Вот только откроете эту толстую книжку бажовских сказов и сразу перенесётесь в особую волшебную атмосферу. Кажется, только народная фантазия способна создать персонажи такой яркости и силы!
В обычной зеркальной пуговке проявляется хохочущая Хозяйка Медной горы. А летним днём на камешке греется изумрудная ящерка с короной на голове. Или следы кошки Мурёнки на зимней тропке выведут посмотреть, как из-под серебряного копытца оленёнка с пятью рожками, заскочившего на заснеженную крышу, посыплется золотой песок.
Мы с детства знаем, что придумал этих необычных героев Павел Петрович Бажов (1879-1950). Его сказы содержат не только волшебство, но и правдивое описание настоящих, невыдуманных героев: Данилу-мастера, Прокофьича, Танюшку, Степана. Автор – знаток трудовой жизни и нелёгких отношений горно-заводских мастеров с приказчиками и управляющими Урала ещё до того, как произошла революция 1918 года.
Родился будущий писатель на Сысертском заводе вблизи Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Опытные мастера часто рассказывали ребятам народные горняцкие поверья. В них Уральская земля представала щедрым краем, полным самоцветных кладов, неиссякаемых золотых жил. Здесь жили чудесные помощники, открывающие богатства земли только людям с чистой душой.
Казалось, красота горного Урала сама рождала волшебные легенды и сказки. С детства нравились мальчику люди, легенды, сказки и песни родного Урала, края удивительной красоты. Огромная горная страна раскинулась от берегов студеного Карского моря до сухих казахских степей.
Десятилетним мальчиком Бажова привезли в Екатеринбург, он поступил в духовное училище, а позже в Пермскую духовную семинарию. В ней изучал греческий, латинский, церковнославянский языки, познакомился с античной литературой, трудами православных мыслителей. Закончив семинарию, Павел не стал продолжать образование и духовную карьеру.
Юноша был прилежным учеником и от своего учителя словесности перенял любовь к литературе и тоже стал учителем. Восемнадцать лет он проработал учителем русского языка и литературы, а также алгебры, черчения и чистописания в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова.
Именно в это время будущий писатель начал собирать фольклор родного края. Свободное время проводил на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал в толстую тетрадь всё, что они рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. В автобиографии он написал о путешествии по реке Чусовой: «Меня поразили присловья. Записал шесть тетрадей».
И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда произошла революция. Мирное течение жизни было нарушено, началась Гражданская война. И тогда Бажов оставил учительство, спрятал свои тетради и добровольно пошёл в Красную армию.
В 1918 году вступил в партию большевиков. Участвовал в боях на Уральском фронте, редактировал газету «Окопная правда». Бажов сполна хлебнул тягот военной службы: отступал с армией до Перми, попал в колчаковский плен, бежал оттуда, воевал в сибирских партизанских отрядах, под фамилией Бахеев вёл подпольную работу.
В 1921 году тяжело заболевший Бажов с семьёй возвратился в Екатеринбург, занялся журналистикой, стал работать заведующим отделом писем в «Уральской областной крестьянской газете» и снова достал свои заветные тетрадки. Постепенно они стали заполняться новыми записями. Позднее писатель признавался, что многие из выражений, найденных им в письмах читателей, он заимствовал для своих произведений.
Бажову приходилось часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. Он не терял ни одной возможности, чтобы записывать всё, что его так привлекало, а потом и сам пробовал писать истории о родном Урале. В 1924 году опубликовал книгу «Уральские были». Собранные в ней исторические очерки о дореволюционном быте Сысертских заводов стали своеобразным предисловием к будущим сказам.
В 1933 и 1937 годах Бажова исключают из партии, в 1938 году даже восстанавливают. Он вспоминал, что именно тогда «взялся давние задумки обрабатывать. Велению сердца подчинился. Начал сказы писать как бы для того, чтобы боль свою потушить. Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, всё надеялся, что их опубликуют. Думал, может, пойдут они в народе вроде побасёнок, а кто их сочинил, важно ли? И так ладно».
Павел Петрович Бажов писателем стал в зрелом возрасте, когда за плечами уже была долгая, богатая событиями жизнь. Первый сказ «Дорогое имечко» он напечатал в 57 лет.
В 1939 году перед Великой Отечественной войной вышла книга сказов. Она стала очень популярной: в суровые годы войны, когда было не до книг, люди зачитывались уральскими сказками. Всё в них было настоящее: и люди, и природа, и россыпи уральских самоцветов.
Бажов рассказывал своим читателям о том, что не понаслышке было знакомо ему с детства: о нелёгком труде на горных заводах, о радости творчества, о бережном отношении к природе.
В 1942 году появился в печати дополненный новыми произведениями сборник «Малахитовая шкатулка». По мнению автора, в малахите вся «радость земли собрана», поэтому сказ с таким названием и дал имя самой известной книге писателя. С тех пор малахит приобрёл славу «бажовского» камня и неотделим от творчества уральского сказочника.
Хотя мир рабочих и мир хозяев у Бажова чётко разграничены, судьбы героев определяются не социальным положением, а человеческими качествами и поступками. Словесные россыпи сказов похожи на самоцветные уральские камешки — у каждого свой неповторимый узор и цвет.
По бажовским мотивам поставлены балет С. Прокофьева «Каменный цветок» и опера композитора К. Молчанова. Произведения Бажова перешагнули через свой век, их читают и сегодня.
А мы с помощью путевого очерка В. Ветлугина перенесёмся на малую родину писателя — в город Сысерть.
Владислав Ветлугин
Сысерть — родина П.П. Бажова
Улица детства
В Сысерти любой мальчишка покажет этот дом. Я всегда останавливаюсь возле него и снова, уже в который раз, любуюсь резными деревянными карнизами, косяками, наличниками…
Весной у палисадника спешат наперегонки ручьи, ранит душу запах цветущей рябины.
Когда воздух становится вязким от жары и гранитные плиты тротуара обжигают пятки босоногим потомкам заводских «жженопятиков» (прим. Так звали, оказывается, рабочих литейщиков на многих заводах Урала. В то время в литейном цехе, действительно, босым не ходи — живо пятки пожжёшь), дом греет на солнышке свои старые стены, венцы и ворота.
Осенью, словно по пластинкам ксилофона, по его крыше нежными молоточками ударяют капли дождя. Этой долгой и сонливой мелодии помогает ветер. Он стучит тяжелыми яркими кистями спелой умытой рябины, бросает на карнизы пылающие листья.
Со своим обычаем — всё кутать потеплее — приходит морозная зима. И смотрит дом окнами на улицу, повязавшись снежным полушалком...
Здесь, на этой улице, у этого дома, стараются побывать все гости города. Помню, как группа ленинградцев долго стояла около домика с мемориальной доской, отмечающей улицу детства автора «Малахитовой шкатулки» — Павла Петровича Бажова.
Сказы Бажова переведены на 33 языка, и теперь их знают во многих странах мира,— так же, как и небольшой рабочий уральский городок Сысерть.
Страна детства
А вокруг Сысерти привольно раскинулась страна детства писателя.
Тихие заводи сысертских прудов, Карандашный увал, Тальков камень, Терсутское болото, речка Чёрная, бесконечные заросшие карьеры старинных рудников да закопушки (прим. закопушка — простейшая, обычно ямообразная горная выработка, которая служит для вскрытия коренных пород)...
Куда бы ни пошёл в этой сказочной стране — всюду своё, неповторимое. Высокие могучие боровые леса сменяются хороводами осин и нежных берёз в белых передничках, мохнатые кочки болот с путаницей лосиных троп — обнаженными лбами гранитных валунов.
Бойкие в любую погоду весёлые ручейки устремляются замшелыми ложкáми к рекам и прудам, в которые, как в «Таюткины зеркальца», не налюбуются собой солнце и облака, луна и звёзды. Усыпанные белоцветьем ромашек, благоухают зелёными малахитовыми лугами берега.
Это ещё и страна «каменных цветов». Они прячутся глубоко в земле —во владениях Хозяйки Медной горы. Хотя их и меньше, да и не так-то просто их найти, всё равно «широкоглазый человек», как называл Бажов любознательных людей, непременно отыщет, заприметит и малую искорку благородного камня, долго будет восторгаться её красотой. На этой земле многие поколения старателей испокон веков добывали россыпное и жильное золото, бывало, и самородки им попадались.
На богатой земле родился писатель. Именно здесь ещё в детстве он познакомился с заводскими мастеровыми, умеющими трудиться «с живинкой в деле». Вот и стал мастеровóй, смекалистый народ главным героем его сказов.
В ночном
Было время, когда без лошади нельзя было обойтись ни в лесу, ни на домне, ин в горе. И пахала она, и молотила. Недаром с любовью называли её кормилицей. Красивое это животное — гордое в ласковое, трудолюбивое и умное. И сейчас в деревнях иной раз без лошади просто не обойтись.
Для сельских ребятишек всегда мечтой было пойти в ночное — пасти коней. Сколько радости-то, если мать отпускает. Бутылка молока, краюха хлеба, больше ничего и не надо на ужин...
Вечереет. Конюх — дед Матвей — рассказывает ребятишкам про своё детство, про революцию, про войну. Вон он сколько медалей в День Победы надевает! Когда в агатовой оправе облаков появляется луна, дед вспоминает про рудники да копи старательские, как охотился, когда ещё глаз зорок был.
В покосных избушках то и дело о кладах разговоры заходили. Как сейчас помню, когда старатели о них заговаривали — всё поминали гору Востренькую. Сказывали, мол, есть в ней пещера. Да мало ли в наших местах горок-то с таким названьем? И то верно — богатства в уральской земле везде много. И в горе, и по рекам, и в болоте вовсе. Только искать надо умеючи...
Догорают сучья в костре, щёлкают, разлетаясь искрами в разные стороны, и темней становится на поляне, кажется, плотней подступают лохматые сосны. От реки, из болотца с запахом осоки подбирается зыбкий лёгкий туман.
Ёжатся вихрастые мальчишки, застёгиваются, кутаются, садятся поплотней, ближе к старику. Немало интересного узнали от него ребята. А тут, как на притчу, самое интересное место. И домой уж бежать надо — мать наругает,— и дослушать хочется. А дед, опершись подбородком на посошок, глядит поверх сосен, всматривается в звёзды и медленно рассказывает, рассказывает... До утра бы его слушал, да зябко стало и глаза уж совсем слипаются.
— Ну, помощнички, пора по домам,— обнимая ребят, встаёт дед и, отворачиваясь от костра, смотрит в темноту, в сторону леса, откуда нет-нет да донесётся храп вороных.
Зимняя деревня
Зимой в деревне своя красота.
Сизыми коромыслами повис над печными трубами невесомый дым. Сколько изб — столько и коромысел уходит к морозному солнцу. Оно не греет вовсе, да и светит-то мало.
Ещё вчера крутилась метель, да какая! Побелил снег радужные плетеные половички в сенях, забился в рамы окон. Но, видно, устала с разбегу зима, притомилась, решила уступить место бодрому братцу- морозцу. И тот в долгу не остался. Утренняя дымка легла на землю, украсила жёсткими блёстками вчерашний сырой снег, зазвенела солнцем на сухих былинках репейника.
Воскресный день. Привычную деревенскую тишину нарушают собачьи «диалоги». Смачно пережёвывая душистое сено, глухо промычала из распахнутой стайки корова. Жаль, пичужек не слышно — мёрзнут, прячутся от холода. Только из соседнего бора за поскотиной доносится тюканье дятла. Трудится, как дровосек. Видно, ему, краснобокому, жарко сейчас и мороз нипочём.
Ребятишки — и те сидят но домам, носа не высовывают. Забыли сегодня санки, а лёд на крутой горке изморозью присыпало, будто печнóй золой. Станешь на неё подниматься — не поскользнешься.
Люди сидят в тепле, да и дел зимой по дому немало — накопилось их с осенней-то страдной поры.
В мороз особенно ощутимы запахи. В одной избе пекут пироги с капустой, в другой — решили отведать грибницы из сушёных опят, а с огорода, где закурился дымок над банькой, потянуло распаренными вениками...
Литература
Ветлугин В. Сысерть — родина П.П.Бажова // Уральский следопыт. — 1979. — №1.
Об авторе очерка
Ветлугин Владислав Михайлович (1939–2005), фотокорреспондент газеты «Уральский рабочий», член Союза журналистов России с 1962 г., автор материалов журнала «Уральский следопыт» в 1963-1989 годах https://uralstalker.com/mag_author/vetlugin-vladislav/