Top.Mail.Ru
О писателях-охотниках
Краски осени

Охотничьи тонкости может знать только настоящий охотник. Среди таковых много писателей 19 века.

Сергей Аксаков, Иван Тургенев, Лев Толстой и Николай Некрасов. В 20 веке это писатели-натуралисты, фотографы и путешественники: Иван Соколов-Микитов, Михаил Пришвин, Георгий Скребицкий, Виталий Бианки, Константин Паустовский, Максим Зверев, Николай Сладков, Геннадий Снегирёв.

Сергей Аксаков в совершенстве знал не только повадки зверей и птиц, но и места их обитания (лес, степь, болото), способы охоты, устройство ружья и приёмы стрельбы в летящую дичь. Для читателей он оставил свои «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», а для себя вёл личные записи, в которых подсчитывал охотничьи трофеи.

В письме Гоголю Сергей Тимофеевич пишет: «С двенадцатилетнего возраста до тридцатишестилетнего я был предан охоте страстно, безумно».

Вот Пушкин не увлекался охотой, хотя и рассказал о ней в поэме «Граф Нулин»:

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.
Выходит барин на крыльцо,
Всё, подбочась, обозревает;
Его довольное лицо
Приятной важностью сияет.
Чекмень затянутый на нём,
Турецкой нож за кушаком,
За пазухой во фляжке ром
И рог на бронзовой цепочке.
В ночном чепце, в одном платочке,
Глазами сонными жена
Сердито смотрит из окна
На сбор, на псарную тревогу...
Вот мужу подвели коня;
Он холку хвать и в стремя ногу,
Кричит жене: не жди меня!
И выезжает на дорогу.

В последних числах сентября
(Презренной прозой говоря)
В деревне скучно: грязь, ненастье,
Осенний ветер, мелкий снег
Да вой волков. Но то-то счастье
Охотнику! Не зная нег,
В отъезжем поле он гарцует,
Везде находит свой ночлег,
Бранится, мокнет и пирует
Опустошительный набег.

Охотничья тема воплощена у Тургенева в «Записках охотника», рассказах и стихотворениях в прозе. Тургенев на вопрос: «Ваше любимое занятие?», отвечал: «Охота!». Природой на охоте любоваться некогда: ею любуешься, когда лежишь или присядешь отдохнуть.

Иван Сергеевич на охоте был неутомимый ходок. Если выстрел был удачен, Тургенев становился весёлым, шуткам не было конца. Но если он промахнулся, то сердился, капризничал, и тогда всё было виновато в его неудаче: и ружьё, и погода, и дичь. 

В то время охота на лесную дичь разрешалась с Петрова дня, и писатель приезжал из-за границы на родину, чтобы открыть охотничий сезон.

Подолгу живя во Франции, Тургенев часто охотился и там с Луи Виардо, который был таким же страстным охотником, как и Иван Сергеевич.

Как всякий истинный охотник Тургенев очень любил собак. Особенно выделял он пойнтера Бубульку и сеттера Пегаса. Покрытая от мух и холода фланелевым одеялом Бубулька спала в спальне Тургенева на тюфячке. И когда по одеяло с неё сползало, она шла и толкала лапой Тургенева. «Вишь ты какая избалованная собака», — говорил он, вставая и накрывая её снова.

В рассказе «Пегас» Тургенев отмечает острейшее чутье собаки.

«...Вдруг мой Пегас поднял голову, повёл носом по ветру и пошёл размеренным шагом прямо на ту отдалённую кучку засохших и вытянутых сплошных стеблей. Я остановился и пригласил г-д охотников идти за моей собакой... Между тем другие собаки подскочили, стали вертеться и сновать около Пегаса, нюхать землю, оглядываться, но ничего не зачуяли; а, он, нисколько не смущаясь, продолжал идти, как по струнке... Я... взвёл курок, пошёл за Пегасом, который лишь изредка оглядывался на меня через плечо и добрался наконец до кучки земельных груш. Охотники, хотя и не последовали за мною, однако все остановились и издали смотрели на меня... В это самое мгновение целая дюжина самцов-фазанов с оглушительным треском взвилась на воздух — и я, к великой моей радости, сшиб пару, что не всегда со мной случалось, ибо я стреляю посредственно...»

Охотничьи сцены в романах «Война и мир», «Анна Каренина», в трилогии о детстве, отрочестве и юности, в «Казаках», «Рассказах для народного чтения» выписаны умелым мастером, знатоком охоты.

Л.Н. Толстой любил все виды охоты, но предпочтение отдавал псовой охоте. Весёлая компания, завтрак на природе, свежий воздух, хвастовство и охотничьи байки на привале... Что может быть лучше? И всё-таки на охоте он любил одиночество и красоту природы, забывал житейские дрязги и задумывал свои произведения.

Он охотился разными способами: с легавой, с гончими и борзыми. Любимцем семьи был жёлтый ирландский сеттер. А с умной ласковой Дорой он ездил на болота за дупелями, бекасами, утками, тетеревами и вальдшнепами.  

Писатель чаще всего охотился с борзыми. Из-за горячности Николаевича на охоте происходили иногда пылкие пререкания и ссоры из-за того, чья собака взяла первая, какая догнала. Отправляясь на охоту, седлали 7 лошадей, ехали с борзыми, возвращались поздно вечером, весёлые и довольные, привозили охотничьи трофеи.

Даже бросив во второй половине жизни охоту, Толстой не стал равнодушен к ней. Охотничьи воспоминания возвращали ему молодость. М. Горький, приезжая в гости к Толстому, вспоминал такой случай:

«Был осенний хмурый день, моросил дождь, он, надев тяжёлое драповое пальто и высокие кожаные ботинки — настоящие мокроступы, повёл меня гулять в берёзовую рощу. Молодо прыгает через канавы, лужи, отряхает капли дождя с веток на голову себе... ласковой рукой любовно гладит сыроватые, атласные стволы берёз.

— Недавно прочитал где-то стихи:

«Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной»... — очень хорошо, очень верно!

Вдруг под ноги подкатился заяц. Лев Николаевич подскочил, заершился весь, лицо вспыхнуло румянцем, и, эдаким старым зверобоем, как гикнет. А потом взглянул на меня с невыразимой улыбкой и засмеялся умным, человечьим смешком... удивительно хорош был в эту минуту!».

Тургенев написал «Записки охотника» в прозе, а Некрасов в стихах и поэмах «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «Медвежья охота», «Коробейники», «Псовая охота».

«Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши — живётся легко», — скажет Некрасов о своих увлечениях. Кроме любви к поэзии, Николай Алексеевич высоко ценил охоту, коллекционировал кинжалы, ружья, сумки, капканы. Как и все заядлые охотники обожал собак. О некоторых даже написал в произведениях, навсегда сохранив их образ и весёлые повадки.

«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу. —

Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»

Фингалушка скорчил серьёзную мину,

Под сено пожитки мои закопал,

С особым стараньем припрятал дичину,

У ног моих лёг — и сердито рычал.

Обширная область собачьей науки

Ему в совершенстве знакома была;

Он начал такие выделывать штуки,

Что публика с места сойти не могла...

Но точно удар прогремел над сараем,

В сарай полилась дождевая река,

Актер залился оглушительным лаем,

А зрители дали стречка.

Под крупным дождем ребятишки бежали

Босые к деревне своей...

Мы с верным Фингалом грозу переждали

И вышли искать дупелей.

Иван Соколов-Микитов к охоте пристрастился, когда с отцом ходил весной на глухариные тока: «Ещё в темноте слетались на ток косачи-тетерева. Я слышал шелест крыльев. Почти у самого шалаша раздался первый громкий, ни на что не похожий боевой клич. Ему в ответ со всех сторон послышались такие же грозные, мне незнакомые звуки, сменявшиеся глухим бормотанием. Прижавшись к отцу, я любовался невиданным зрелищем».

Дед тоже был знатным охотником, у барина служил псарём и сам держал гончих. Писатель много знал разных видов охоты и умел ходить на медведя в берлоге, на волков с флажками, на пушного зверя с лайкой, на зайца с гончими. В юности служил матросом, много путешествовал, бывал в экспедициях. В годы Великой Отечественной войны зарабатывал фотографией и охотой. Книги начал писать по совету М. Пришвина. Читателям понравились «Рассказы охотника», простые и удивительные истории из книжек «Год в лесу», «От весны до весны», «Мои друзья».

Для Михаила Пришвина охота — это метод познания жизни, необычный способ проникнуть в мир природы. Он охотился за наблюдениями: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь — в «находках». Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался».

Он рассказывал о животных, птицах, помощниках охотника — собаках, раскрывая их индивидуальность: «Нерль», «Первая стойка», «Предательская колбаса», «Сметливый беляк», «Синий лапоть», «Журка».

Не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество стало главным делом в жизни Георгия Скребицкого, автора книг «Рассказы охотника», «Охотничьи тропы», «С ружьём и без ружья», «Беловежская пуща». Писатель вёл диалог с читателем, рассказывая о природе и охоте, считая, что охота не должна превращаться в убийство. 

Неустанным защитником лесов, рек, озёр, птиц и зверей, художником, знатоком животного мира был Виталий Бианки. Во всех его рассказах упоминаются охота и охотники, а знаменитый Сысой Сысоич — мастер попадать в разные истории. Рассказы писателя учат раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.

Он создал «Лесную газету», вёл ежемесячный календарь событий, делился наблюдениями за природой и её обитателями. С помощью разных газетных жанров — телеграммы, хроники, объявлений, фельетонов, рассказывал о событиях лесной жизни каждого месяца: «В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники». 

Константин Паустовский называл Мещёрский край своей второй родиной: «Там до конца я понял, что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине. Ничто так не обогатило меня, как этот скромный и тихий край».

Он ходил по привольным мещёрским лесам, просекам и болотам, охотился, ловил рыбу, по приметам мог предвидеть погоду. И это созерцание природы выработало в писателе веру в торжество свободы, добра, света. Со страниц его рассказов, новелл и повестей веет милой родиной, «тихая и немудрая земля под неярким небом» полна загадок и тайн, успевай только примечать случаи, обстоятельства и людей.

Биологу Максиму Звереву судьба дала говорящую фамилию. Он действительно всю жизнь свою изучал зверей, был их защитником, создателем Алма-атинского зоопарка, потом — заповедника и станции юных натуралистов. Редкостный наблюдатель, он был очевидцем разных происшествий с животными и записывал короткие, но живые звериные и птичьи истории: «Белый марал», «В норах и гнёздах», «Лесные встречи», «У лесного костра», «Ущелье барсов».

Николай Сладков начинал как писатель-охотник, а стал писателем-естествоиспытателем. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из леса». Отказ от охоты, этого варварского занятия, привёл его к фотоохоте. Прекрасный рассказчик, он блестящее знал флору и фауну родного края. До конца жизни его постоянными спутниками были фотоаппарат, диктофон и блокнот. На основе своих впечатлений и наблюдений он написал книги «С севера на юг», «В песках», «Миомбо», «Белые тигры», «Подводная газета».

Бывалый путешественник Геннадий Снегирёв кем только не работал! И звероловом в зооцентре, и матросом на экспедиционном судне «Витязь», и помощником геологов в Туве, и экологом в Якутии, с оленеводами Чукотки гонял оленей, работал егерем в заповеднике Южной Туркмении. Повести, рассказы и лирические этюды с подробными описаниями природы, повадок и жизни животных учили читателей видеть и понимать природу: «Мендум», «Пинагор», «Мишка-китобой», «Чудесная лодка».

Как видим, книги писателей, любителей охоты и путешествий, по-своему привлекали читателей в разные времена. Поначалу охота была промыслом и забавой, она вызывала азарт, соперничество, но постепенно превратилась в способ познания живого мира. Многие писатели пришли в литературу из науки, обладая талантом передавать в слове свои наблюдения и переживания. 

И. Соколов-Микитов

Сойки

Это было ранней весной. Лес ещё не успел одеться. С ружьём за плечами я тихо шёл по знакомой глухой тропинке, покрытой опавшей хвоею. Вдруг впереди послышались тихие, необыкновенно приятные звуки. Мне показалось, что здесь собрались настоящие музыканты, играют на флейтах, свирелях и ещё на каких-то мне неведомых инструментах.

Прислушиваясь к незнакомым звукам, я стал осторожно подкрадываться. Прячась за деревьями, я скоро увидел над самой тропинкой около двух десятков соек. Рассевшись на сучках соседних деревьев, сойки приятно пели и как-то особенно весело щебетали. Можно было подумать, что я попал на самый настоящий лесной концерт.

Сойки — весёлые, общительные и самые беспокойные птицы в лесу. Их обычно можно видеть на глухих лесных дорогах и на опушках. Заметив собаку или человека, они перелетают с сучка на сучок, издавая резкий, тревожный крик. По этому крику звери и птицы узнают о близкой опасности, стараются хорошенько укрыться.

Раньше я не знал и ни от кого не слышал, что крикливые, беспокойные сойки умеют так красиво петь и даже устраивают концерты.

Присев на пенёк под ёлкой, я закурил трубочку и с удовольствием стал слушать лесную музыку, любоваться весёлыми, разнаряженными в весенний, праздничный наряд музыкантами, распевавшими над моей головой.

Неожиданно лесной весенний концерт был испорчен. По моим следам вдруг примчался мой охотничий пес, которого я нарочно оставил дома, отправляясь на тетеревиный ток. С высунутым языком, громко хахая, он стал носиться, нюхать под деревьями и, разумеется, всё испортил. С тревожным некрасивым криком, оповещавшим птиц и зверей о появлении собаки, сойки разлетелись во все стороны.

Я очень рассердился на мою собаку, испортившую лесной концерт. Услышать поющих соек больше никогда мне не удавалось.

 

Георгий Скребицкий

Смышлёный зверёк

Самая моя любимая охота осенью — по зайцам с гончими собаками. Идёшь в лес ранним утром, легкий морозец выбелил землю, затянул лужи первым хрустящим льдом. А лес-то какой нарядный! Берёзы все жёлтые, осины и клёны — будто в красных одеждах, а среди них тёмная густая зелень молодых ёлок. Шумят под ногами опавшие листья, пахнет грибами, лесной свежестью. Легко дышится осенним утром в лесу!

Отвяжешь собак — и они мигом исчезнут в кустах. Теперь слушай и жди. Собаки носятся где-то там далеко в лесу, принюхиваются к земле, ищут звериный след.

Кругом тихо-тихо, изредка пискнет в кустах какая-нибудь птичка да зашуршит, цепляясь за ветки, сухой лист. Вдруг громкий, заливистый лай будто встряхнет осеннюю тишину. Эхо подхватит его и разнесёт по далеким лесным отрогам. Это собаки нашли зайца и бросились по его следам. Скорей наперерез! Заяц не побежит далеко напрямик: он обязательно начнет крутиться по лесу. Тут уж вся охота на быстроту и смекалку рассчитана: кто кого перехитрит — охотник ли сумеет перехватить зверя, и тот выскочит прямо на выстрел, или зверь запутает по кустам свой след и собьёт с толку собак.

Вот уж когда горячка! На весь лес заливаются гончие псы, а ты перебегаешь с дорожки на дорожку, ладишь попасть навстречу зверю. Да не так-то это легко среди лесной чащи. Думаешь, зверь тут проскочит, а он совсем в другом месте пробежал. Попробуй-ка, угадай!
А раз со мной осенью на охоте такой случай был. Нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я — наперерез; стал на дорожке, жду. Слышу, гончие всё ближе, ближе, сейчас выскочит на меня косой. Впереди лесная вырубка, кусты да пеньки. Гоняют собаки по вырубке, бегают взад и вперед, а зайца всё нет. Куда же он девался? Значит, запутал собак.

Подождал я, подождал; ничего не выходит, не могут собаки зайца найти. Видно, нужно мне самому на помощь идти, разобрать, в чём там дело.

Пошёл я, гляжу: посреди вырубки полянка, кустики мелкие, а среди них высокие пни стоят — мне выше пояса. Носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Обегут полянку кругов — нет выходного следа. Значит, зверь не ушёл, тут он. Но куда же зайцу на полянке спрятаться? Лисица хоть в нору уйти может, а у зайца и норы не бывает.

Вышел я на середину полянки, смотрю на собак, как они в заячьей грамоте разобраться не могут, и сам ничего не пойму. Потом случайно взглянул в сторону, да так и замер: в пяти шагах от меня на верхушке пня сереет пушистый комочек, притаился, глазёнки так и впились в меня. Сидит заяц на высоком пне на самом виду. Внизу кругом него собаки носятся, а рядом охотник с ружьём стоит. Жутко косому с пня соскочить прямо к собакам. Затаился он, сжался весь, уши к спине приложил и не шевельнётся.

«Ах ты, — думаю, — плут косой, куда от собак забрался! Запутал следы, а сам вот где сидишь! Найди-ка его, попробуй! Ну, да я хитрее тебя. Возьму и застрелю».

Прицелился я, а заяц и не шевельнется, глядит на меня во все глаза, будто просит: «Молчи, не выдавай собакам!»

Стыдно мне стало: не бежит от меня зверёк, словно доверяет мне, а я и убью его вот так — в пяти шагах, сидячего! Опустил я ружье и потихоньку прочь отошёл. Вышел я с вырубки на дорожку и в рог затрубил — отозвал гончих.

— Идёмте, — говорю, — дальше, других зайцев поищем, а этот сегодня самый трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай себе живёт, зайчат уму-разуму учит.

 

Виталий Бианки

Пёрышко

Художник пошёл с товарищами в лес на охоту. Он стрелял хорошо. А на охоте раньше никогда не бывал и не видел, как вспыхивает в зелени деревьев рыжее-рыжее перо лесного кулика — вальдшнепа.

Вальдшнеп выпорхнул у него из-под ног. Художник выстрелил, и убитая птица упала.

Художник поднял вальдшнепа и стал любоваться его красивым оперением. Глаз от него оторвать не мог. Каждое пёрышко его восхищало.

И захотелось художнику написать картину в красках: летит вальдшнеп среди леса.

Так вдруг захотелось, что бросил он товарищей и скорей пошёл домой.

Дома художник сейчас же принялся писать картину. Лес у него вышел скоро и хорошо. А вальдшнеп не выходил. Художнику хотелось написать красками все тоненькие-тоненькие чёрточки на перьях лесного кулика. Но кисти были для этого слишком толсты. И он с досады даже поломал несколько хороших кисточек.

Потом, чтобы успокоиться, он стал опять внимательно разглядывать вальдшнепа.

И тут он заметил, что в крыле у этой птицы, у самого сгиба, есть одно очень твёрдое и очень тоненькое пёрышко. Художник вырвал это пёрышко и вставил его в письменную ручку.

Получилась тоненькая, упругая кисточка — как раз такая, какой недоставало художнику. Он взял её и расписал на своей картине перья вальдшнепа так тонко, что потом все удивлялись: «Как он это сделал?»

 

Николай Сладков

Ночные охотники

Сидел я в лесной избушке при свете лампы. В окно постучали. Я поднял глаза. На чёрном стекле, с той стороны, билась большая ночная бабочка! Она прилетела из ночного леса на огонёк и билась в стекло так отчаянно, будто за ней гнались. Я хотел открыть окно и выпустить бабочку, но вспомнил про комаров и передумал.

Но только я опять взялся за дело — по стеклу зацарапали. Кот! Глазищи дикие, усы торчком, а лапой на стекле бабочку ловит. Прижал бабочку мягкой пятернёй, нос свой розовый под лапу сунул и зашевелил усами — съел. Охотничек...

— Брысь! — крикнул я.

Кот не ушёл. Он, видно, знал, что на свет прилетят ещё бабочки. Тогда я вышел во двор.

Ночь тёмная и тёплая. Свет из окна похож на луч прожектора. И в этом луче, как пылинки на солнце, толкутся ночные насекомые: мотыльки, бабочки, комары. Там, где свет из окна совсем слабый, носились быстрые тени. Мелькнёт что-то, потом слышится хруст, и сверху, сверкая, летят бабочкины крылышки. Хруст — и падают жесткие надкрылья жуков. Летучие мыши разбойничают!

Долго я следил за ночной охотой. Увидел я ещё, как метнулся кто-то из темноты на пролетающую летучую мышь, скогтил её и пропал. Не узнать бы кто, да невидимка голос подал: «Ку-вит, ку-вит!»

Сыч! Ну и ловкач! А я раньше и не знал, что сычи летучих мышей ловят. Да и всё тут было ново: коты на бабочек охотятся, птицы на мышей...

Из чёрного ночного леса доносятся незнакомые голоса — значит, и там есть охотники. Да, может, такие, что... Лучше, пожалуй, в сторожку уйти!

Запахи весны

Страничка с материалами о весне-красне.
Подробнее

Летние тропинки

Лето чудесное, как без тебя!..
Подробнее

Зимняя мозаика

Короткие снежные дни.
Подробнее

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен