилушко, скорей за лошадью побежал, привез камень домой, говорит Прокопьичу:
- Гляди-ко, камень какой! Ровно нарочно для моей работы. Теперь живо сделаю. Тогда и жениться. Верно, заждалась меня Катенька. Да и мне это не легко. Вот только эта работа меня и держит. Скорее бы ее кончить!
Ну, и принялся Данилушко за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А Прокопьич помалкивает. Может, угомонится парень, как охотку стешит. Работа ходко идет. Низ камня отделал. Как есть, слышь-ко, куст дурмана. Листья широкие кучкой, зубчики, прожилки - все пришлось лучше нельзя. Прокопьич и то говорит - живой цветок-от хоть рукой пощупать. Ну, а как до верху дошел - тут заколодило. Стебелек выточил, боковые листики тонехоньки - как только держатся! Чашку, как у дурман-цветка, а не то... Не живой стал и красоту потерял.
- Каких баснописцев Вы знаете? Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении?
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет
И выйдет из него не дело, только мука.
- А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Как вы думаете, почему Л. Толстой делает рассказчиком прямого участника событий? Можно ли согласиться, что Иван Васильевич в последующей жизни «никуда … не годился»?
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в это время весь мир своей любовью. Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство...
Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать.
А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался до дока и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал все опять и вскочил.
.... В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки.
Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (...) это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.
Итоговая работа по литературе
ВАРИАНТ 4
- Отгадайте загадку (тема — «Природа»).
1)Серое сукно
Тянется в окно.
2)У кого глаза на рогах,
А дом на спине?
- Определите, где пословица, а где поговорка.
а) Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
б) На чужом хребте легко работать.
в) Люди жать, а мы на солнышке лежать.
- Назовите сказку и определите, к какой группе сказок она относится.
Та тотчас подхватила Ивана-царевича и пошла; уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво! Махнула правой рукой — стали леса и воды, махнула левой — стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала — ничего не стало.
- Перечислите волшебные предметы из народных сказок.
- Когда появились былины? Кто их герои? Перечислите имена уже известных вам богатырей. С какими их подвигами вы знакомы?
- Определите размер стихотворения. Какими выразительными средствами создается образ? В чем своеобразие звукозаписи данного стихотворения?
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег...
Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
- Чем отличается сказовая манера П. Бажова «Каменный цветок» от обычного рассказа или сказки?
Данилушко тут и сна лишился. … Вспомнил опять разговоры о малахитовом цветке. Так его и потянуло: "Не сходить ли последний раз к Змеиной горке? Не узнаю ли там чего?" - и про камень припомнил: "Ведь как положенный был! И голос на руднике-то... про Змеиную же горку говорил".
… Глядит - у одной стены камень-серовик, вроде стула. Данилушко тут и сел, задумался, в землю глядит, и все цветок тот каменный из головы нейдет. "Вот бы поглядеть!"
Только вдруг тепло стало, ровно лето воротилось. Данилушко поднял голову, а напротив, у другой-то стены, сидит Медной горы Хозяйка. По красоте-то да по платью малахитову Данилушко сразу ее признал. Только и то думает:
"Может, мне это кажется, а на деле никого нет". Сидит - молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом и спрашивает:
- Ну, что Данило-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
- Не вышла, - отвечает.
- А ты не вешай голову-то! Другое попытай. Камень тебе будет, по твоим мыслям.
- Нет, - отвечает, - не могу больше. Измаялся весь, не выходит. Покажи каменный цветок.
- Как называются процитированные части басен Крылова? Какова их роль в произведении? Из каких они басен?
- Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
- У сильного всегда бессильный виноват.
- Сопоставьте предложенные отрывки из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Подумайте, что или кто остается неизменным в обеих частях рассказа. Какое впечатление на героя это производит?
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в это время весь мир своей любовью. Я любил хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство...
Нет, я был слишком счастлив, я не мог спать.
А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался до дока и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал все опять и вскочил.
.... В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки.
Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта (...) это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка.